Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Особенности управления финансами в РФ).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика финансовой системы государства
1.1 Понятие финансовой системы, ее основные функции
1.2 Структура финансовой системы РФ
Глава 2 Характеристика отдельных звеньев финансовой системы
2.1 Характеристика финансов хозяйственных субъектов
2.2 Характеристика государственных финансов
2.3 Значение страхования как элемента финансовой системы
Глава 3 Управление финансами в российской федерации
3.1 Особенности управления финансами в РФ
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.
Договор страхования - это двустороннее соглашение между страхователем и страховщиком.
Договор страхования представляет собой соглашение между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю, а тот обязуется выплачивать страховые выплаты в установленные сроки. В договоре страхования могут содержаться и другие условия, определяемые по соглашению сторон. Они должны отвечать общим условиям сделки, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
Для заключения договора страхователь представляет страховщику заявление о своем намерении заключить договор страхования.
Для конкретизации страховых интересов предприятий, организаций и граждан внутри отдельной отрасли далее различаются подотрасли и более узкие виды страхования.
Классификация страхования по видам страховых выплат построена на соотношении страховой суммы и страхового возмещения за понесенный ущерб, на основании чего различают страхование ущерба и страхование суммы. При страховании ущерба выплата страхового возмещения осуществляется на основе необходимой потребности в покрытии потерь и ограничивается фактической стоимостью объекта страхования, выраженной в страховой сумме. При страховании суммы выплата определяется не стоимостью материальных ценностей, а желанием и финансовыми возможностями страхователя, выраженными в размере страховой суммы.
В целом автором проведено исследование классификации страхования и выявлено основные отрасли страхования, а также формы страхования, которые на сегодня регламентируются Гражданским кодексом РФ и другими законодательными и нормативно-правовыми документами.
Понимание классификации страхования позволяет определить его роль и значение в современной экономической среде.
На сегодня невозможно оценить и увидеть значение страхования, не проанализировав ситуацию на рынке страховых услуг России.
В 2014–2015 годах российский страховой рынок вместе с национальной экономикой испытывает серьезные трудности: темпы прироста взносов сократились (на 6,1 п. п., до 2,1% в 1 полугодии 2015 года) и стали ниже инфляции, убыточность выросла (101,1% по итогам 2014 года, 99,9% в 2013 году), усилилось давление со стороны других финансовых рынков (в том числе фондового, валютного и банковского). При этом ужесточают внешние условия работы страховщиков сложная макроэкономическая ситуация, зарубежные санкции против России и усиление контроля со стороны регулятора.
У страхового рынка есть внутренние ресурсы для улучшения отраслевой динамики: страховщики активно продвигают продукты инвестиционного страхования жизни, автокаско с франшизой, «умного» каско, развивают продажи некредитных продуктов через банки и онлайн-продажи. Однако для преодоления кризиса необходимо решать проблемы страховой отрасли с участием и страхового сообщества, и регулятора, и законодателей. В первую очередь необходимо определить целевые ориентиры развития рынка страхования [5].
Рынок страхования вслед за экономикой вошел в стадию стагнации: темпы роста рынка в целом — на уровне инфляции.
Сегодня наибольшие проблемы отрасль испытывает с автострахованием. Главная причина в том, что в течение последних 10 лет на ОСАГО существовал государственный тариф, который государство не поднимало, несмотря на то, что экономика менялась. Поэтому, росла убыточность, и в результате моторное страхование утянуло за собой вниз и общие показатели компаний.
Сильно сказались на страховом бизнесе в 2014 году и события на туристическом рынке: основная проблема здесь в том, что маленькие фирмы, в которых работают «по 2 человека», набрали ответственности на миллиарды.
Рейтинговое агентство Ехpert, которое является участником Международной ассоциации рейтинговых агентств, предложило 10 ключевых задач развития страховой отрасли РФ.
Роль страхования заключается в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного воспроизводства и проявляется в конечных результатах, которые выражаются в:
-обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе за счет полноты и своевременности возмещения ущерба;
-участии временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций;
-показателях развития страховых операции на макроэкономическом уровне.
Роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующей типу экономического развития государства. В условиях рыночной экономики наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера и техногенных рисков у хозяйствующих субъектов резко возрастает потребность в страховании предпринимательских рисков, т.е. в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и реальных доходов.
В рыночной экономике страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.
Страхование служит важным фактором стимулирования производственной активности и обеспечения здорового образа жизни, создает новые стимулы роста производительности труда в соответствии с личным вкладом в производство и обеспечения собственного благополучия.
В России объективная необходимость в страховании повышена, поскольку:
- производственные фонды большинства предприятий имеют высокий процент износа, соответственно подвержены различным рискам;
- во многих отраслях промышленности применяются устаревшие технологии, представляющие опасность для участников производства и окружающей среды.
Опыт стран с развитым рынком подтверждает, что страхование является одним из важнейших методов управления риском. По данным ЕС и США субъекты рынка до 50% средств, расходуемых на защиту от риска, направляют в страхование.
По мнению автора, значение страхования на макроуровне проявляется в экономике, социальной сфере, экологии, инновационной деятельности.
Компенсируя ущерб, страхование обеспечивает непрерывность хозяйственной деятельности субъектов и тем самым вносит вклад в стабильность национальной экономики. Снижая неопределенность и конъюнктурные колебания, страховые компании сглаживают экономические циклы и воздействие кризисов как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Доступность страховой защиты стимулирует развитие производства, торговли и гарантирует сохранение имущественных прав.
В процессе страхования мелкие, разрозненные взносы страхователей объединяются страховщиком в инвестиционный капитал. В странах с развитым рынком страховые компании входят в тройку крупнейших институциональных инвесторов наряду с банками и пенсионными фондами.
Страхование способствует инновационному развитию экономики и стимулирует научно-технический прогресс. При наличии страховой защиты предприниматели внедряют новые технологии, финансируют научные разработки и др. Экономический эффект превентивной деятельности страховых компаний проявляется в улучшении рисковой ситуации.
Страхование вносит серьезный вклад в обеспечение платежеспособного спроса в стране, компенсируя страхователю убытки (вместо разбитой машины покупается новая, на месте разрушенного завода строится новый) и оплачивая труд специалистов, занятых в страховании.
Опосредованно страхование влияет на социальные процессы через стабилизацию экономики фирмы. Например, после наступления страхового случая, повлекшего за собой повреждение или уничтожение какого-либо имущества, предприниматель производит восстановление пострадавшего объекта, сохраняя рабочие места и оплачивая стоимость найма рабочей силы, за счет средств страхового возмещения, выплачиваемого страховщиком, что позволяет поддерживать уровень потребления занятых на предприятии работников и их семей.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждое отдельное звено финансовой системы РФ – это самостоятельная и с то же время, зависимая от других подсистема, что обеспечивает развитие экономики государства, путем создания необходимых условий для функционирования ее отдельных элементов (предприятий, хозяйственных структур) и в целом способствует повышению жизненного уровня населения.
Глава 3 Управление финансами в российской федерации
3.1 Особенности управления финансами в РФ
Управление финансовой системой РФ — это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. На макроуровне органами управления финансами являются Федеральное собрание, Президент, Правительство, Министерство финансовой системы РФ, Государственный таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам. Федеральная служба налоговой полиции. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, исполнительные органы внебюджетных фондов. На микроуровне органами управления финансовой системой РФ являются финансовые управления.
Сущность управления финансовой системой РФ проявляется в ее функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т. д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т. д.
Контрольная функция финансов вуправлении финансовой системой РФ означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам
; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансовой системы РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:[10]
-профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;
-Счетная палата РФ;
-Министерство финансов РФ и его органы на местах;
-Центральный банк РФ;
-Министерство РФ по налогам и сборам;
-Федеральная налоговая служба РФ;
-Государственный таможенный комитет РФ;
-Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
-Министерство государственного имущества;
-исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.