Файл: Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций России.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процесс изменения и методы трансформации бухгалтерской отчетности
1.1 Процесс изменения отчетности согласно требованиям международных стандартов
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
2. Трансформация национальной системы бухгалтерской отчётности в соответствии с требованиями МСФО
2.1 Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
2.2 Стандарты бухгалтерского учета
3. Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации
Большую значимость приобретают опубликование разработанных проектов федеральных стандартов в печатном издании и Интернете и их публичное обсуждение заинтересованными лицами. В результате данные проекты должны будут дорабатываться разработчиками, и приниматься уполномоченным федеральным органом с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
3. Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации
Набирающая силу общемировая тенденция по все более тесному взаимодействию экономик отдельных сран требует унификации стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Это явилось важнейшим фактором, стимулирующим широкое использование МСФО.
Россия, являющаяся частью мировой экономической системы, объективно обречена на использование МСФО.
В настоящее время вопросы перехода российских предприятий на Международные Стандарты Финансовой Отчетности приобрели чрезвычайную актуальность. Это обусловлено признанием МСФО в качестве одного из главных инструментов, гарантирующего предоставление прозрачной и унифицированной информации о финансовом состоянии компании для широкого круга участников рынка, в том числе и зарубежных.
В России начиная с 2010 г. процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно активизировался. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:
1) принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";
2) принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации";
4) Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности;
5) Приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н утверждено новое ПБУ "Отчет о движении денежных средств".
Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при выходе на международные рынки, позволяя, таким образом, расширить круг потенциальных инвесторов.
Внедрение МСФО позволяет совершенствовать внутреннюю систему управления предприятием за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повысить конкурентоспособность компании за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей.
План перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат. Опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить существование проблем и перспектив данного процесса. [10]
Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий, работающих с иностранными банками и инвесторами.
Компании, составляющие отчетность по международным стандартам, могут рассчитывать на снижение процентной ставки при привлечении финансирования, поскольку инвестор в этом случае способен объективно оценить риски, закладываемые в ставку по кредиту. «В то время как российские стандарты декларируют превосходство формы над содержанием, основная цель МСФО – получение максимально достоверной информации о состоянии компании, которая необходима инвесторам для корректной оценки и составления достоверных прогнозов»,
Другая причина, по которой предприятия уже сейчас составляют отчетность по МСФО, – требование владельца бизнеса. Собственник бизнеса всегда стремится создать такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение компании.
Еще один плюс применения МСФО – использование полученной информации для управленческих целей. При рассмотрении вопроса о том, как должен быть организован управленческий учет, зачастую принимается решение строить его на основе принципов МСФО. Долгое время считалось, что отчетность по МСФО нужна российским банкам и компаниям лишь для ее предоставления внешним пользователям. Но сейчас многие руководители осознают, что финансовая отчетность по МСФО необходима им для более эффективного управления своей организацией. В большинстве ведущих российских банков и компаний становление систем управленческого учета происходит в соответствии с принципами МСФО. Использование МСФО в качестве стандартов управленческого учета – наиболее оправданное решение для большинства предприятий. Нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета. В компании не для всех хозяйственных операций применяются МСФО, для некоторых участков используются российские правила бухучета, это связано с тем, что применение некоторых МСФО неоправданно трудоемко, например, это касается МСФО 39 «Финансовые инструменты». Но при необходимости внутренняя отчетность может быть без больших трудозатрат доработана и передана иностранным инвесторам или кредиторам.
Страна заинтересована в привлечении инвестиций в российскую экономику, но для этого нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные западным инвесторам. Если процесс не контролировать на государственном уровне, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости. Это будет существенно тормозить привлечение денег в российскую экономику.
Далеко не все предприятия относятся к переходу на МСФО положительно. По мнению генерального директора Института профессиональных бухгалтеров России, сегодня российские предприятия в подавляющем большинстве к переходу на МСФО не готовы.
Одной из основных проблем при массовом внедрении МСФО станет кадровая. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. По словам, президента Аудиторской палаты России, на текущий момент есть около 30 тысяч аттестованных Минфином России аудиторов, часть которых могут консультировать компании, составляющие отчетность по МСФО. Тем не менее, основную работу в этом направлении, по его мнению, должен вести персонал компаний. «В настоящее время в большинстве российских банков и компаний нет специалистов, имеющих необходимую квалификацию в области МСФО и опыт работы по составлению отчетности. Такие сотрудники стоят достаточно дорого, и не каждая организация может себе позволить их нанять. Это должно мотивировать предприятия самостоятельно обучать специалистов».
Несмотря на то, что сейчас многие учебные заведения предлагают программы обучения по МСФО, систематизированного подхода к образованию в области международных стандартов пока нет. Российское образование не готово к тому, чтобы переучить всех бухгалтеров и аудиторов. Создать полноценную систему образования без поддержки на государственном уровне практически невозможно. Немаловажно и то, что не хватает квалифицированного преподавательского состава, следует сначала организовать подготовку этих преподавателей, а они в свою очередь будут обучать как аудиторов, так и специалистов, необходимых российским компаниям. Однако такая поэтапная процедура обучения требует затрат времени, что подтверждается зарубежной практикой, например опытом таких крупных международных корпораций, как «Байер» и «Хенкель». Один специалист по МСФО, возглавляющий 20 бухгалтеров «старой закалки», не сможет перевести предприятие на учет по международным стандартам финансовой отчетности. Другая причина – неразвитая нормативная база для внедрения МСФО. Необходимо будет решить и проблему сертификации аудиторов.
Другая важная проблема – языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности – английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО. По словам Сергея Модерова, руководителя отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства, важно не только сделать официально подтвержденный перевод стандартов, но и заручиться согласием Комитета по международным стандартам финансовой отчетности на проведение своевременного перевода принимаемых изменений и поправок. Для осуществления технических переводов текстов МСФО и их своевременного обновления необходимо создать специальный орган. Это должно быть негосударственное предприятие, которое будет решать технические вопросы, разрабатывать проекты стандартов и выносить их на рассмотрение в Правительство РФ. При этом важно так организовать работу, чтобы измененные стандарты вовремя доходили до пользователей и не задерживались на этапах рассмотрения и утверждения.
Одно из требований, предъявляемых к финансовой отчетности, – оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.
Начиная с 1998 года, когда была принята программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с принципами МСФО, в российском бухгалтерском учете произошли существенные перемены. Сегодня большинство ПБУ на 80% составлены в соответствии с требованиями международных стандартов. Тем не менее, процесс внедрения МСФО проходил бы значительно быстрее, если бы было устранено основное расхождение. Дело в том, что отчетность предприятия по англо-саксонской модели должна удовлетворять требованиям собственников, а в России и многих странах Европы отчетность должна соответствовать требованиям законодательства. Это основной сдерживающий фактор, препятствующий внедрению МСФО. Среди финансовых директоров есть сторонники радикального решения проблемы – полной отмены российских стандартов бухгалтерского учета и замены их на МСФО. ««Решить вопрос расхождения основополагающих целей различных видов учета можно достаточно просто», – считает финансовый директор компании «Открытые инвестиции» (Москва).
Следует исключить российский бухгалтерский учет и заменить его на международные стандарты финансовой отчетности. Очевидно, что при этом нужно также соблюсти интересы государства. Это можно сделать, доработав требования к ведению налогового учета. В итоге в компании будут формироваться отчетность по международным стандартам и отчетность для налоговых органов. Такой подход позволит сократить затраты на ведение разных видов учета». Однако из-за проблем, описанных выше, подобный вариант развития событий не для всех предприятий приемлем. Поэтому нельзя заставить все предприятия перейти в обязательном порядке на международные стандарты. Нужно предоставить им право выбора учетной системы. Это позволит сделать переход на международные стандарты не таким болезненным. Для перехода на международные стандарты финансовой отчетности российским предприятиям потребуется 10–15 лет. «Сначала процесс внедрения МСФО нужно отработать на крупных предприятиях и холдингах, после чего учесть возникшие сложности и ошибки и уже этот опыт применять к небольшим компаниям». [11]
Переход на МСФО - достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций. При этом, как признают все специалисты в области международных стандартов, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Необходимы внутрикорпоративные тренинги и программы профессионального обучения.
Переход на МСФО должен производится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.
Когда выстроенная система будет понятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать в своей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считать состоявшейся.
Эти процессы являются важным шагом в обеспечении прозрачности и открытости российских организаций, повышении их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, снижении стоимости привлекаемых ими заемных средств, а также в улучшении общего климата на финансовом рынке России. Кроме того, это будет способствовать реализации фундаментального права инвесторов (акционеров) на достоверную и полезную информацию об объекте инвестиций.
Признание МСФО обеспечивает исполнение Российской Федерацией обязательств, принятых на себя в рамках Группы Двадцати, а также в рамках участия Российской Федерации в Совете по финансовой стабильности. [20]
Бухгалтерская деятельность идет в ногу со временем и 30.11.2011 г. Минфин России приказом за № 440 утвердил план по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012–2015 годы (приложение 2). [8]
Так в соответствии с Планом предусмотрено:
– 2012–2013 гг. – разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг;
– 2013–2014 гг. – разработка предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, надзором бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО;
– 2013 г. – разработка предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО;