Файл: Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций России.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процесс изменения и методы трансформации бухгалтерской отчетности
1.1 Процесс изменения отчетности согласно требованиям международных стандартов
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
2. Трансформация национальной системы бухгалтерской отчётности в соответствии с требованиями МСФО
2.1 Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
2.2 Стандарты бухгалтерского учета
3. Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации
– 2014 г. – разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
– 2014 г. – разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
Переход на МСФО - достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций. При этом, как признают все специалисты в области международных стандартов, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Необходимы внутрикорпоративные тренинги и программы профессионального обучения.
Переход на МСФО должен производится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.
Когда выстроенная система будет понятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать в своей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считать состоявшейся.
Эти процессы являются важным шагом в обеспечении прозрачности и открытости российских организаций, повышении их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, снижении стоимости привлекаемых ими заемных средств, а также в улучшении общего климата на финансовом рынке России.
Заключение
Необходимость трансформации существующей системы бухгалтерского учета назревала уже давно. Этому способствовало, в частности, появление новых форм и видов хозяйственных операций, развитие финансового рынка, выход российских организаций на международный рынок и привлечение иностранных инвестиций. Одной из основных целей принятия нового Закона является устранение устаревших норм, положений и пробелов действующего законодательства, а также приведение отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности - универсальной учетной системы, функционирующей на международном уровне.
На протяжении последних лет в России сложилась определенная, еще не законченная, но уже имеющая четкие очертания, система нормативного регулирования бухгалтерского учета. В рамках этой системы и на основе проделанной работы можно сделать несколько важных выводов о ней.
Во-первых, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета является континентальной моделью учета. Хотя в программах реформирования бухгалтерского учета и новом законе о бухгалтерском учете констатируется, что по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет, и будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета саморегулируемых организаций и иных профессиональных сообществ, однако на практике бухгалтерский учет до сих пор регулируется только государством по средствам издания нормативно-правовых и других актов.
Во-вторых, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета является действительно системой, то есть представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов. Верхний уровень этой системы – это законодательный уровень с обязательными к исполнению нормами, этот уровень связан с нормативным уровнем, где более подробно раскрыты категории первого уровня, ПБУ в свою очередь конкретизируются в методических указаниях и инструкциях, и, на конец, на организационном уровне происходит непосредственное применение всех норм и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в конкретных ситуациях в организациях.
В-третьих, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета находится на пути реформирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, что говорит о заинтересованности государства в выходе отечественных компаний на зарубежные рынки, что в свою очередь будет способствовать укреплению имиджа России как страны со здоровой, инвестиционно привлекательной экономикой.
Итак, можно заключить, что за годы реформирования бухгалтерского учета произошли значительные изменения.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета: «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».
Реформирование учета – важное условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций, успешного функционирования предприятий и организаций.
В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.
Список использованной литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1,2 (с учетом изменений и дополнений)
- Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (с учетом изменений и дополнений)
- Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ (с учетом изменений и дополнений)
- Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180.
- ПБУ 1/2008: Учетная политика организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом МФ РФ от 06.10. 2008 г. (с учетом изменений и дополнений)
- ПБУ 4/99: Бухгалтерская отчетность организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом МФ РФ от 06.07.1999 г. № 43н. (с учетом изменений и дополнений)
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. (с учетом изменений и дополнений)
- Приказ Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» от 25.11.11 № 160н
- Бакаев А. С., Безруких П. С., Врублевский Н. Д. и др. Бухгалтерский учет. М., «Бухгалтерский учет», 2011.
- Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010.
- Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 2012.
- Брыкин И.М. Российские и международные стандарты учета и отчетности: сравнительный анализ. "Аудиторские ведомости", 2011, N 9
- Бухгалтерский учет: Учебник /Под ред. А.Д. Ларионова. М.: Проспект, 2011.
- Виноградова А. Пути реформирования: мнения экспертов. Расчет, №8, 2010
- Гетьман В.Г. Успехи и резервы в реформировании бухгалтерского учета в России на основе МСФО. Международный бухгалтерский учет, 2013, № 3
- Гудков А.А. Трансформация финансового законодательства: новый федеральный закон "О бухгалтерском учете". Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании, 2013, № 2
- Дубровин Н.В. Стратегия перехода на МСФО для сотрудничества с зарубежными партнерами. Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2011, N 11
- Ковалев В. В. Развитие бухгалтерского учета и бухгалтерского образования. Бухгалтерский учет, №8 2012 г.
- Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2012.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб пособие. М.: ИНФРА-М, 2012.
- Курбангалеева О.А. О новом федеральном законе "О бухгалтерском учете. Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", 2012, № 2
- Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА, 2011. 1051 с.
- Милославская Н.А. Поленова С.Н. Международные стандарты финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства. Международный бухгалтерский учет. №4, 2013
- Палешева Н.В. Анализ соответствия стандартов России по учетной политике требованиям МСФО. Международный бухгалтерский учет. №3, 2010
- Панкова С.В. Реформирование системы федеральных стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА Аудиторские ведомости", 2011, N 7
- Солоненко А.А., Панащенко Н.К. Российские и международные стандарты: ограничения сопоставимости отчетов. "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2011, № 9
- Суглобов А.Е., Бобошко В.И., Ладнюк И.А. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России. Международный бухгалтерский учет. №2, 2011
- Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудиторской деятельности: Учебник. М.: Экономистъ, 2012. 394 с.
- Сухарев И.Р. Расхождения РПБУ И МСФО: мифы и реальность Международный бухгалтерский учет, 2013, № 1
- Сухарев И.Р. Значение МСФО в России. Бухгалтерский учет № 3 март 2013
- Титова С. Внимание: новый закон о бухгалтерском учете! Новая бухгалтерия, 2012, № 1
- Фомичева Л. П. Новый закон о бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет, №6 2012 г.
- Чая В.Т., Чая Г.В. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: КноРус, 2011.
- www.accountingreform.ru
- www.minfin.ru
Классификация моделей систем бухгалтерского учёта
Модель учёта |
Краткая характеристика |
Англосаксонская |
Англосаксонская модель известна, прежде всего, тем, что удовлетворяет требования акционеров. Поэтому финансовая отчётность построена так, чтобы эта группа пользователей могла получить как можно больше пользы при принятии экономических решений. Главным принципом, который доминирует в этой модели бухгалтерского учёта, является принцип достоверности, выступающий высшим по отношению к другим, что принципиально отличает англосаксонскую систему бухгалтерского учёта от латинской. |
Германская |
Германская модель учёта характеризуется тем, что она ориентирована, прежде всего, на интересы кредитора и его претензии. Поэтому в таких странах доминирует принцип осторожной оценки. Отчётность в германской модели зависит от налоговой системы. Правило достоверности здесь действует несколько иначе, в результате чего возникают большое количество разных факторов, обуславливающих уменьшение налога на прибыль. В этой системе разрешаются амортизационные отчисления дегрессивным методом и внеплановые отчисления. На основе принципа осторожности оценки создаются собственные резервы. Для оценки запасов страны, относящиеся к германской модели, используют преимущественно метод ЛИФО. Страны этой модели специализируются на создании скрытых резервов. |
Латинская |
Латинская модель бухгалтерского учёта используется во Франции, Италии, Испании и характеризуется так называемым центральным путём в отображении данных в отчётности и в использовании принципов бухгалтерского учёта. Абсолютное первенство имеют правовые нормы. В значительной степени из бухгалтерского учёта исключено налоговое влияние. При составлении баланса и в оценке большую роль играет использование единой национальной системы счетов. |
Приложение 2
ПЛАН
Министерства финансов Российской Федерации
на 2012 – 2015 годы
по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации
на основе Международных стандартов финансовой отчетности
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Примечание |
---|---|---|---|
Повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности |
|||
Признание МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации |
По мере принятия МСФО и их разъяснений |
С участием ФСФР России, Банка России, Фонда «НСФО» |
|
Подготовка предложений о расширении сферы применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности путем распространения действия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» на другие организации (профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, товарные биржи, биржевые посредники, биржевые брокеры, общественно значимые государственные унитарные предприятия и др.) |
2013-2015 гг. |
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти |
|
Определение перечня МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица |
2012 г. |
С участием Банка России, профессионального сообщества |
|
Принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО (по установленному перечню) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица |
2013 г. |
||
Завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствие с МСФО |
2012-2015 гг. |
С участием профессионального сообщества |
|
Утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО |
2012-2015 гг. |
С участием профессионального сообщества |
|
Разработка предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами |
2012-2014 гг. |
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, делового и профессионального сообщества |
|
Обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования |
Постоянно |
Совместно с Фондом «НСФО» |
|
Участие в сопровождении официального перевода МСФО на русский язык |
Постоянно |
Совместно с Фондом «НСФО» с участием Банка России |
|
Разработка предложений по организации системы централизованного сбора, хранения и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в сети Интернет |
2012-2013 гг. |
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России |
|
Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности |
|||
Обеспечение постоянного участия делового и профессионального сообщества в разработке нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита |
Постоянно |
||
Обеспечение изменений системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, вытекающих из новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете» |
После принятия новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете" |
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, делового и профессионального сообщества |
|
Приведение действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности в соответствие с Международными стандартами аудита |
2012-2015 гг. |
С участием Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов |
|
Уточнение федеральных стандартов аудиторской деятельности в связи с изменениями в Международных стандартах аудита |
Постоянно |
С участием Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов |
|
Разработка предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующими субъектами |
После принятия новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете" |
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, профессионального сообщества |
|
Разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
После принятия новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете" |
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, профессионального сообщества |
|
Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее недостоверность |
2013-2014 гг. |
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, профессионального и делового сообщества |
|
Развитие профессии |
|||
Разработка предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, надзором бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО |
2013-2014 гг. |
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России |
|
Разработка предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО |
2013 г. |
С участием Минздравсоцразвития России |
|
Разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров |
2014 г. |
Совместно с деловым и профессиональным сообществом |
|
Разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров |
2014 г |
Совместно с деловым и профессиональным сообществом |
|
Разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг |
2012-2013 гг. |
Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, профессиональным сообществом |
|
Разработка предложений по консолидации профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита |
2012-2013 гг. |
Совместно с Советом по аудиторской деятельности с участием профессионального сообщества |
|
Разработка предложений по дальнейшему развитию саморегулируемых организаций аудиторов |
2013 г. |
Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Советом по аудиторской деятельности с участием саморегулируемых организаций аудиторов |
|
Международное сотрудничество |
|||
Обеспечение участия в деятельности Фонда МСФО |
Постоянно |
Совместно с Банком России, Фондом «НСФО» с участием профессионального сообщества |
|
Участие в Межправительственной рабочей группе экспертов по международным стандартам учета и отчетности (Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам Совета по торговле и развитию ЮНКТАД) |
Постоянно |
||
Участие в Координационном совете по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ |
Постоянно |
||
Сотрудничество с органами Европейской Комиссии в области бухгалтерского учета и аудита (в рамках Диалога Россия-ЕС по финансовой и макроэкономической политике) |
Постоянно |
||
Сотрудничество с зарубежными национальными органами регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита |
Постоянно |