Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Особенности управления финансами в РФ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика финансовой системы государства
1.1 Понятие финансовой системы, ее основные функции
1.2 Структура финансовой системы РФ
Глава 2 Характеристика отдельных звеньев финансовой системы
2.1 Характеристика финансов хозяйственных субъектов
2.2 Характеристика государственных финансов
2.3 Значение страхования как элемента финансовой системы
Глава 3 Управление финансами в российской федерации
3.1 Особенности управления финансами в РФ
Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.
Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.
Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. На Министерство финансов возложены следующие задачи:
-разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
-составление проекта и исполнение федерального бюджета;
-осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
-обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.
Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.
Основная цель управления финансами на макроуровне — это достижение сбалансированности бюджета, а также оптимизации государственного долга, обеспечение устойчивости национальной валюты, гармонизации экономических интересов государства и его граждан.
Согласно с нормами действующего законодательства финансовая система РФ формируется и действует в соответствии с бюджетными полномочиями РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, а также соответствующими законодательными нормативно-правовыми документами.
В целом функционирование финансовой системы страны обеспечивают ряд органов, которые имеют свою иерархию подчиненности, а их функционирование обеспечивается путем выработанной финансовой политики с помощью нормативно-правовых актов и постановлений. Так, федеральные органы финансового управления регулируют региональные, а региональные осуществляют определенный контроль за местными. При этом важное значение имеет создание отдельных независимых структур, которые могут осуществлять контроль за управлением финансами на всех уровнях и тем самым способствуют в дальнейшем разработке новой стратегии управления финансами и усовершенствованию существующей финансовой системы.
3.2 Пути совершенствования управления финансами
Для того, чтобы выявить пути совершенствования финансовой системы Российской Федерации необходимо прежде всего отыскать проблемы, которые сегодня не дает ей успешно развиваться.
Учитывая изученные функции финансов, а также исследуя уровень доходов и расходов бюджета РФ, мы пришли к выводу, что самая главная проблема, которая существует сегодня в стране и требует решения – это дисбаланс в бюджете, который напрямую связан с положением и развитием финансовой системы государства. Это означает, что в государстве существует дефицит бюджета, который не может урегулирован.
При этом важно также учитывать сам процесс функционирования экономики государства и иметь тщательно проводить анализ всех внешних и внутренних факторов, что на нее влияют.
Заметим, что денежные средства перераспределились между регионами страны. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, которые совершаются с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Сам же распределительный процесс достаточно сложен и многогранен.
Важная проблема в управлении финансами встала перед государством – это учет экономической и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, которые по-своему статусу относятся к различным сферам экономической деятельности.
В следующих сферах экономической деятельности возникла необходимость учета особенностей управления финансами:
а) регламентация и регулирование деятельности нефинансовых коммерческих корпораций и квазикорпораций (т.е. предприятии, которые относятся к реальному сектору экономики и производят материальные ценности и услуги);
б) подконтрольность деятельность финансовых и кредитных организаций;
в) управление финансами органов государственной и муниципальной власти;
г) контрольность за финансовой деятельностью коммерческих организаций, которые обслуживают население;
д) регулирование финансов домашних хозяйств, которые определяют благосостояние населения [1];
- очень неожиданным оказался переход для большинства предприятий нашей страны и регионов, в том числе и для большинства союзных республик, которые входили в состав СССР, к рыночному ценообразованию. В новых условиях рынка и рыночного ценообразования никто не был готов работать. От весьма неустойчивых рыночных цен стали зависеть финансовые показатели, а также формирование финансовых ресурсов и их распределение. В зависимость от рыночных цен попали как федеральные, региональные органы власти, так и отдельные предприятия;
- у всех субъектов финансовой системы права и возможности в самостоятельном формировании и использовании финансовых ресурсов существенно расширились;
- инфраструктура финансовых институтов рынка стала складываться в регионах. Инфраструктура финансовых институтов вписывалась в финансово-рыночную систему России, но в тоже время они очень часто не соблюдали нормы законодательно-правового регулирования.
Ведущую роль в рыночной экономике играет государственное регулирование финансов. Но роль государства в финансовом регулировании в рыночной экономике сильно отличается от его функций в планово-централизованной экономике. Это связано с тем, что в рыночной экономике по другому устроена институциональная структура, организация финансов
и связи между хозяйствующими субъектами в отличие от планово-централизованной экономики, которая базируется на административных методах управления. Для рыночной экономики характерно другая организация устройства государственной власти гражданского общества, где на уровне Конституции закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную [2].
Совершенствование государственного управления финансами в РФ на современном этапе осуществляется путем принятия Концепций развития. Так, с 2004 года в РФ реализуется Концепция реформирования бюджетного процесса, основная цель которой: создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Что сделано и делается для достижения указанной цели:
1. Осуществлено реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета.
Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.
3. Совершенствование среднесрочного финансового планирования. Формирование «встроенных» в бюджетный процесс процедур оценки результативности бюджетных расходов, поэтапного перехода от сметного принципа планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результат.
4. Выделение бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств
5. Развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
С целью усовершенствования финансовой системы в части ее «прозрачности», президентом РФ В. Путиным была утверждена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ред. ПП РФ от 30.06.2015 № 658), согласно которой, по всей стране будет введена система электронного фиксирования всей информации относительно поступлений в бюджет и расходов из бюджета. Программа рассчитана для выполнения на 10 лет и уже понемногу внедряется. Выполнение задач Концепции обеспечит:
- разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) с закреплением за ними расходных обязательств и доходных источников;
- переход на среднесрочное бюджетное планирование;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств;
- своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- создание условий для повышения эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), в том числе посредством изменения порядка финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий.
В целом можно отметить, что основными путями совершенствования управления финансами можно выделить следующие направления:
Министерства финансов
— разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
— разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
— разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
— координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
— управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;
— ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
— разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Счётная палата
— оперативный контроль за исполнением федерального бюджета;
— контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России),
Центральный Банк России
— усовершенствование правил осуществления расчётов в Российской Федерации;
— усовершенствование правил проведения банковских операций;
—осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— устанавливает правила бухгалтерского учёта;
— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
— принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Федеральные органы налоговой полиции
— производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;