Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Стратегия конкурентоспособности предприятия: понятие, виды).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
1.1. Стратегия конкурентоспособности предприятия: понятие, виды
1.2. Подходы к разработке стратегии
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»
2.1. Краткая характеристика ООО «Гелио-Ореол»
3. Проекты научно-исследовательские разработок направленных на повышение рентабельности от реализации хлебобулочной продукции. Хлебопекарная отрасль наукоемка. ООО «Гелио-Ореол» имеет свою лабораторию для исследования сырья, своей продукции и конкурентов; также в штате содержатся опытные технологи и мастера по рецептуре хлебобулочных изделий. На ООО «Гелио-Ореол» имеется научно-исследовательский отдел, который адаптировал западные хлебобулочные продукты (пончики, круассаны) к российским условиям. Он может помочь фирме в снижение зависимости от постоянно растущих цен на зерно. Технологи компании должны проводить постоянные исследования по улучшению технологии производства хлеба, оптимизации производственных процессов. Это позволит, переместит затраты от пшеничного и ржаного зерна в сторону других видов зерновых культур, например, овса или гречихи. Понижение зависимости от цен на пшеницу будет достигнута за счет снижения доли пшеничных сортов хлеба в ассортиментной линейке предприятия.
4. Разработку технологически сложных продуктов, которые будут составлять конкуренцию мини-пекарням. Использование метода шоковой заморозки готовых полуфабрикатов, с тем чтобы оно могло доставляться в мини-пекарни крупных сетевых магазинов и там выпекаться. Такая стратегия позволит изменить взаимодействие на конкурентном рынке и получит дополнительный канал сбыта собственной продукции. В данном случае это один из вариантов взаимодействия с сетевым ритейлом и мини-пекарнями. Для осуществления этой стратегии ООО «Гелио-Ореол» необходимо приобрести специальный цех заморозки.
Развитие рынка замороженных продуктов происходит по двум направлениям: спроса и предложения. Можно выделить несколько причин роста потребительского спроса: во-первых, это изменение интенсивности жизни, во-вторых, повышение осведомленности потребителей о свойствах и достоинствах замороженных продуктов: изначальное недоверие к продуктам быстрой заморозки уходит в прошлое. Этому способствовало появление и широкое распространение технологии «глубокой заморозки». Производство теста глубокой заморозки осуществляется на поточных технологических линиях, осуществляющих на завершающем этапе процесс быстрого поштучного замораживания.
5. Целесообразно для работы на рынке выделить две группы хлебобулочных изделий: «Здоровое питание», «Сдобный хлеб к чаю». Такое деление обусловлено множеством факторам, например: группы потребители, вкусовые качества. Компания должна начать развивать рекламную деятельность применительно к каждой группе товаров.
Для группы «Здоровое питание» можно выделить несколько стратегий продвижения: совместная акция со спортивными организациями («Здоровое питание для победы»), рекламные баннеры и постеры на спортивных мероприятиях города, продажи в школах и других учебных заведениях.
Для группы «Сдобный хлеб к чаю» необходимы другие инструменты: реклама на транспорте, дегустации в своих магазинах и ритейлерских сетях.
6. Совершенствование ценовой политики предприятия. При формировании цен на хлебопекарную продукцию необходимо использовать дифференцированный подход, сущность которого сводится к применению различных методов ценообразования. При этом необходимо осуществлять адаптацию ценовой политики по двум направлениям: снижение издержек производства на предприятиях и регулирование объема предложений хлебной продукции на рынке. ООО «Гелио-Ореол» необходимо применять методы стимулирующего ценообразования с целью более быстрого привлечения покупателей, завоевания большей доли рынка, роста объема продаж продукции и прибыли. Для этой цели в таблице 7 разработана система скидок и наценок при продаже хлебопекарной продукции.
Таблица 7
Предлагаемая система скидок и наценок[31]
Виды скидок |
Цель |
Условия |
Размер скидки (С) или наценки (Н), % |
Простая скидка «сконто» |
Сокращение срока |
Оплата раньше 10 дней после отгрузки |
С = О * (Ц – Ц * 0,2t) где Q – объем; Ц – цена единицы; 0,2 – ставка скидки с цены; t - количество дней |
Прогрессивная скидка |
Увеличить объемы |
Отгрузка за месяц: |
|
10-20 т |
1,0 |
||
21-30 т |
1,5 |
||
31-50 т |
2,0 |
||
51-80 т |
2,5 |
||
81-100 т |
3,0 |
||
101-200т |
3,5 |
||
более 200 т |
5,0 |
||
Оценочная скидка |
Завоевание большей доли сегмента рынка, расширение рынков реализации в территориальном масштабе |
Выход на новые |
до 5,0 |
Наценка за просрочку платежа |
Снижение дебиторской задолженности |
Оплата после истечения срока платежа |
Н = О * (Ц + Ц*0,2t) |
Наценка за доставку товара |
Расширение и окупаемость сервисного обслуживания, получение дополнительной прибыли |
За доставку товара непосредственно к месту использования транспортом компании |
Н = Q * Зд где Зд - затраты на доставку тонны продукции |
Таким образом, используя процессный подход к деятельности ООО «Гелио-Ореол» можно повысить эффективность её функционирования.
Выводы
По результатам проведенного исследования для ООО «Гелио-Ореол» нами рекомендована стратегия проникновения на рынок в комплексе со стратегией предложения новых товаров. Наиболее целесообразной новой продукцией для предприятия является – тесто глубокой заморозки.
Для реализации предлагаемой стратегии ООО «Гелио-Ореол» необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, задача которого перепроектировать процессы таким образом, чтобы максимизировать добавленную потребительскую ценность при минимизации затрат.
Разработанный проект стратегического реинжиниринга бизнес-процесса ООО «Гелио-Ореол» включает следующие мероприятия:
1. Автоматизация действующего производства на основе внедрения нового оборудования - тестомесильной машины TOPOS и тестоформовочной машины CR 59. Это обеспечит высокое качество производимых хлебобулочных изделий за счет обеспечения соблюдения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Технические условия «Хлеб из пшеничной муки».
2. Внедрение нового вида продукции – теста глубокой заморозки. Это позволит расширить рынок сбыта за счет привлечения новых покупателей, а также привлечения к сотрудничеству мини-пекарни. Для осуществления этой стратегии ООО «Гелио-Ореол» необходимо приобрести специальный цех заморозки.
3. С учетом роста стоимости зерна предприятию рекомендовано снизить долю пшеничных сортов хлеба в ассортиментной линейке.
4. При продвижении продукции на рынок и ее рекламы целесообразно выделить две группы хлебобулочных изделий: «Здоровое питание», «Сдобный хлеб к чаю». ООО «Гелио-Ореол» должно начать развивать рекламную деятельность применительно к каждой группе товаров. Для группы «Здоровое питание» можно выделить несколько стратегий продвижения: совместная акция со спортивными организациями («Здоровое питание для победы»), рекламные баннеры и постеры на спортивных мероприятиях города, продажи в школах и других учебных заведениях. Для группы «Сдобный хлеб к чаю» необходимы другие инструменты: реклама на транспорте, дегустации в своих магазинах и ритейлерских сетях.
5. При формировании цен на хлебопекарную продукцию необходимо использовать дифференцированный подход, сущность которого сводится к применению различных методов ценообразования. При этом необходимо осуществлять адаптацию ценовой политики по двум направлениям: снижение издержек производства на предприятиях и регулирование объема предложений хлебной продукции на рынке. ООО «Гелио-Ореол» необходимо применять методы стимулирующего ценообразования с целью более быстрого привлечения покупателей, завоевания большей доли рынка, роста объема продаж продукции и прибыли.
Заключение
Стратегия повышения конкурентоспособности заключается в долгосрочном согласовании возможностей фирмы с ситуацией на рынке и в разработке комплекса мероприятий по выбору целевого рынка, конкурентной позиции и эффективной программы мероприятий, его бюджета для достижения наилучших финансовых результатов.
Существуют различные классификаций стратегий повышения конкурентоспособности маркетинга и подходов к их выбору. И. Ансофф выделяет четырех альтернативных стратегий маркетинга для сохранения или увеличения сбыта: проникновение на рынок, развитие рынка, разработка товаров, диверсификация. Согласно матрице «Бостон консалтинг групп» для разработки стратегии товары (услуг) предприятия классифицируются на «звезды», «дойные коровы», «трудные дети», «собаки». Для каждой стратегической единицы разрабатывается собственная маркетинговая стратегия. М. Портер выделяет три базовые стратегии: преимущества, дифференциации и концентрации. В отличие от других подходов, модель Портера позволяет даже небольшой фирме иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо одной нише, даже если ее общая доля на рынке будет незначительной.
Разработка стратегии повышения конкурентоспособности предприятия представляет собой систему, ядром которой является процесс, реализуемый подсистемой управления и направленный на выработку совокупности управленческих решений.
Стратегии повышения конкурентоспособности предприятия необходимо разрабатывать, исходя из имеющихся возможностей, его целей и конкретных условий деятельности, постоянно проводить комплексные исследования по определению путей повышения его конкурентоспособности и укрепления конкурентного статуса.
ООО «Гелио-Ореол» - коммерческое предприятие, основным видом деятельности которого является производство хлебо-булочных изделий.
Проведенный анализ показал, что деятельность ООО «Гелио-Ореол» в 2014-2015 гг. не может быть признана эффективной, так как имеет место снижение прибыли и показателей рентабельности. Главные причины сложившейся ситуации: неэффективное управление расходами на предприятии, проблемы роста задолженности покупателей.
На ООО «Гелио-Ореол» приходится 15 % рынка хлебобулочных изделий города. Основным конкурентом ООО «Гелио-Ореол» является АО «Черемушки», на которого приходится 54 % рынка. ООО «Гелио-Ореол» уступает главному конкуренту по качеству, ассортименту, цене продукции, а также по продвижению ее продукции на рынок. Однако, общий балл конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол» лишь на 5,71 п.п. (2 балла) ниже, чем у АО «Черемушки».
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблем по обеспечению конкурентоспособности ООО «Гелио-Ореол»:
1) ООО «Гелио-Ореол» уступает по ассортименту АО «Черемушки», который включает хлеб с различными вкусовыми добавками, булочную мелочь десертного направления;
2) в сбытовой политике предприятия отсутствует внимание к маркетинговому фактору; сбыт является нецеленаправленным и развитие системы сбыта происходит стихийно;
3) действующая на предприятии ценовая политика не ориентирована на дифференцированный подход, методы стимулирующего ценообразования крайне ограничены, что снижает конкурентоспособность предприятия.
Общий вывод, который можно сделать по результатам расчетов: выполнение стратегии повышения конкурентоспособности в ООО «Гелио-Ореол» в 2015 г. нельзя назвать успешным, что делает необходимым разработку мероприятий, направленных на совершенствование этого процесса.
По результатам проведенного исследования для ООО «Гелио-Ореол» нами рекомендована стратегия проникновения на рынок в комплексе со стратегией предложения новых товаров. Наиболее целесообразной новой продукцией для предприятия является – тесто глубокой заморозки.
Для реализации предлагаемой стратегии ООО «Гелио-Ореол» необходимо провести реинжиниринг бизнес-процесса, задача которого перепроектировать процессы таким образом, чтобы максимизировать добавленную потребительскую ценность при минимизации затрат.
Разработанный проект стратегического реинжиниринга бизнес-процесса ООО «Гелио-Ореол» включает следующие мероприятия:
1. Автоматизация действующего производства на основе внедрения нового оборудования - тестомесильной машины TOPOS и тестоформовочной машины CR 59. Это обеспечит высокое качество производимых хлебобулочных изделий за счет обеспечения соблюдения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Технические условия «Хлеб из пшеничной муки».
2. Внедрение нового вида продукции – теста глубокой заморозки. Это позволит расширить рынок сбыта за счет привлечения новых покупателей, а также привлечения к сотрудничеству мини-пекарни. Для осуществления этой стратегии ООО «Гелио-Ореол» необходимо приобрести специальный цех заморозки.
3. С учетом роста стоимости зерна предприятию рекомендовано снизить долю пшеничных сортов хлеба в ассортиментной линейке.
4. При продвижении продукции на рынок и ее рекламы целесообразно выделить две группы хлебобулочных изделий: «Здоровое питание», «Сдобный хлеб к чаю». ООО «Гелио-Ореол» должно начать развивать рекламную деятельность применительно к каждой группе товаров. Для группы «Здоровое питание» можно выделить несколько стратегий продвижения: совместная акция со спортивными организациями («Здоровое питание для победы»), рекламные баннеры и постеры на спортивных мероприятиях города, продажи в школах и других учебных заведениях. Для группы «Сдобный хлеб к чаю» необходимы другие инструменты: реклама на транспорте, дегустации в своих магазинах и ритейлерских сетях.