Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Особенности управления финансами в РФ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика финансовой системы государства
1.1 Понятие финансовой системы, ее основные функции
1.2 Структура финансовой системы РФ
Глава 2 Характеристика отдельных звеньев финансовой системы
2.1 Характеристика финансов хозяйственных субъектов
2.2 Характеристика государственных финансов
2.3 Значение страхования как элемента финансовой системы
Глава 3 Управление финансами в российской федерации
3.1 Особенности управления финансами в РФ
Финансовая система России построена в соответствии с общими принципами:[3]
- сочетания территориального и отраслевого подходов;
- обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;
- четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.
В целом можно сказать, что финансовой системы государства отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран.
Финансовая система РФ состоит из определенных звеньев, которые тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Как основу выделения сфер обычно принято считать уровень экономической системы. Так, в современной экономике выделяется четыре сферы:
- уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования;
- уровень макроэкономики — государственные финансы;
- уровень мирового хозяйства — международные финансы;
- обобщающий уровень — финансовый рынок.
Исследование каждого отдельного звена финансовой системы РФ поможет правильно ее оценить и увидев недостатки, вовремя принять правильные управленческие решения, которые, даже в будущих периодах могут предотвратить нежелательные риски.
Глава 2 Характеристика отдельных звеньев финансовой системы
2.1 Характеристика финансов хозяйственных субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов. Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с финансовым положением государства и состоянием денежных доходов населения. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением:[4]
а) фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли и пр.);
б) фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
в) фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам).
В составе финансов также можно выделить формирование и движение производственных фондов денежных средств; обращение денежной части фондов и фондов, образованных в ходе распределения доходов между предприятием, органами власти и работниками. К основным функциям финансов хозяйствующего субъекта относятся:
-аккумулирующая (мобилизация доходов, финансовых ресурсов, формирование капитала);
-распределительная (оптимизация финансовых пропорций, надлежащее осуществление расходов, превращение финансовых ресурсов в целевые фонды денежных средств);
-аналитико-контролирующая;
-коммуникационная (финансовые отношения с контрагентами, государством и пр.).
В целом финансы хозяйственных субъектов можно рассматривать с разных сторон. Исследуя каждый отдельный хозяйственный субъект, можно выявить, что в нем финансовая система формируется и функционирует различными способами и методами. При этом в целом все равно каждый субъект финансовых отношений имеет прибыть от осуществления своей деятельности, что подтверждает действенность всех финансовой системы государства.
2.2 Характеристика государственных финансов
Государственные финансы — это система сбора и использования денежных средств на нужды государства. Основу формирования государственных финансов составляют государственные финансы на федеральном уровне и на региональном уровне.
Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).[5]
Говоря о бюджете государства стоит отметить, что это не только самый важный государственный документ, который утверждается на год и о определяет пути развития свей экономики страны, он также влияет на формирование будущих социально-экономических отношений между субъектами.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федеративного государства.
Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, ее бюджетная система состоит из трех уровней.
Бюджетная система является финансовой основой для выполнения государством своих функций. В зависимости от доходов бюджетов субъектов РФ определяется вся система развития государства в целом и при этом формируется структура расходов на развитие здравоохранения, образования, культуры, дорожного хозяйства, транспортной инфраструктуры, реализацию социальных программ напрямую. Первостепенной задачей в достижении стабильности и эффективности развития бюджетной системы РФ федеральные и региональные органы власти определяют увеличение доходов бюджета.
Одним из важнейших элементов государственных финансов ив совокупности с муниципальными (местными) финансами являются региональные финансы (финансы субъектов Российской Федерации) [9].
В РФ на законодательном уровне определено порядок функционирования и развития финансов субъектов Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с региональной экономической политикой.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, что в свою очередь обеспечивает более эффективное использование государственных средств и ресурсов.
Основными функциями бюджета являются следующие:[6]
1) перераспределение национального дохода и ВВП;
2) непрерывное государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) постоянное финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за порядком формирования и дальнейшего использования денежных средств централизованного фонда.
По состоянию на 1.03.2015 года общая сумма доходов федерального бюджета Российской Федерации составила 2278,9 млрд. руб. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что основную часть федерального бюджета составляют налоговые и неналоговые доходы (89,5 %).[7]
Безвозмездные поступления составили лишь 10,5 %. Прочих поступлений в 2015 г. не совершалось.
В целом прослеживается за последние пять лет позитивная динамика доходов федерального бюджета. Так, в 2014 году по сравнению с 2011 годом сумма доходов федерального бюджета Российской Федерации увеличилась на 3130,8 млрд. руб., или на 27,5 %. Также видим, что в 2014 году фактическая сумма доходов, полученных в федеральный бюджет превысила плановый показатель, утвержденный законом на 926,3 млрд. руб., или на 15,3 %. Анализируя сумму, полученную в первом квартале за 2 месяца (2278,9 млрд. руб.) 2015 года, можно спрогнозировать, что, при дальнейшем таком пополнении, сумма доходов федерального бюджета на конец текущего года может не достигнуть плановых показателей приблизительно на 10,4 %.[8]
Для эффективного формирования бюджета страны очень важно сформировать продуманную бюджетную политику государства.
По данным Министерства финансов Российской Федерации на плановый период с 2015 по 2017 года основной целью бюджетной политики государства является обеспечение устойчивости бюджетной системы.
Счетной палатой в связи с принятым планом одобрено заключение, в котором обозначены основные задачи для выполнения поставленной государством цели, а именно:
1. Усовершенствовать нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса.
2. Повысить качество государственных программ, а также расширить их использование в бюджетном планировании.
3. Уменьшить зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
4. Улучшить эффективность финансовых взаимоотношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
5. Повысить эффективность оказания государственных (муниципальных) услуг.
6. Снять ограничения транспортной инфраструктуры.
7. Повысить эффективность расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.
В соответствии с данным законопроектом на период с 2014 по 2016 года доходы федерального бюджета составят: 13 570,5 млрд. рублей, 14 564,9 млрд. рублей (18,3 %), 15 905,7 млрд. рублей соответственно.
Бюджет, как в целом для РФ, так и для территориальных единиц, играет значительную роль. Благодаря правильному и рациональному формированию бюджета реализуется региональная и национальная политика государства. При этом происходит также развитие международных связей. Бюджет является не только основой финансовых ресурсов государства, но и единственным источником финансовых средств, находящихся в непосредственном распоряжении государственных и муниципальных органов.[9]
2.3 Значение страхования как элемента финансовой системы
Страхование — это система экономических отношений, подразумевающая образование за счет взносов предприятий, организаций и граждан страхового фонда и его использование для возмещения ущербов, возникающих вследствие наступления страховых рисков.
Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды. В основу классификации страхования положены два критерия: различия в объектах страхования и различия в объемах страховой ответственности.
Исходя из характеристики объектов страхования, целесообразно выделять 4 отрасли: имущественное, личное, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков.
Личное страхование представляет собой страхование имущественных интересов физических лиц, связанных с нематериальными ценностями и уровнем их жизни, такими, как:
-жизнь, здоровье, трудоспособность людей;
-доходы (дополнительные расходы), определяющие уровень жизни людей.
К имущественному страхованию относится страхование имущественных интересов юридических, физических лиц, связанных с материальными ценностями, такими, как: имущество разных видов, представленное в ст. 128 ГК РФ и доходы (убытки) от использования, применения, хранения имущества [1].
Страхование ответственности имеет в качестве своего объекта имущественные интересы лиц (о страховании которых заключен договор), связанные с обязанностью возмещения ущерба, нанесенного им другим юридическим или физическим лицам.
По форме вовлечения в систему страховых отношений различают обязательное и добровольное страхование.
При обязательном государственном страховании соответствующее законодательство определяет перечень объектов, подлежащих страхованию, объем страховой ответственности, уровень страхового обеспечения, основные права и обязанности участников страхования, порядок формирования тарифов.
Обязательное страхование осуществляется в силу закона. Обязательную форму страхования устанавливает государство, когда страховая защита того или иного объекта связана с интересами общества.
Обязательными, как правило, являются:
-медицинское страхование;
-государственное личное страхование госслужащих;
-личное страхование за счет работодателя граждан, занимающихся опасной для жизни деятельностью;
-страхование жизни и здоровья членов экипажей самолетов;
-страхование пассажиров;
-страхование ответственности при причинении вреда при строительстве;
-противопожарное страхование.
Обязательным страхованием является страхование, осуществляемое в силу закона. Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О страховании» определено, что виды, условия и порядок проведения обязательного страхования устанавливаются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Расходы по обязательному страхованию относятся на себестоимость продукции.
Добровольное страхование осуществляется на основе добровольно заключаемого договора между страхователем и страховщиком. В зависимости от объекта страхования выделяют три отрасли страхования: личное, имущественное и страхование ответственности.
Не возмещаются убытки, связанные с генетическими последствиями загрязнения природной среды.
Основное отличие обязательного страхования от добровольного состоит в том, что при обязательном страховании выплаты не зависят от одних только взносов, в то время как при добровольном страховании обязательства страховой компании находятся в точном соответствии со взносами страхователя. Кроме того, в обязательном страховании застрахованный не имеет права прекратить страхование, а при добровольном страховании - имеет право. Добровольное страхование прекращается, когда застрахованный прекращает вносить взносы.