Файл: Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег (Проблемы денежного обращения в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Исследование денег как особого явления в экономике является очень важным. Исходя из этого, экономисты могут установить время возникновения денег, их влияние на экономику отдельных стран и народов и последствия появления денег.
Во все времена деньги выполняли важную роль в обществе. Являясь всеобщим эквивалентом стоимости, они выступают мерилом цены товаров и услуг, средством осуществления меновых отношений. Без денег невозможна многосложная хозяйственная деятельность человека, функционирование национальных экономик, мирового экономического хозяйства.
Одной из главнейших универсальных функций денег является обеспечение товарного обращения в обществе, жизненно необходимого для членов общества обмена результатами их труда. Эту функцию деньги выполняют, выступая в роли ценового эквивалента и средств платежа.
В процессе многовекового эволюционного развития деньги приобретали различные формы. Большинство авторов, изучавших деньги и историю их возникновения, начинали с рассмотрения денег как необходимого средства, способствовавшего развитию торговли (вспомним идеи Платона и Аристотеля). Традиционно история денег представляется как последовательное возникновение сначала товарных денег того или иного вида (золотые слитки, монеты, ракушки или иные ценные для конкретного общества предметы), а затем появление кредитных и декретных денег как средства, облегчающего обмен и оценку различных товаров, формы накопления богатства и возвращения долга.
Цель работы состоит в исследовании необходимости и предпосылок возникновения и применения денег.
Задачи работы:
- исследовать появление денег и развития их форм;
- рассмотреть теории денег;
- выявить роль денег в экономике;
- рассмотреть проблему наполнения содержания денег;
- выявить проблемы денежного обращения в России;
- определить пути совершенствования денежной системы России.
Предмет исследования – деньги: предпосылки появления и развития.
Объект исследования – денежная система России.
Теоретической и методологической основой исследования являются классические и современные труды российских и зарубежных ученых-экономистов в области экономической теории, макроэкономического анализа, денежно-кредитной политики.
Глава 1.История возникновения и развития денег
1.1. Появление денег и развитие их форм
Упоминания о деньгах, их сущности и функциях встречаются во многих памятниках культуры, начиная с древнейших времен. Деньги являются важнейшим средством обмена товарами между людьми, общинами и государствами. Они возникли в глубокой древности сначала в натуральной форме, когда денежного товарообмена еще не существовало, и использовались для обмена одного товара на другой в форме бартера[1]. В разных странах в целях обмена использовались различные товары: в Индии — драгоценные камни; на территории России и других стран — скот, меха, шкуры убитых зверей, кожа; в Абиссинии средством торговли и обмена служила соль, на юге Северной Америки — табак, хлопок и сахар, на севере, в Ньюфаундлене — сушеная треска. Но в первобытном и рабовладельческом обществе для этой цели чаще всего использовался домашний скот. По свидетельству Гомера (VIII в. до н. э.) вооружение Диомеда стоило 9 быков, а вооружение Главка — 100 быков[2].
Однако с течением времени люди во всех странах для обмена товара на товар стали использовать металлы, так как их долго можно сохранять, они прочнее других предметов, их можно делить на различное количество частей, а затем опять сплавлять в один кусок. Это сделало их пригодными в целях широкого обмена одних товаров на другие[3].
Впервые металлические деньги появились в Римской империи, во времена Сервия Туллия, который первым стал чеканить монету, — римский асс, или пондо, содержал фунт чистой меди. По свидетельству историка, писателя Гая Плиния, умершего в 79 г. н. э., римляне до Сервия Туллия не имели чеканной монеты, а для покупки нужных им предметов они пользовались слитками меди без всякого чекана монет. Позднее появились серебряные и золотые монеты. Так постепенно деньги стали использоваться в качестве всеобщего товарного эквивалента, необходимого для справедливого обмена продукцией.
В основе обмена находится стоимость товара, которая по К. Марксу определяется как средние общественно необходимые затраты труда при наличной в данной отрасли степени умелости и интенсивности труда. Исчисляется стоимость количеством часов общественно необходимого рабочего времени, необходимого для производства данного товара. Ведь никому не придет в голову обменять товар, на производство которого затрачено 20 часов рабочего времени на товар, на производство которого затрачено 10 часов рабочего времени, так что стоимость товара это не только теоретическое абстрактное понятие, но и вполне конкретное экономическое понятие[4].
Исторически роль товарного эквивалента закрепилась за золотом как наиболее ценным, привлекательным и употребительным товаром. Так же, как и все другие товары, золото имеет внутреннюю стоимость, которая определяется количеством часов рабочего времени, пошедшего на производство этого универсального товара. Именно поэтому деньги в виде золота стали всеобщим покупательским средством как на внутреннем, так и на внешнем рынке[5].
В истории возникновения и развития денег существует четыре формы стоимости: простая, или случайная; полная, или развернутая форма стоимости; всеобщая форма; денежная (эквивалентная) форма стоимости[6].
I. Простая, или случайная форма стоимости существовала тогда, когда обмен товарами был эпизодическим, случайным. Эта меновая форма стоимости иллюстрируется следующим равенством:
1 топор = 1 овце
Это предполагает, что на производство того и другого товара было затрачено одинаковое количество времени[7].
II. В дальнейшем с развитием общественного разделения труда, повышением его производительности, увеличением роста производства товаров значительно расширился товарный обмен[8]. В товарный обмен вовлеклось все большее количество продуктов труда. Поэтому он стал более масштабным и регулярным. В связи с этим полная, или развернутая форма стоимости товара характеризуется следующим равенством: 1 овца = 1 топору = 3 пудам зерна = 4 холстам. Здесь овца выступает еще в форме меновой стоимости товаров, хотя в товарный обмен уже вовлеклось все большее количество продуктов труда, и он постепенно становится все более регулярным.
III. Однако в результате углубления процесса разделения труда, роста его производительности и увеличения объема товарного производства из всего товарного мира выделяется один, наиболее употребительный товар, который становится товарным эквивалентом по отношению ко всем другим товарам[9].
В связи с этим развернутая форма стоимости товаров постепенно превращается во всеобщую форму их стоимости, что характеризуется следующей формулой:
1 топор =
3 пуда зерна =
4 холста = } 1 овце
2 подковы =
1 колесо =
и т. д.
Теперь овца выступает уже не в форме меновой стоимости товаров, а в форме всеобщего товарного эквивалента, на которой обмениваются все другие товары[10]. За товар, играющий роль всеобщего эквивалента, на рынке можно получить любой товар, поэтому всеобщий эквивалент обладает свойством всеобщей обмениваемости[11].
IV. Когда обмен еще больше расширился, вышел за пределы местного и даже регионального рынка, возникла необходимость закрепления функции всеобщего эквивалента только за одним товаром, который и стал деньгами. Первоначально в качестве денег использовались медь, серебро, бронза, а позднее и золото как всеобщий товарный эквивалент.
Роль денег в процессе развития производства, распределения произведенных продуктов труда, их обмена и потребления постепенно закрепилась за золотом. Поэтому, в конце концов, возникла денежная, эквивалентная форма стоимости товаров, необходимая для соизмерения цен и стоимости всех других товаров и услуг.
Эта исключительно полезная роль денег объясняется не какими-то сверхъестественными свойствами золота. Ведь природа не создает денег так же, как она не создает купца и банкира. Развитие денег и различных форм стоимости товара — это продукт длительных общественных отношений между людьми в процессе материального производства товаров и услуг, связанных с развитием производительных сил общества. Все это стало возможным в результате третьего крупного разделения труда — отделения ремесла от земледелия и скотоводства в результате роста добычи и обработки металлов, увеличения производства ювелирных изделий из серебра и золота[12].
Золото было известно человечеству с древнейших времен. Людям оно может приносить и радость, и беду. Радость оно приносит людям тогда, когда золотые деньги являются мерой стоимости товаров, средством обращения и средством платежа, средством образования сокровищ и мировыми деньгами[13]. Однако все хорошо в меру. Когда деньги превращаются в источник наживы и грабежа людей, в частности, создавших золотые монеты и украшения с бриллиантами, в источник эксплуатации чужого труда и являются причиной всяких войн, – то это беда для человечества. Поэтому одни люди радовались своему богатству в форме материализации общественного достояния, а другие видели в них причину своих бедствий[14]. По нашему мнению, богатство народа не должно распределяться уравнительно, но и чрезмерного неравенства в обществе быть не должно, так как это приводит к бесконечным социальным конфликтам и войнам.
О необходимости более равномерного распределения богатства народа писали многие мыслители древних государств. Ярким выразителем интересов родовой знати Древнего Китая был Конфуций (551–479 гг. до н. э.), который рекомендовал распределять богатство государства более равномерно, уменьшить бремя налогов, более эффективно привлекать народ к исполнению трудовых повинностей[15].
Экономическая идеология рабовладельческого общества изложена в сочинениях Ксенофонта (444–355 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Ксенофонт был одним из первых, кто в своих произведениях «Экономикос» и «Доходы» показал прогрессивную роль разделения труда и обратил внимание на двойственную природу товара, то есть на потребительную стоимость и меновую стоимость. Экономику он определял как науку, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Однако к купеческой торговле и ростовщичеству Ксенофонт относился негативно. По поводу роли денег в обществе он говорил так: «Деньги не ценность, если не умеешь ими пользоваться»[16].
Платон вошел в историю экономической мысли как идеолог афинской рабовладельческой аристократии, однако в его произведениях «Государство» и «Законы» уже находятся идеи социализма и коммунизма. В его сочинении «Государство» разработан проект идеального государственного устройства, в котором существуют три сословия:
1) философы, управляющие обществом;
2) стражи (воины), охраняющие государство;
3) земледельцы, ремесленники и торговцы[17].
Между сословиями существует четкое разделение труда. Первые управляют, вторые защищают, а третьи создают и реализуют материальные блага. Платон указывал, что первые два сословия не должны иметь частной собственности. Разделение труда он выводил из односторонних способностей человека и разносторонних его потребностей.
В более поздней работе «Законы» Платон внес некоторые коррективы в социальную структуру общества. Всех граждан он разделил на четыре класса в зависимости от их материальной обеспеченности. Граждане получают от государства дом и земельный надел. Земля является собственностью государства и передается в пользование граждан с правом передачи по наследству одному из детей[18]. Цены, по мнению Платона, которое мы разделяем, должны регулироваться государством и приносить умеренную прибыль. Потребление в обществе более, или менее уравнительное. Наряду с этим гражданам запрещалось иметь золото или серебро, заниматься ростовщичеством. Уравнительность распределения произведенного в обществе богатства и регламентация в поведении отдельных классов общества как раз и были истолкованы некоторыми историками как принципы коммунизма в учении Платона.
В известной мере такого же мнения позднее придерживались в своих произведениях Томас Мор («Утопия», то есть место, которого нет), Томазо Компонелла «Город Солнца», а также ученые социалисты Сен-Симон, Оуэн и Фурье. Однако в «Критике Готской программы» К. Маркс, а позднее В. Ульянов (Ленин) в произведении «Государство и революция» показали, что уравнительность не является признаком социалистического общества, а представляет собой примитивное представление о коммунизме. В. И. Ленин отрицал уравнительное распределение при социализме и подчеркивал, что на первой фазе коммунизма остаются еще остатки буржуазного права в распределении произведенных продуктов труда[19].