Файл: Венчурное инвестирование инновационного развития. Отечественная и зарубежная практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предприятие венчурного капитала, однако, хочет участвовать в любых стратегических решениях, которые могли бы изменять основную особенность изделия / рынка компании и в любых главных инвестиционных решениях, которые могли бы сказываться на финансовых ресурсах компании. Они будут, поэтому, настаивать, чтобы, по крайней мере, один их представитель был сделан одним из директоров предприятия и наделен согласованными правами. Они также хотят участвовать в принятии решений сложных финансовых, оперативных или маркетинговых проблем, влияющих на финансовое положение предприятия, то есть на судьбу инвестиций.

Инвестиция в совместный проект может быть произведена в прямой форме, за определенную долю акций, что не предполагает зафиксированных ежегодных выплат. Более вероятно, однако, что это будет сделано в смешанной форме - предоставление инвестором ссуды с каким-то процентом под долговое обязательство и получение им привилегированных акций. В таком случае ежегодные выплаты будут производиться по аналогии с банковским кредитом, но с более высоким процентом (тот самый вопрос о непредставлении гарантий!). Долговые обещания имеют все шансы считаться конвертированы в резервный буферный запас фирмы, не принадлежащие игроку, обеспечивая, следовательно, некую безопасность игроку.

Фирмы венчурного капитала в целом намереваются получить свою прибыль от инвестирования, предусматривая обратную покупку акции самим предприятием, продажей акций на бирже, продажей самого предприятия или слиянием с другим предприятием. Они обычно планируют сделать это через пять - семь лет после начальной инвестиции. Иногда договор прямо устанавливает, чтобы управление работало на последующую продажу акций или слияние компаний. Тогда ясно, почему владелец предприятия, обращаясь за инвестициями, должен рассмотреть будущее воздействие на его права собственности или амбиции по руководству предприятием, поскольку привлечение инвестора может фактически означать обязательство, в конечном счете, продать часть предприятия[7, с.22].

Глава 2. Практика венчурного инвестирования

2.1. Зарубежный опыт венчурного инвестирования


Инновационное обновление экономики стало важной проблемой для многих государств в последнее время. И Российская Федерация, страна которая не является исключением. В последние годы эта задача стала основной для экономической политики страны. Между тем эффективность работы в этом направлении во многом зависит от продуманной стратегии по координированию деятельности, т.к. в условиях ускоренного развития научно-технических разработок любая трансформация затрагивает все стороны экономической деятельности хозяйствующих субъектов - как на микро-, так и на макроуровне, определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии.

Венчурное инвестирование является одной из форм финансирования инновационной деятельности и одним из основных компонентов инновационной инфраструктуры. Поэтому выявление взаимосвязи между венчурным инвестированием и инновационным развитием экономики зарубежных стран остается важной задачей. Этим вопросом занимались многие ученые, в частности Д. Лернер и С. Кортум, которые в статье «Стимулирует ли венчурный капитал инновации?» (1998) подчеркивали, что предполагаемая связь между венчурным капиталом и инновациями системно не изучена. Именно их работы стали первым шагом в количественном измерении влияния венчурного капитала на инновации[1]. Однако их исследования касались только экономики Америки, в частности, выявлялось исключительно влияние венчурного капитала на количество патентных заявок. Так что несмотря на результаты, подтверждающие положительное влияние венчурного инвестирования на инновации, доказательств этому немного, и они недостаточно убедительны в силу узкой направленности исследований и ограниченности рамками одной национальной экономики. В другой работе, «Оценивая вклад венчурного капитала в инновации» [2], Кортум и Лернер исследовали влияние венчурных инвестиций на технологическое патентование. В 1979 г. в США был принят Акт об изменениях в безопасности пенсионного обеспечения, который поощрял пенсионные фонды США инвестировать средства в венчурный капитал. Это способствовало увеличению объема средств, доступных для венчурных предпринимателей США. Ученые обнаружили, что венчурный капитал влияет на увеличение количества патентов в большей степени, чем промышленные расходы на НИОКР. И хотя в 1983-1992 гг. отношение венчурного капитала к расходам на НИОКР было в среднем менее 3%, но, по их оценкам, на венчурный капитал приходилось 15% всех промышленных инноваций в этот период.


Показатель роста производительности труда был использован для выявления влияния венчурных инвестиций на инновации Роменом и ван Поттельсберхе в 2004 году. Тан и Чуй в 2008 году также проанализировали международную статистику, что позволило им сделать вывод, что венчурные инвестиции ускоряют рост производительности труда. Однако в переложении полученных взаимосвязей на статистические данные США подтверждение этому весьма слабое. Используя тот же метод регрессионного анализа, что и, Лернер и Кортум в 2000, Хирукава и Уэда в 2008 не обнаружили существенного влияния венчурных инвестиций на общий рост производительности факторов производства. Ученые установили, что венчурный капитал действительно положительно влияет на рост производительности труда, но объясняли это технологическим замещением человеческого труда большим количеством энергии и материалов в отраслях промышленности, использующих венчурный капитал.

В работе «Венчурный капитал и инновации: что было первым?» (2008) японские ученые Хирукава и Уэда впервые задались вопросом: что было первым — венчурные инвестиции или инновации[3]. С одной стороны, венчурный капитал может стимулировать инновации путем ослабления финансовых ограничений, с которыми сталкиваются инновационные фирмы в связи с асимметричностью информации и высокой степенью риска. Это так называемая «VC-first»-гипотеза. Весомым доводом в её поддержку являются работы Лернера и Кортума, упомянутые выше. Однако есть и противоположная гипотеза — «Innovation-first», которая утверждает, что, когда возникают инновационные возможности, у инновационных фирм появляется спрос на венчурные инвестиции и, как следствие, рынок венчурного капитала растет.

Принимая в учет панель авторегрессии, Уэда и Хирукава установили, что общий рост производительности факторов производства часто положителен и в значительной степени связан с будущими инвестициями венчурного капитала, что согласуется с «Innovation-first»-гипотезой.

Можно сказать, что результаты предыдущих исследований носят контрадикторный характер, представляет интерес обнаружение взаимосвязи между венчурным инвестированием (структурой происхождения и объемами фандрайзинга венчурных фондов, объемами венчурного инвестирования) и показателями инновационной деятельности (долей инновационных товаров в экспорте, расходами бизнеса на НИОКР, человеческий капитал, коэффициентом изобретательской активности) на примере развитых стран. С этой целью были отобраны страны, входящие в первую десятку трех авторитетных международных инновационных рейтингов («Глобальный индекс конкурентоспособности» и его субиндекс «Инновации», «Глобальный инновационный индекс», «Индекс способности к инновациям»), — Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия и Нидерланды (табл. 2.1).


Таблица 2.1. Международные инновационные рейтинги ряда стран в 2011-2012 гг.

Глобальный индекс конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), 2011-2012

Субиндекс инновации (GCI), 2011-2012

Глобальный инновационный индекс (The Global innovation index, INSEAD), 2011- 2012

Индекс способности к инновациям (Innovation Capacity Index), 2012

1. Швейцария

1. США

1. Исландия

1. Швеция

2. США

2. Япония

2. Швеция

2. Швейцария

3. Сингапур

3. Швейцария

3. Китай

3. Сингапур

4. Швеция

4. Швеция

4. Швейцария

4. Финляндия

5. Дания

5. Германия

5. Дания

5. США

6. Финляндия

6. Финляндия

6. Финляндия

6. Дания

7. Германия

7. Дания

7. Сингапур

7. Канада

8. Япония

8. Китай

8. Голландия

8. Голландия

9. Канада

9. Голландия

9. Новая Зеландия

9. Тайвань

10. Голландия

10. Сингапур

10. Норвегия

10. Люксембург

61. РФ

72. РФ

62. РФ

54. РФ

Взаимосвязь между показателями венчурного инвестирования и показателями инновационного развития (по статистическим данным) выявлялась с помощью метода корреляционного анализа пар показателей. Хронологическими границами исследуемой проблемы выбран период 2000- 2009 гг. Показателями венчурного инвестирования, отобранными для проведения анализа, стали:

  • объем национального фандрайзинга венчурных фондов;
  • объем зарубежного фандрайзинга венчурных фондов;
  • всего объем фандрайзинга венчурных фондов;
  • объем венчурных инвестиций.

Среди показателей инновационного развития выбраны следующие:

  • доля инновационных товаров в экспорте;
  • расходы бизнеса на НИОКР;
  • человеческий капитал (трудовые ресурсы в научно-техническом секторе, доля от всего экономически активного населения в возрасте 25-64 лет, %);
  • коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. жителей).

Экспонент «доля инновационных товаров в экспорте» рассчитывался как доля экспорта всей наукоемкой продукции в общем объеме экспорта страны. К высокотехнологичным инновационным продуктам относились товары космической промышленности, компьютерное и офисное оборудование, электроника, телекоммуникации, индустрия здоровья, научные приборы, электрические аппаратура, химия, вооружение. Данный показатель интересен с тех позиций, что инновационная интенсивность, выраженная в структуре национального экспорта инновационной продукции, позволяет дать оценку и сопоставить стратегические возможности разных стран в освоении мировых рынков.


Коэффициент изобретательской активности отражает число патентных заявок на изобретения, поданных заявителями в стране в расчете на 153 тысячи жителей. Очевидно, что защита интеллектуальной собственности, которой, в частности, являются изобретения, - необходимое условие научно-технического прогресса и конкурентоспособности страны. Поэтому значительную роль в представлении научных результатов, имеющих коммерческую ценность и предназначенных для использования в инновационной деятельности, играют патенты. Патентование не только выполняет функцию правовой защиты изобретений, но является уникальным источником технологической информации. В табл. 2.2. представлен фрагмент сводной расчетной таблицы (на примере Швеции), в которой собраны данные из различных статистических источников (база данных Евростат, ежегодные публикации национальных венчурных ассоциаций, Science, Technology and Industry Outlook OECD и т.д.). Таблица представляет собой матрицу из динамических рядов статистических данных размером 40х10.

Таблица 2.2. Исходные данные для корреляционного анализа, динамические ряды показателей Швеции.

По данным аналитической таблицы проведен корреляционный анализ пар показателей и выявлены ряды данных, обладающих высокой корреляционной связью. В табл. 2.3 представлены полученные результаты. Результаты исследования позволили выявить общие для двух или более стран тенденции:

  1. высокая корреляция объемов венчурного инвестирования либо фандрайзинга венчурных фондов с расходами бизнеса на НИОКР;
  2. высокая корреляция объемов венчурного инвестирования с коэффициентом изобретательской активности.

Разумеется, что при увеличении объема венчурного инвестирования повышается динамика расходов бизнеса на НИОКР. Это обсервация любопытна с точки зрения того, что венчурный капитал сам по себе не финансирует затрата на НИОКР, но является общим источником финансирования для малого и среднего бизнеса (обычно, инновационного и с научно-технологической направленностью), который активно работает в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Рост венчурного финансирования служит импульсом к увеличению числа исследований и разработок, проводимых малым бизнесом. Отметим, что корреляция между объемом венчурного инвестирования и расходами бизнеса на НИОКР выше в странах, где доля расходов бизнеса на НИОКР больше по сравнению с остальными (Швеция и Голландия).

Таблица 2.3. Результаты корреляционного анализа выбранных по показателям Швеции.