Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Понятие и виды форм правления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная курсовая работа раскроет такой вопрос как «Формы правления в прошлом и настоящем». Эта тема была выбрана по следующим причинам: актуальность и необходимость изучения данного вопроса с точки зрения истории для полноты понимания, происходящих сегодня в мире процессов и изменений, а также прогнозирования их в будущем.

Цель данной курсовой работы: изучение форм правления.

Задачи, необходимые к решению:

1. Раскрыть понятие формы правления;

2. Рассмотреть виды государственного правления: монархия и республика;

3. Рассмотреть формы правления в прошлом и настоящем, а так же их взаимосвязь и отличия.

Данная курсовая работа состоит из:

  • введения
  • двух глав
  • заключения
  • списка использованной литературы и интернет ресурсов.

В первой главе мы раскроем понятие формы правления, а также виды форм правления, такие как монархия и республика. Особо в данной главе остановимся на способах организации верховной государственной власти, образовании ее органов и управлении ими, взаимодействии их между собой, порядок и возможность участия населения в их создании.

Во второй главе будут рассмотрены формы правления в прошлом и настоящем, их историческое развитие.

Тема данной работы затрагивается во всех юридических учебных пособиях, так как является одной из наиважнейших тем при изучении такого предмета как теории государства и права.

Глава I. Форма правления. Понятие и виды.

1.1 Понятие и виды форм правления.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства, и являет собой основу и стержень социальной и политической жизни в любом государстве.

Понимание формы правления является основой к пониманию суверенности государственной власти[1]. Одним из актуальных вопросов теоретической науки являлось: дать четкое и развернутое определение понятию «Форма правления». Такое понятие было выработано ученым доктринальным путем.

Таким образом, форма правления, установленная в том или ином государстве обуславливается его историческим развитием, территориальной расположенностью, традициями, сложившимися в ходе его развития и национально – культурными особенностями.


В теоретической науке выделены 2-е основных плоскости научного поиска вопроса о форме правления:

  1. Юридическое оформление государственной власти (Г.Ф. Шершеневич)
  2. Фактическое состояние и взаимодействие государственной власти (Б.А. Стародубский).

Таким образом, форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.[2]

Раскрывая данную тему, следует отдельно остановиться на основных формах правления, а именно:

  • Монархия
  • Республика

1.2 Монархия

Монархия — это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству.[3]

Зарождение монархии как формы правления началось еще в период рабовладельческого строя. А в период феодализма монархия становится основной формой правления.

Монархическая форма правления обладает следующими признаками:

  1. монарх – единственный носитель и источник власти
  2. пожизненное правление, т.к. законом не предусматривается иное
  3. династическое наследование власти, чаще по праву первородства
  4. безответственность монарха, т.к. право требования ответа от монарха зачастую признавалось как «преступление против короны» или попытка «свержения правящей династии»

Однако выше перечисленные признаки не являются абсолютно верными, т.к. в истории встречались и встречаются по сей день отступления. Так, например, власть в Объединенных Арабских Эмиратах принадлежит совету эмиров объединившихся эмиратов.

Также имелись прецеденты и выборности монархов. Например, верховных правителей – ханов в Монгольской империи выбирали на курултае, всенародном съезде знати. История показывает, что институт монархии весьма нестабилен. В истории достаточно примеров свержений правящих династий или более того, переходов от одной формы правления к другой революционными путями.

Монархия делится на следующие виды:

  • Абсолютная
  • Ограниченная

При абсолютной монархии верховная государственная власть принадлежит монарху – единственному носителю и источнику власти, а также носителю суверенитета государства. Таким образом, мы видим, что власть при абсолютной монархии сосредоточена в одних руках, а так же полное отсутствие сдерживающих «самодержавие» органов или факторов, что приводило к произволу и беззаконию в прошлом. Такую данность подтверждает высказывание Лорда Актона: «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».


При ограниченной монархии верховная власть разделена между монархом и одним или несколькими государственными органами. Разделение государственной власти привело к неоднозначному положению монарха. С одной стороны, он независим от «Парламента» (государственный орган, ограничивающий власть монарха), а с другой стороны с властью и мнением «Парламента» монарх обязан считаться. В то же время монарх также имеет право наложения «Вето» на рассматриваемые законы, или даже право на роспуск «Парламента».

В Теории государства и права вделается такая ограниченная монархия как Конституционная, которая делится на парламентскую и дуалистическую. Такая монархия характеризуется в первую очередь ограничением власти и полномочий монарха Конституцией государства. При конституционной монархии издаваемые законы или акты вступают в силу и имеют юридическую силу только после их утверждения в парламенте большинством голосов. Сам же монарх рассматривается как символ нации, как например, в княжестве Лихтенштейн князь Ханс-Адам II.

При парламентской монархии власть монарха огранивается с одной стороны парламентом - законодательно, а с другой стороны правительством – исполнительно. И все же монарх обладает властью и полномочиями, например, право на объявление войны или ее прекращение. Парламентская форма правления обладает следующими признаками:

  1. правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  2. лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  3. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;
  4. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  5. правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.[4]

Дуалистическая монархия являет собой переходную форму правления от абсолютной к парламентской. Разделение власти в таком виде управления происходит формально, а также юридически между парламентом и монархом. Таким образом, монарх управляет своей страной через назначаемое им же и в то же время ответственное перед ним же правительство, при этом парламент принимает законы. Попробуем проанализировать существующую разницу между парламентской монархией и ее разновидностью – дуалистической. Совершенно ясно, что в дуалистической монархии глава государства – монарх - лишен любой законодательной власти. Тогда как в парламентской или конституционной тот же монарх лишен как законодательных, так и исполнительных полномочий.


1.3 Республика

Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Республика как форма правления обладает следующими признаками:

  1. выборность и срочность полномочий главы государства и других верховных органов государственной власти
  2. осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа
  3. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
  4. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов
  5. преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства[5].

Существует несколько основных видов республиканского правления, которые разделяются на основе различия их друг от друга по форме государственного устройства:

  • президентская
  • парламентская
  • смешанная

Президентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой полномочия главы государства и главы правительства объединены в лице президента.

Обладает следующими признаками:

  1. избрание президента методом народного голосования и формирование правительства им же
  2. подотчетность правительства президенту
  3. широкий круг возможностей главы государства

При президентской республике президент может совмещать полномочия главы государства и главы правительства, а также участвует в формировании кабинета правительства или совета министров, как например в Индии и Франции. Так же президент:

  1. имеет право роспуска парламента
  2. является верховным главнокомандующим
  3. утверждает законы путем подписания их
  4. объявляет чрезвычайное положение
  5. назначает членов Верховного суда и др.

Парламентская республика – еще одна разновидность государственного правления современности, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Само же слово "парламент" впервые было использовано в Англии в ХШ-ХIV веках и стало использоваться как обозначение регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам.

Такой республике характерны следующие признаки:


  1. правительство формируется парламентским путем из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте
  2. правительство несет ответственность перед парламентом
  3. правительство остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством, а в случае утраты большинства правительство уходит в отставку или добивается роспуска парламента через главу государства и назначения досрочных парламентских выборов.

Глава государства избирается двумя способами:

  1. избирается парламентом (основной способ парламентского контроля над исполнительной властью)
  2. избирается специально образованной парламентской коллегией

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

Глава государства обладает следующими полномочиями:

  • издание декретов
  • назначение главы правительства
  • награждает за заслуги
  • право помилования

Однако, круг полномочий главы государства существенно уже чем при президентской республике, т.к. основные направления деятельности и их осуществление возлагается как правило на правительство и его главу. В отличии от президентской республики при парламентской республике президент уже не является главой исполнительной власти.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.

Смешанная республика обладает такой выраженной чертой как ответственность и перед парламентом и перед президентом, так и избрание как президента, так и парламента народным голосованием. При смешанной республике главой государства является президент, который назначает главу правительства и кабинет министров с учетом распределения мест в парламенте. Также президент председательствует на заседании кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем вынесения первому вотума недоверия.

1.4 Нетипичные формы правления