Файл: Мотивация в управлении на примере АО «Гарс-Телеком».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1 Мотивация труда: основные понятия, определения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика компании АО «Гарс-Телеком»
2.2 Анализ мотивационных установок в сфере труда в компании
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Введение
На первом месте для современного руководителя находится психология управления персоналом, поскольку показатели всего производства напрямую зависят от того, насколько каждый сотрудник предприятия удовлетворен работой и жизнью в целом. Именно это способствует повышению потребности в исследовании и изучении психологии не только групп в целом и индивидуума в частности.
Главным доказательством компетентной работы руководителя организации является желание сотрудников не только ежедневно приходить на работу, но и трудиться не покладая рук. Добиться этого эффекта можно с помощью стимулирования труда или другими словами формирования мотивов в профессиональной деятельности.
Мотивацией признается система стимулов, которые побуждают человека выполнять те или иные действия.
Психология управления позволяет увидеть, какой должна быть мотивация персонала. У каждого сотрудника свои потребности. Один человек трудится ради личностного роста и карьерного успеха, другой ведет размеренный образ жизни и его устраивает однообразная ежедневная работа. Все зависит от тех потребностей, которые преследует каждый сотрудник.
Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим объектом. Независимо от природы объекта управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом.
Актуальность проблем мотивации признается сегодня и наукой, и практикой. Иными словами, мотивация является основополагающим механизмом в психологии управления персоналом. От грамотного подхода к этой движущей силе коллективного труда зависит преуспевание всей компании в целом.
Целью написания данной курсовой работы является изучение системы мотивации персонала предприятия, а также оценка имеющихся в ней проблем и разработка путей их решения.
Для осуществления поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- исследовать актуальные вопросы управления мотивацией;
- выявить проблемы системы мотивации на предприятии;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы трудовой мотивации на предприятии.
Предметом исследования является система трудовой мотивации персонала предприятия.
Объектом исследований является предприятие АО «Гарс-Телеком».
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические положения мотивации трудовой деятельности работников, а именно основные понятия и определения, а также сама теория мотивации труда.
Во второй главе рассматривается характеристика предприятия и анализ мотивационных установок в сфере труда в организации.
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности на предприятии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1 Мотивация труда: основные понятия, определения
Любая деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями[1]. Под мотивацией труда принято считать стремление работника удовлетворить потребности посредством своей трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят:
- потребность, которую хочет удовлетворить работник:
- благо, которое способно удовлетворить эту потребность;
- трудовое действие, которое необходимо для получения блага;
- цена, т.е. издержки не только материального, но и морального характера, связанные с реализацией трудового действия.
Мотивы труда формируются, если:
- в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;
- для получения этих благ необходимы личные трудовые усилия работника;
- трудовая деятельность, позволяющая работнику получить эти блага с наименьшими материальными издержками.
Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага[2].
Стимулирование труда предполагает создание обстоятельств, при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения потребностей работника, формирование у него мотивов труда.
Мотивация труда – важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника влияющей на производственную деятельность[3].
Мотивы, которые напрямую связанны с трудовой деятельностью человека, можно в свою очередь разделить на 3 группы:
- мотивы трудовой деятельности;
- мотивы выбора профессии;
- мотивы выбора места работы.
Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
Рассмотрим причины, заставляющие человека заниматься трудом[4].
К первой группе причин относится побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу и желание оказывать помощь другим людям.
Ко второй группа относится получение определенных материальных благ для себя и семьи, а также для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
К третьей группе относится удовлетворение потребности в самовыражении и самореализации, т.е. человек не может быть бездеятельным по своей природе. К этой же группе можно отнести мотив, который связан с удовлетворением потребности в общественном признании, а также уважении со стороны других.
Общие мотивы трудовой деятельности, о которых речь шла выше, реализуется в конкретных профессиях. Выбор профессии – довольно сложный и долгий процесс. Ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, принимая во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека.
Упрочнение мотивов зависит от удовлетворенности работающих многими факторами трудовой деятельности. Это положение нашло в ряде распространенных на Западе теорий. В. Врум и Э. Диси выделяют «патерналисткую» концепцию мотивации трудовой деятельности. В соответствии с ней, чем больше люди удовлетворены своей работой, тем больше они будут побуждаться к ее выполнению.
В исследовании, проводившемся в 60-х годах под руководством В. А. Ядова, показано изменение роли мотивационных факторов при увеличении стажа у рабочих. Приведение данных зарубежных и отечественных авторов показывают, что роль различных мотиваторов труда существенно зависит от имеющихся в данное время общественных отношений, выполняемой деятельности, направленности личности интереса к профессии[5].
В меньшей степени влияют на ответственное отношение к труду такие мотивы, как потребность получить удовлетворение от видимых результатов своего труда, а также реализовывать свои способности, склонности, поднять престиж профессии и предприятия.
Основные правила мотивации, виды и типы мотивов к труду:
- похвала эффективнее порицания и критики;
- поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным;
- непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют больше, чем ожидаемые;
- постоянное внимание к работнику;
- поощрение за достижение основной цели.
Мотивы к труду с определенной степенью условности делятся на духовные и биологические[6].
К духовным относятся:
- стадность (потребность быть в коллективе);
- мотив личной аффирмации, или самоутверждения;
- мотив надежности (стабильности) – по существу, мотив самостоятельности с противоположным знаком;
- мотив приобретения нового (знаний);
- введение системы сдвинутого графика работы (работники предприятия имеют возможность в течение недели свободно распоряжаться своим временем, что устраняет напряженность на производстве в связи с невозможностью в нужное время решить свои бытовые проблемы);
- планирование времени (работникам предоставляется возможность выполнить положенную норму в то время, в которое они способны это сделать);
- введение платы за любое рационализаторское предложение (принимаются все предложения, и сразу выплачивается небольшое вознаграждение);
- введение ежегодной аттестации персонала (по специальной программе и методике оцениваются количество и качество труда за год).
Типы мотивации работников:
- инструментально мотивированный работник ориентирован на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно;
- профессионально мотивированный работник считает важнейшим условием деятельности реализацию своих профессиональных способностей, знаний и возможностей;
- патриот характеризуется тем, что основа мотивации к труду – высокие и человеческие ценности;
- «хозяйская» мотивация основана на достижении и приумножении собственности, материальных благ.
Основные формы мотивации трудовой:
- заработная плата;
- бонусы;
- дополнительные выплаты;
- помощь в оплате расходов на образование;
- помощь в обучении;
- медицинские обследования;
- страхование жизни;
- долговременная нетрудоспособность;
- медицинское и стоматологическое лечение;
- отпуск;
- выходные дни;
- оплачиваемые невыходы
Комплексный подход к управлению мотивацией персонала предполагает использование максимально широкого набора средств воздействия на мотивацию персонала (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Краткое рассмотрение основных средств воздействия на мотивацию труда персонала
Основные воздействия на мотивацию |
Основные составляющие |
1 |
2 |
Организация работ |
Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы. Законченность выполняемых заданий. Значимость и ответственность работы. |
Материальное стимулирование |
Конкурентоспособность предлагаемой зарплаты. Связь оплаты и рабочих результатов. |
Моральное стимулирование |
Широкий выбор нематериальных стимулов, используемых как руководителем, так и администрацией. |
Индивидуальный подход к работнику |
Оценка руководителем индивидуальных особенностей работника и выбор таких подходов, которые соответствуют особенностям личности и характера, особенностям его мотивации. |
Постановка целей |
Постановка перед работником четких целей и задач. Ключевые требования к мотивирующим целям. |
Практика управления |
Качество управления, доминирующий в организации стиль управления |
Целенаправленное воздействие на мотивацию подчиненных требует от руководителей не только большей осведомленности в вопросах управления людьми, но и освоение новых моделей управленческой деятельности.
1.2 Теория мотивации труда
Исторически первым сложился партеналисткий взгляд на мотивацию трудовой деятельности. Он исходил из того, что люди готовы выполнять свою работу в зависимости от степени удовлетворенности и вознаграждения. Первым роль потребностей в деле стимулирования труда оценил Фредерик Тейлор. Он стимулировал теорию мотивации, которая положила начало содержательному подходу к ней. Основываясь на этом, Тейлор создал стимулирующую систему оплаты труда. Существует множество направлений в теории мотивации[7].
Главные из них:
- исторические взгляды на мотивацию труда;
- содержательные теории мотивации;
- теории мотивации труда.
Мотивация человека возникает в процессе труда. К моделям теории мотивации относятся: