Файл: Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций России.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процесс изменения и методы трансформации бухгалтерской отчетности
1.1 Процесс изменения отчетности согласно требованиям международных стандартов
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
2. Трансформация национальной системы бухгалтерской отчётности в соответствии с требованиями МСФО
2.1 Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
2.2 Стандарты бухгалтерского учета
3. Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации
Развитие рыночных отношений, усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, предъявляют повышенные требования к квалификации и профессионализму учетных работников.
Совокупность нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в целом, образует систему, состоящую из четырех уровней:
- законодательный уровень;
- постановления Правительства РФ;
- методологический уровень;
- организационный уровень.
Законодательный уровень представлен законами и иными законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно бухгалтерский учет. К документам этого уровня относят: Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) , Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». [2]
Так, например, в Налоговом кодексе (ст. 247) указано, что: «объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком».
Налоговым кодексом регулируется, что относится к доходам и расходам при определении прибыли (ст. 248 п.1, ст.253 п.2). [1]
Наиболее важным документом в первом уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С 2013 года вступила в силу обновленная версия данного закона. Было внесено достаточное количество изменений и поправок в него, которые свидетельствуют о стремлении к совершенствованию законодательной базы в целом и сближению ее к мировым стандартам. Так, к примеру в статью 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» были внесены изменения в части состава бухгалтерской отчетности, где указывается, что теперь она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, где содержатся основные показатели финансовых результатов деятельности организации.
На первом, законодательном, уровне достаточно полно раскрыта информация по бухгалтерскому учету. К тому же обновленный закон способствует упрощению способов ведения бухгалтерского учета.
Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440 в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Одним из первых шагов в реализации данного Плана стало принятие нового Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон № 402-ФЗ), который вступил в силу 01.01.2013. [2]
В соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В Законе № 402-ФЗ сделан акцент на конечном результате бухгалтерского учета – бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель – бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности. Она должна давать собственникам бизнеса и иным заинтересованным лицам представление о реальном финансовом и имущественном положении организации. [2]
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
С 2013 г. перечень объектов значительно расширен, хотя это не значит, что появились принципиально новые объекты, которые ранее не отражались в бухгалтерском учете. Просто положения нового Закона в этой части приведены в соответствие с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
В соответствии с ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ к лицам, на которых распространяется действие Закона, относятся:
- индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Новым Законом вместо привычного понятия «организация» введено более широкое понятие «экономический субъект».
Для субъектов малого предпринимательства федеральными стандартами будут установлены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Сейчас они существуют в виде Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, с 01.01.2013 г. из списка лиц освобожденных от обязанности вести бухгалтерский учет исключены «Упрощенцы» и Участники проекта «Сколково».
Так же Закон N 402-ФЗ запрещает руководителям организаций, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вести бухгалтерский учет лично. Ранее руководитель организации мог самостоятельно принять такое решение. Таким образом, тем, кто не подпадает под действие указанного Закона, потребуется ввести в штатное расписание должность главного бухгалтера или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства определены п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
В соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Так же Законом № 402-ФЗ не запрещается вносит исправления в кассовые и банковские документы, но Положение о порядке ведения кассовых операций никто не отменял, а п. 2.1 положения установлено, что внесение исправлений в кассовые документы не допускается. В остальном правила внесения исправлений в первичные документы остались неизменны.
Новым Законом № 402-ФЗ четко определены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета, в отличие, от действующего Закона 129-ФЗ. Формы регистров бухгалтерского учета по новым правилам должен утверждать руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). В настоящее время согласно п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Минфином.
В новом законе закреплена возможность составлять регистры в виде электронного документа подписанного ЭЦП.
В действующем ранее Законе N 129-ФЗ содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10). Новый Закон такой нормы не содержит, но и обязанности представлять бухгалтерские регистры по запросам третьих лиц пока не устанавливает. [2]
Состав годовой бухгалтерской отчетности по новому закону не вошли аудиторское заключение и пояснительная записка. Можно обратить внимание на то что, «отчет о прибылях и убытках» переименован в «отчет о финансовых результатах».
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
Законом 402-ФЗ вводится новый термин: «обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности», который экономические субъекты подают в орган государственной статистики по месту регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Сроки представления промежуточной отчетности новым Законом не определены. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетный период для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности – с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, включительно.
С 2013 г. отчетность считается составленной с момента подписания ее на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). В отличие от Закона 129-ФЗ п. 5 ст. 13, подпись главного бухгалтера на отчетности не потребуется.
Законом 402-ФЗ п. 4 ст. 18 предусмотрена оранизация информационного ресурса правила пользования, которым (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.
Новым законом 402-ФЗ не регламентированы способы предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям. В законе 129-ФЗ способы представления бухгалтерской отчетности перечислены в п. 5 ст. 15. [2]
Новым законом 402-ФЗ не регламентируется порядок утверждения и опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании п. 9 ст. 13 нового закона этот порядок должен быть утвержден другими федеральными законами.
В новом законе 402-ФЗ введены новые положения, посвященные порядку составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица ст. 16 и ст.17. Положения главы 3 закона 402-ФЗ не затрагивает непосредственно работу бухгалтера, данная глава определяет принципы, документы, а также выделят субъекты в области регулирования бухгалтерского учета. [2]
Следующий уровень представлен Положениями по ведению бухгалтерского учета. На данном этапе утверждены и действуют 24 положения. Некоторые из них дорабатываются и изменяются с течением времени и изменением экономической ситуации.
Смысл ПБУ заключается в том, что они раскрывают аспекты учета, а также его вариативность по отдельным объектам учета. Однако при этом ПБУ имеют общий характер, не раскрывая конкретных механизмов. Именно поэтому в нормативное регулирование бухгалтерского учета включается третий уровень, названный методическим. Этот уровень представлен различными методическими указаниями по совершению каких-либо хозяйственных операций, к примеру, по проведению инвентаризации.
Кроме того, важную роль на данном уровне отводят особому документу – плану счетов. Принцип применения двойной системы указан в сопряженном документе – инструкции по его применению. К данному уровню относятся и такие документы, как инструкция по заполнению форм отчетности, различные указания по оценке финансовых обязательств и инвентаризации имущества, рекомендации по бухучету затрат, которые входят в издержки обращения, финансовых результатов на предприятии общественного питания и так далее.
Следует отметить, что нормативное регулирование бухгалтерского учета нередко предусматривает вариативность отражения тех или иных операций.
Таким образом, регулирование бухгалтерского учета в нашей стране носит централизованный характер и предусматривает вариативность методов отражения в учете операций.
2.2 Стандарты бухгалтерского учета
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает принятие стандартов нескольких видов. К рассматриваемому уровню правового регулирования относятся два из них - федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Используя императивный метод правового регулирования, Закон устанавливает общее правило обязательности применения указанных стандартов. Отметим, что подобная система стандартизации предусмотрена и в иных сферах предпринимательской, профессиональной деятельности, в частности в таких родственных бухгалтерскому учету областях, как аудиторская и оценочная деятельность. [2]