Файл: Процесс построения модели управленческого решения ..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения управленческого решения
1.1. Сущность и содержание управленческих решений
1.2. Классификация управленческих решений
1.3. Модели и методы принятия управленческих решений
2. Процесс принятия управленческих решений в ООО «Экспресс-ремонт»
2.1. Этапы принятия управленческих решений в ООО «Экспресс-ремонт»
2.2. Анализ типологии принятия управленческих решений в организации
2.3. Предложения по повышению эффективности управленческих решений в деятельности предприятия
- Правовая сущность управленческого решения проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде. Вся организация может понести ощутимые потери, если уже разработанное решение будет отменено, так как уже были потрачены ресурсы и необходимо будет потратить дополнительные средства на новую разработку. За незаконно реализованное решение может быть наложен штраф или начато уголовное преследование кого-либо из инициаторов. Незнание законодательства не освобождает от ответственности. Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы управленческого решения.
- Технологическая сущность управленческого решения заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения. Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, на который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию.
Таким образом, социальные проблемы непосредственно побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений. Они связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой подсистемы от планируемого, а также с изменениями механизма функционирования системы в целом. При этом если характер и частота каких-либо отклонений и изменений оказываются не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как свидетельство несовершенства данной системы.
1.2. Классификация управленческих решений
Основные этапы принятия управленческих решений представлены двумя уровнями на предприятии: организационный и индивидуальный. В первом случае интерес управленца сосредоточен на осуществлении самого процесса и его внутренней логики. Во втором случае – интерес перенаправляется в сторону необходимой среды вокруг данного процесса.
Этапы принятия управленческих решений имеют отличительные черты: целенаправленная и сознательная деятельность, выполняемая человеком; поведение, которое основано на ценностных ориентирах, а также фактах; взаимодействие работников предприятия; определение альтернатив в пределах политического и социального состояния организационной среды, а также часть текущей работы менеджера. Результатом работы специалиста-менеджера является некоторое решение.
Этапы принятия управленческих решений будут считаться эффективно выполненными, если с их завершением достигнута поставленная цель. Именно поэтому принятие определенного решения менеджером вызывает некоторые трудности, связанные с той ответственностью, которую он принимает на себя, а также неопределенностью, присутствующей при выборе той или иной альтернативы. Значительная часть проблемных вопросов, встречающихся в работе менеджера, редко повторяется. Поэтому их решение может явиться также проблемой выбора в некотором роде. Само по себе решение является выбором конкретной альтернативы, множество которых возникает при решении некоторой проблемы. При этом проблема является той ситуацией, которая представляется в виде препятствия к достижению цели, поставленной предприятием. Принятие неэффективных решений является результатом отсутствия логического мышления. Просто необходимо подходить к процессу принятия решений, как к некоторому рациональному процессу.
Понятие управленческих решений неоднозначно по своему наполнению. Так, их можно рассматривать с точки зрения формы. В этом случае они могут быть:
- Единоличными, когда право голоса имеет только высший руководящий сотрудник.
- Коллегиальными, когда, прежде чем принять решение, руководитель консультируется со специалистами, учитывает все предложенные идеи. Принятие и реализация решений таким путем приводит к самым успешным результатам.
- Коллективными, которые принимаются на основе общего голосования. Далеко не все руководящие резолюции могут быть приняты таким способом.
Если понятие управленческих решений рассматривать с точки зрения их «этапности», то можно выделить четыре уровня:
- Рутинные. Принимаются менеджером в соответствии с заранее составленной программой действия. Задача менеджера: опознать ситуацию, указанную в программе, принять одно из рекомендованных решений. Отсюда вытекают требования к менеджеру этого звена: решительность, компетентность, логичность, способность следовать программе.
- Селективные. Руководитель выбирает из ряда всех возможных решений только одно: наиболее оптимальное.
- Адаптационные. Требуют от руководителя умения отказаться от стандартных схем и принять новое творческое современное решение старой проблемы. Успех таких действий зависит от способности руководителя мыслить нестандартно и творчески.
- Инновационные. Понятие управленческих решений такого типа подразумевает возникновение новых, не встречавшихся ранее проблем и способность специалиста принять технически или научно обоснованное решение. Для одобрения таких заключений нужно иметь хорошую подготовку по специальности, уметь использовать творческие идеи других специалистов.[7]
Управленческие решения принято классифицировать по следующим основаниям[8]:
- причины разработки и принятия решения (ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные);
- время воздействия на объект управления (стратегические, тактические, оперативные);
- организация принятия решения (индивидуальные, коллегиальные, коллективные);
- способ фиксации (письменные, устные, электронные);
- степень повторяемости (традиционные, оригинальные);
- содержание (УР, имеющие количественные характеристики; УР, не имеющие количественных характеристик);
- поле принятия (планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие);
- степень регламентации (директивные, ориентирующие, рекомендующие);
- прогнозируемые результаты (с определенным результатом, с вероятностным исходом);
- методы переработки информации (алгоритмические, эвристические);
- система оценки эффективности или число критериев (однокритериальные, многокритериальные);
- направление воздействия (внутренние, внешние);
- ограничение на ресурсы (с ограничением, без ограничения);
- глубина воздействия (одноуровневые, многоуровневые);
- объект (кадровые, финансовые, производственные);
- степень альтернативности (безальтернативные, бинарные, многовариантные);
- способ выработки (интуитивные, адаптационные, аналитические);
- масштаб воздействия (общие, частные);
- стили принятия решения или характер разработки (уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, острожные).
Классификация управленческих решений возможна по следующим основаниям:
- область системы менеджмента;
- область действия;
- цель УР;
- уровень управления;
- степень масштабности;
- способ подготовки разработки решения;
- сроки действия;
- направление действия;
- способы формализации;
- виды представления;
- уровень сложность;
- форма передачи УР.
Главные факторы, которые оказывают воздействие на принимаемое УР: научный подход, моделирование, компьютеризация управления и т.д. Необходимо заметить, что классификация управленческих решений возможна и по другим основаниям. Так, например, можно классифицировать или составить типологию УР в зависимости от личностных особенностей руководителя.
Анализ управленческих решений предполагает использование научных принципов, к которым можно отнести[9]:
- анализ и синтез, предполагающий дифференциацию явлений, предметов, феноменов и в дальнейшем интеграцию их в единое целое во взаимосвязях и взаимозависимостях;
- вычленение основного звена, предполагающее постановку целей, задач и определение методов их достижения;
- сопоставление объектов анализа по их объему и условиям применения;
- своевременный и актуальный анализ, который направлен на уменьшение времени исполнения работ за счет реализации методов рациональной организации труда, кодирования и декодирования, компьютеризации информации, повышения её качества;
- формализацию данных, предполагающую: количественное описание факторов обеспечения оптимизации управленческих альтернатив; определение взаимосвязей и зависимостей между различными частями системы управления; количественное выражение уровня неопределенности при принятии управленческого решения.
Типы управленческих решений во многом зависят от личности менеджера, в связи с чем различают взвешенные, эвристично-спонтанные, рискованные, интуитивные, основанные на рассуждениях и оптимально-рациональные. Менеджер может быть по характеру вспыльчивый или, напротив, спокойный, выдержанный, и это будет накладывать отпечаток и на принимаемые им решения. Это тоже своеобразная классификация управленческих решений, зависящая от личностных особенностей менеджера. Взвешенные УР обычно принимаются управленцами, которые ответственно относятся к своей деятельности, рабочим гипотезам и их проверке. Эвристично-спонтанные решения принимаются авторами, которые с легкостью продуцируют самые различные идеи в большом количестве, однако не в состоянии их проверить и оценить. В результате они оказываются малообоснованными и ненадежными, принимаются импульсивно, спонтанно. Рискованные УР характеризуются тем, что их авторы не желают тщательно продумывать и обосновывать свои гипотезы. Интуитивные принимаются в ситуации выбора, сделанного только на основании ощущения того, что он правильный. УР, которые основаны на рассуждениях, иногда могут казаться интуитивными, так как их логика не вполне очевидна, они принимаются в ситуации выбора, обусловленного знаниями или личным опытом. Рациональные УР основываются на экономическом анализе, методах обоснования и оптимизации.
Таким образом, классификация управленческих решений может быть самой разнообразной, здесь многое будет зависеть от того, что будет приниматься за её основание. А основанием или критерием может служить и сфера деятельности, где принимается УР, и метод его разработки и многое другое.
1.3. Модели и методы принятия управленческих решений
Использование конкретной модели принятия управленческих решений обусловлено ряд причин, таких как, сложность реального мира, экспериментирование, ориентация на будущее.
Базовые модели принятия управленческих решений[10]:
- Физическая модель, которая представляет объект исследования при помощи ее уменьшенного или увеличенного описания. Она практически представляет собой моделируемую целостность;
- Аналоговая модель, которая представляет объект исследования аналогом, поведение которого аналогично поведению реального объекта, но внешне они не совпадают.
- Математическая модель или символическая. В ней используются символы, обозначающие характеристики или свойства объекта.
Моделирование - это процесс, поэтому обозначим этапы процесса принятия управленческих решений:
1. Постановка задачи. Это основной этап построения модели, обеспечивающий правильное решение управленческого вопроса. Верная постановка задачи порой важнее ее решения. Для нахождения оптимального или приемлемого решения конкретной задачи необходимо знать ее составляющие. Это позволит отличить симптомы от причин, что должен уметь делать каждый руководитель.
2. Построение модели. Это следующий этап. Разработчик определяет основную цель модели, а также выходные нормативы или предполагаемую к получению, используя модель, помогая руководству эффективно решить проблему, стоящую перед ним. Здесь нужно определиться с информацией, требуемой для построения модели, которая бы удовлетворяла этим целям и выдавала нужные сведения на выходе.
3. Проба модели на достоверность. Основной аспект проверки заключен в определении степени соответствия сконструированной модели настоящему миру. Необходимо определить наличие всех существенных компонентов, встроенных в модель, соответствующих действительной ситуации. Проверка нередко показывает, что сконструированные модели не совершенны, т.к. не содержат всех необходимых переменных. Этот этап также необходим для установления степени достоверности информации, получаемой с помощью модели,определяя ее способность реально помочь руководству решить проблему.
4. Применение модели. Никакие модели принятия управленческих решений нельзя считать успешными до тех пор, пока не прошли принятие и не стали поняты и применены на практике.