Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Стратегия конкурентоспособности предприятия: понятие, виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребителями продукции ООО «Гелио-Ореол» являются торговые предприятия (75 %) и розничные покупатели (25 % продукции реализуется через три собственных магазина).

Для оценки потребительских предпочтений в рамках маркетингового исследования проведен опрос розничных покупателей ООО «Гелио-Ореол». Число опрошенных респондентов составило 250 чел. В результате исследования установлена частота покупок хлебобулочных изделий потребителями, которая представлена в таблице 4.

Таблица 4

Частота покупок хлебобулочных изделий[27]

Вид изделия

Частота покупок

каждый день

через день

один раз в неделю

один раз в месяц

не покупают

Пшеничный хлеб

23

25

17

14

21

Ржано-пшеничный хлеб

18

27

15

14

26

Белый хлеб

15

30

10

10

35

Батоны

25

59

5

4

7

Булочные изделия

2

2

25

42

25

По данным таблицы 4 видно, что наиболее часто потребители приобретают пшеничный хлеб и батоны, а редко – булочные изделия.

Качество хлебобулочных изделий респонденты оценили следующим образом: 75 % опрошенных потребителей продукции ООО «Гелио-Ореол» отметили, что качество изделий «отличное». 10 %, что хлебобулочные изделия «хорошего» качества, и 2 % высказали мнение о том, что хлебобулочные изделия «удовлетворительного» качества (рис. 4). Категории «цена – качество» хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол», по мнению 94,2 % потребителей, потребляющих продукцию данного предприятия, соответствуют друг другу. Но 5,8 % респондентов отметили их несоответствие, аргументируя тем, качество продукции должно быть выше.

Рисунок 4 - Оценка потребителями качества хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол»: 1 – плохое качество; 5 – отличное качество[28]


Что же касается вкусовых качеств хлебобулочных изделий ООО «Гелио-Ореол», то 97,7 % покупателей они нравятся. И соответственно 2,3 % покупателей – не нравятся. В качестве основной причины отмечен имеющийся вкус дрожжей. Основная про­блема ООО «Гелио-Ореол» заключается в тенденции нарушения ГОСТ 27842-88 и 28808-90 «Техниче­ские условия «Хлеб из пшеничной муки».

Основными конкурентами ООО «Гелио-Ореол» являются: АО «Черемушки»; ООО «Катык»; ООО «АВА-Хлеб»; ООО «Жуковский хлеб»; ООО «ПЕКО»; минипекарни. Распределение рынка между конкурентами представлено в таблице 5.

Таблица 5

Распределение рынка между конкурентами[29]

Предприятие

Доля рынка, %

Отклонение, п.п.

2012 год

2014 год

2015 год

2015/2012

2015/2014

ООО «Гелио-Ореол»

12

14

15

3

1

АО «Черемушки»

56

55

54

-2

-1

ООО «Катык»

9

9

10

1

1

ООО «АВА-Хлеб»

6

5

5

-1

-

ООО «Жуковский хлеб»

8

8

10

2

2

ООО «ПЕКО»

5

5

5

-

-

Прочие

4

4

1

-3

-3

Как видно из представленных данных, на долю ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка. Это – вторая позиция после ОАО «Черемушки», на долю которого приходится 54 % рынка.

В таблице 6 представлен анализ конкурентоспособности предприятия.

Таблица 6

Анализ конкурентных позиций ООО «Гелио-Ореол»[30]

Показатель

ООО «Гелио-Ореол»

Конкуренты

АО «Черемушки»

ООО «Катык»

ООО «АВА-Хлеб»

ООО Жуковский хлеб»

ООО «ПЕКО»

1

2

3

4

5

6

7

Продукция

Качество продукции

3

4

4

5

3

5

Ассортиментный ряд

4

5

2

2

1

1

Доступность

5

3

3

1

4

1

Стабильность поставок

5

4

3

2

5

2

Скорость обслуживания

5

5

3

2

4

1

Цена

Цена продукции

4

5

3

4

4

5

% скидки с цены для оптовых покупателей

3

4

0

0

4

3

Продвижение услуг на рынке

Реклама

3

3

1

1

0

0


Продолжение таблицы 6

1

2

3

4

5

6

7

Стимулирование потребителей

1

2

1

0

0

0

ИТОГО по баллам

33

35

20

17

25

18

Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является ОАО «Черемушки». Предприятие уступает основному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Если общий балл конкурентных позиций ООО «Гелио-Ореол» составляет 33 балла, то у АО «Черемушки» конкурентные общие балы 35 ед. Кроме того, конкурентами на рынке хлебобулочной продукции являются ООО «Катык» - 20 баллов, ООО «АВА-Хлеб» - 17 баллов, ООО «Жуковский хлеб» - 25 баллов, ООО «ПЕКО» - 8 баллов. Конкуренция между указанными поставщиками хлебобулочной продукции очень сильная.

Ближайший конкурент – АО «Черемушки», с долей присутствия на рынке 54 % и высокими конкурентными позициями – число балов конкурентной позиции равно 35. При этом ассортиментный ряд данного предприятия выше, чем у ООО «Гелио-Ореол». Кроме того, цена продукции несколько ниже, а качество производимой продукции превышает качество продукции ООО «Гелио-Ореол». В ассортиментом ряду АО «Черемушки» присутствуют позиции отсутствующие у ООО «Гелио-Ореол». Так, например, это широкий ассортиментный ряд хлеба с различными вкусовыми добавками и широкий ассортимент булочной мелочи десертного направления.

Следующие ближайшие конкуренты - это ООО «Жуковский Хлеб» (конкурентные баллы 25) и ООО «Катык» (число конкурентных баллов 20). Данные предприятия представляют на рынке невысокий ассортимент, но наиболее востребованный – хлеб «Белый формованный» и ржаной «Дарницкий» пользующиеся спросом.

Выводы

ООО «Гелио-Ореол» - коммерческое предприятие, основным видом деятельности которого является производство хлебо-булочных изделий.

Проведенный анализ показал, что деятельность ООО «Гелио-Ореол» в 2014-2015 гг. не может быть признана эффективной, так как имеет место снижение прибыли и показателей рентабельности. Главные причины сложившейся ситуации: неэффективное управление расходами на предприятии, проблемы роста задолженности покупателей.


На ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка хлебобулочных изделий города. Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является АО «Черемушки», на которого приходится 54 % рынка. ООО «Гелио-Ореол» уступает главному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Однако, общий балл конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол» лишь на 5,71 п.п. (2 балла) ниже, чем у АО «Черемушки».

Проведенное исследование позволило выявить ряд проблем по обеспечению конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»:

1) ООО «Гелио-Ореол» уступает по ассортименту АО «Черемушки», который включает хлеб с различными вкусовыми добавками, булочную мелочь десертного направления;

2) в сбытовой политике предприятия отсутствует внимание к маркетинговому фактору; сбыт является нецеленаправленным и развитие системы сбыта происходит стихийно;

3) действующая на предприятии ценовая политика не ориентирована на дифференцированный подход, методы стимулирующего ценообразования крайне ограничены, что снижает конкурентоспособность предприятия.

Общий вывод, который можно сделать по результатам расчетов: выполнение стратегии повышения конкурентоспособности в ООО «Гелио-Ореол» в 2015 г. нельзя назвать успешным, что делает необходимым разработку мероприятий, направленных на совершенствование этого процесса.

Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности стратегии конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что, так как ООО «Гелио-Ореол» работает на рынке традиционного продукта, ему целесообразно придерживаться стратегии проникновения на рынок, на также реализовывать стратегию предложения новых товаров.

ООО «Гелио-Ореол» обладая значительным опытом и традициями производства, реализуют бизнес-процессы по отлаженным схемам, которые не всегда являются оптимальными. Можно выделить следующие недостатки в деятельности предприятия: низкий уровень планирования, преобладающим функциональным подходом, отсутствием отлаженного механизма целеполагания. В 2015 г. чистая прибыль предприятия снизилась на 16,20 %. На предприятии не соблюдается требование минимизации затрат. Напротив, показатель доли продукции предприятия в удовлетворении спроса снижается, то есть не выполняется критерий его максимизации. Происходит рост стоимости производства хлеба по причине роста стоимость сырья, «входные бонусов» в торговые сети, возврата хлеба из магазинов.


Типовыми бизнес-процессами в ООО «Гелио-Ореол» являются изучение
рынков, разработка новых видов продукции, организация сбыта, поставка сырья и взаимоотношений с поставщиками, производство и доставки продукции, управления человеческими, информационными, финансовыми и материальными ресурсами, улучшения и изменения деятельности предприятия.
Такие бизнес процессы, как сбыт продукции, материально-техническое снабжение, производство, финансовое планирование и некоторые другие
складывались на протяжении длительного времени, и имеют устойчивые традиции и ряд особенностей. Например, статус производимого продукта как продукта первой необходимости, высокие требования к его качеству, непрерывность производственных процессов, характеристики оборудования, специфика логистических структур.

Одним из направлений совершенствования деятельности ООО «Гелио-Ореол», на наш взгляд», может быть реинжиниринг бизнес-процесса (РБП). Его задача — достижение улучшений путем перепроектирования процесса таким образом, что максимизируется добавление потребительской ценности, а прочие показатели минимизируются.

Проект стратегического реинжиниринга бизнес-процесса ООО «Гелио-Ореол» должен включать в себя следующие направления.

1. Автоматизация производства. Основная про­блема ООО «Гелио-Ореол» заключается в тенденции нарушения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Техниче­ские условия «Хлеб из пшеничной муки». Системы управления на всех технологических этапах позво­ляют контролировать соблюдение показателей ка­чества продукции. Для устранения данной пробле­мы, ООО «Гелио-Ореол» рекомендуется приобретение нового оборудо­вания: тестомесильной машины чешской компании TOPOS a.s., тестоформовочной машины CR 59 ком­пании WP Haton, Dough Friendly Company. Тесто­формовочная машина CR 59 WP Haton предназна­чена для широкого диапазона изделий. Идеально подходит для всех сортов теста, таких как пшенич­ное, пшеничное–ржаное, ржано-пшеничное, мно­гозерновое и цельнозерновое. Оборудование вы­полнено из высокотехнологичного материала. За счет высокой точности подгонки канавки к конусу обеспечивается минимальное откалывание кусоч­ков теста от куска. Для исключения налипания, тестоформовочная машина оснащена дополнитель­ным масляным дозатором.

2. Продвижение изделий и разработку инноваци­онных продуктов для удовлетворения разнообраз­ных потребностей населения. Рынок хлеба стабиль­но сокращается на 3-5% в год. Это связанно с улучшением благосостояния населения. Потреби­тели могут себе позволить более дорогие продукты, более ценные в пищевом отношении. Однако сокра­щение не означает полный отказ от хлебобулочных изделий – скорее идет замещение их новыми вида­ми продукции.