Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Особенности управления финансами в РФ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика финансовой системы государства
1.1 Понятие финансовой системы, ее основные функции
1.2 Структура финансовой системы РФ
Глава 2 Характеристика отдельных звеньев финансовой системы
2.1 Характеристика финансов хозяйственных субъектов
2.2 Характеристика государственных финансов
2.3 Значение страхования как элемента финансовой системы
Глава 3 Управление финансами в российской федерации
3.1 Особенности управления финансами в РФ
Введение
Финансы - одна из важнейших экономических категорий, что обеспечивает экономические отношения между субъектами в процессе создания и использования ими денежных средств. Само возникновение данной категории было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах, и произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к товарно-денежному обмену.
Финансовая система страны включает в себя централизованные и децентрализованные финансы, которые связаны с источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, а также имеют большое значение при организации и внедрении программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы.
С точки зрения социально-экономических отношений финансовая система Российской Федерации состоит из централизованных, децентрализованных финансов. В целом можно отметить, что для обеспечения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют именно государственные финансы.
Финансовая система Российской Федерации функционирует на основании принципа фискального федерализма, при котором существует четкое разграничение функций между различными уровнями системы.
Финансовая система государства является главной составляющей всей экономики, имеет достаточно широкую структуру и оказывает влияние не только на социально-экономическое положение страны, но и обеспечивает ее уровень на внешних рынках. Финансовая система в первую очередь тесно связана с бюджетной системой государства, так как принимает участие в формировании и распределении бюджетных средств для обеспечения развития страны и повышения уровня жизни населения.
В современных вопросами формирования и совершенствования финансовой системы государства занимаются многие исследователи, к которым можно отнести Ю. А. Корчагина, Н. Н. Воробьева, Е. Б. Ткебучава и др.
Однако на сегодня остаются неразрешенными многие проблемы, связанные с эффективным управлением финансами на уровне государства. Прежде всего это связано с существующей несовершенной бюджетной, налоговой политикой государства.
Данная тема очень актуальна, так как состояние финансовой системы влияет на основные показатели социально-экономического развития страны. С помощью государственных финансов осуществляется регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, а также обеспечивается защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.
Целью написания курсовой работы является исследование финансовой системы государства, ее структуры, а также определение финансов как инструмента регулирования экономики.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в процессе ее выполнения:
- определение теоретических аспекты формирования финансовой системы государства;
- определение структуры финансовой системы Российской Федерации;
- исследование основных звеньев финансовой структуры РФ;
- рассмотрение системы управления финансами;
- исследование основных путей усовершенствования системы управления финансами государства.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе дано понятие финансовой системы определена ее структура. Во второй главе курсовой работы проведены исследования основных звеньев финансовой системы Российской Федерации. В третьей главе раскрыта сущность системы управления финансами, а также определены особенности управления финансами в РФ на современном этапе развития экономики.
Объектом исследования являются финансы РФ.
Предметом исследования выступают закономерности развития финансовой системы России.
Методологическо-информационной основой моей работы послужили Федеральные законы о бюджете, учебные пособия, официальные сайты Центрального банка, Минфина и другие научные публикации, Интернет-ресурсы.
Глава 1 Общая характеристика финансовой системы государства
1.1 Понятие финансовой системы, ее основные функции
Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, которые охватывают процесс формирования и использования первичных, производных и конечных денежных потоков.
Сущность финансовой системы определяется характером распределительных и перераспределительных отношений по поводу движения стоимости финансовых ресурсов, с одной стороны, и природой государственной власти, с другой стороны, для содержания которой необходимо обязательное взимание финансовых ресурсов с помощью налоговых и неналоговых методов аккумуляции для финансирования расходов, связанных с выполнением государственной властью обязательств перед обществом.[1]
Финансовая система государства является отражением задействованной модели экономики.
Общий признак, который характерный на сегодня для всех типов финансовых систем государств состоит в том, что: разнообразные фонды финансовых ресурсов, несмотря на отличия по методам мобилизации и их использованию, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве и тесно связаны между собой и. При этом они также оказывают существенное влияние на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев финансовой системы государства. Хотелось бы подчеркнуть, что каждое звено финансовой системы является независимым ее элементом, но эта самостоятельность относительна.
Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
В разных условиях общественного воспроизводства анализ закономерностей развития финансов свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании Такое положение прежде всего обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Основными таким условиями являются два: существование государства как субъекта товарно-денежных отношений и непосредственно само развитие этих товарно-денежных отношений.
Формирование развитой системы фондов характерно для современной экономики. Как в российской, так и мировой экономике, фонды имеют широкую классификацию. Существуют фонды государственные и негосударственные, бюджетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и местные, отраслевые, межотраслевые и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные и т.д. Например, в составе федерального бюджета находится ряд фондов, размеры, источники наполнения и направления расходования которых утверждаются вместе с принятием самого бюджета – это так называемый целевые бюджетные фонды, фонды межбюджетного регулирования и т. д. Хотя эти фонды входят в состав бюджета, их деятельность подчиняется особо установленным правилам. Наряду с бюджетными существуют и довольно бурно развиваются многочисленные внебюджетные фонды. К ним можно отнести государственные социально-страховые, негосударственные страховые, отраслевые, территориальные и т. д.
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
Функциональное назначение.
Каждое звено финансовой системы имеет свои задачи и старается их выполнять. Например, государственный бюджет способствует развитию распределительных отношения между государством, предприятиями, населением, и прежде всего эти отношения обусловлены формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование – это один из методов страховой защиты в случае недостаточных возможностей создания резервных фондов для граждан с целью самострахования от безработицы, старости, инвалидности. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнения обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;
Территориальность.
Каждая область, республика имеет соответствующий аппарат финансовых и страховых органов, которые выполняют возложенные на них функции, обеспечивая стабильность и развитие;
Единство финансовой системы
Государства имеет единую экономическую и политическую системы, основу которой составляет единая финансовая политика, которую государство проводит через центральные финансовые органы, имеющие единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых базовых законодательных и нормативных актов.
Фундаментом построения и функционирования всей финансовой системы страны являются именно финансы. Характерными признаками финансов, которые выделяют в учебной и научной литературе современные исследователи, являются:
- распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;
- односторонний характер движения денежных средств;
- создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.
Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.
Как и какая-либо другая экономическая категория, финансы имеют функции. Основными из них принять считать такие:
1. Функция формирования денежных доходов государства – происходит в сфере материального производства, а сфера обращения только опосредует эти отношения.
2.Распределительная – заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.
3.Контрольная – контроль над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
4.Регулирующая – связана с вмешательствам государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Таким образом, финансы – важная экономическая категория, которая выполняет различные функции, обеспечивая тем самым функционирование всей экономики государства.
1.2 Структура финансовой системы РФ
В советский период в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Некоторые авторы как отдельную подсистему выделяют еще и государственный кредит. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.
В целом, вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем: государственных финансов; страхования; финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья).[2]
1. Государственные финансы включают:
-бюджетную систему;
-внебюджетные фонды;
-государственный кредит.
2. Страхование включает:
-личное страхование;
-имущественное страхование;
-страхование ответственности.
3. Финансы хозяйствующих субъектов включают:
-финансы коммерческих предприятий и организаций;
-финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
-финансы некоммерческих организаций.
Финансовая система (как Российской Федерации, так и других государств) в зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов подразделяется на две сферы финансов: централизованные и децентрализованные финансы.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств направляется в дальнейшем на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).
Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач) состоят из государственных и муниципальных финансов. В свою очередь государственные и муниципальные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней), государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты, финансы иных государственных и муниципальных институтов.
Процесс организации и регулирования финансовой системы общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет ключевую роль финансовой системы государства.