Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Основные концепции социальных коммуникаций
1.2 Сущность и формы управления организационными коммуникациями
2.1 Система и управление организационными коммуникациями в ЕкСВУ
2.2. Проблемы внедрения автоматизированных информационных систем в организации
ВВЕДЕНИЕ
Социальные коммуникации пронизывают нашу жизнь, и каждый субъект общества непосредственно включен в процессы социальной коммуникации. Отсюда вытекает множественность суждений о данном явлении, его многогранность как объекта исследования. Проблематика коммуникации рассматривается во многих науках: психологии, социологии, педагогике, семантике, семиотике, культурологии, экономических дисциплинах, теории управления.
Вопросы развития организационных коммуникаций актуальны в связи с развитием новых форм коммуникаций, в том числе современных информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей и сети Интернет. Именно в процессе коммуникаций осуществляется деятельность, в том числе управленческая. Управление организационными коммуникациями в этом смысле состоит из сообщения, содержащего цель и описание действия, направленного подчиненному, описание форм и характера обратной связи (подтверждающей исполнение сообщения); осуществление деятельности при наличии координирующих взаимодействий; а также общение по поводу результата, в том числе корректирующие и контролирующие коммуникации.
Организационные коммуникации представляют собой связи и взаимодействия между участниками управленческой и текущей оперативной деятельности в организациях. Организационные коммуникации в общем виде можно разделить на внутренние и внешние коммуникации.
Развитие системы организационных коммуникаций сегодня связано с активным развитием механизмов организационного общения и взаимодействий, прежде всего, коммуникаций начинают опираться на ускорившийся процесс применения современных технических средств и методов передачи информации, это обуславливает актуальность исследования организационных коммуникаций, особенно в свете опубликованной и реализуемой Национальной технологической инициативы (которую Президент РФ определил, как наиболее перспективную траекторию развития).
Объект исследования – система организационных коммуникаций.
Предмет исследования – моделирование системы организационных коммуникаций структурного подразделения Екатеринбургского суворовского военного училища (ЕкСВУ).
Цель исследования – определить сущность организационных коммуникаций в суворовских училищах, дать оценку управления организационными коммуникациями в структурном подразделении ЕкСВУ.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по теме исследования с целью анализа сущности и управления организационными коммуникациями
- Провести анализ организационных коммуникаций в ЕкСВУ;
- Определить механизм совершенствования организационных коммуникаций в ЕкСВУ с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий управления.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Основные концепции социальных коммуникаций
Социальные коммуникации пронизывают нашу жизнь, и каждый субъект общества непосредственно включен в процессы социальной коммуникации. Отсюда вытекает множественность суждений о данном явлении, его многогранность как объекта исследования. Проблематика коммуникации рассматривается во многих науках: психологии, социологии, педагогике, семантике, семиотике, культурологии, экономических дисциплинах, теории управления [59, с.198].
Анализ научной литературы убеждает, что в некоторых науках интерес к социальной коммуникации проявляется лишь попутно, фрагментарно, в связи с изучением других проблем. В других данная проблематика прошла кульминационный момент своего развития. При этом термин «коммуникация» по-разному интерпретируется представителями разных областей знания. Несмотря на столь широкое употребление термина, очень немногие могут дать ему точное определение.
Однако прежде чем говорить о сущности и многообразии проявлений феномена социальной коммуникации необходимо обозначить наиболее существенные аспекты рассмотрения данного явления с точки зрения его значимости в развитии организации.
Под организационным развитием понимают, как правило, плановый, управляемый и систематический процесс преобразований в области культуры, структуры и поведения организации с целью повышения ее эффективности в решении стоящих проблем и достижении целей [52, с.101]. Организационное развитие включает в себя организационную реконструкцию, которая зачастую начинается, получает поддержку и подкрепление в результате нормативных преобразований и перемен в поведении членов организации.
Данный процесс включает в себя два основных компонента: изменение формальных и неформальных элементов управления. Формальные элементы наблюдаемы, рациональны и ориентированы на структурные факторы; неформальные - на бихевиористские и факторы развития, и не столь заметны для всех людей. С одной стороны, имеются проблемы, связанные со структурой организации. Менеджеры могут решить их, изменяя отношение к работе, бюрократические основы, диапазон управления и полномочия власти. С другой стороны, имеются проблемы, связанные с поведением групп и отдельных людей. Они обусловлены персональными взглядами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями, так же, как и взаимодействиями, чувствами и ролями внутри и среди групп. Эти характеристики глубоко скрыты, и именно коммуникация является тем ключевым фактором, который опосредует их изменения и влияет в конечном итоге на результативность организации [60].
Наиболее традиционной является трактовка коммуникации как обмена информацией, в который люди вступают и поддерживают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных функций в организации. Безусловно, коммуникации играют большую роль в информационных процессах организации. Вместе с тем смысловое содержание понятия коммуникации не исчерпывается представлением о ней как о факторе информационного обмена [59, с.140].
Социальные коммуникации являются имманентной характеристикой организаций, которая, будучи продуктивно использованной, приобретает специфическую значимость и ценность в организационном развитии. Поэтому именно коммуникация является тем динамичным фактором организационного развития, который представляет собой взаимодействие с целью собственно воздействия, т.е. управления поведением людей, их состоянием, отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации.
В целом коммуникация в любой организации включает в себя два взаимозависимых аспекта: коммуникация как динамический процесс, как элемент профессиональной деятельности людей и коммуникация как структура (сеть), как сложившиеся роли, традиции, нормы и стереотипы коммуникативного воздействия [41, с.13], рис.1.
Коммуникация, как динамический процесс
Коммуникация, как структура |
Рис.1. Организационная коммуникация
Рассмотрение коммуникации как структуры взаимодействия персонала и выявление социальных ролей его участников важно для понимания всего возможного диапазона осуществления коммуникации: от тоталитарного жесткого порядка, т.е. повсеместного контроля и регламентации, до хаоса и анархии, т.е. стихийно складывающихся, неупорядоченных взаимодействий людей в организации.
Для более полного понимания природы, структуры, механизмов и законов функционирования коммуникации необходимо, прежде всего, рассмотреть ее как динамический процесс взаимодействия. Проблема межсубъектного взаимодействия ставится и по-разному освещается в работах ведущих социологов. Здесь социальная коммуникация исследуется как в рамках общей теории социологии, так и в рамках отраслевых социологических теорий [60, с.28].
Проблематика коммуникации как категории для объяснения общественных отношений подробно рассматривалась социологами. В научной традиции считается, что наиболее «продуктивными» в исследовании коммуникаций были системная теория, теория социальных конфликтов, теория обмена и символический интеракционизм. Исследованием данного понятия в рамках системного подхода занимались П.Сорокин, Н.Луман. Конфликтная парадигма развивалась теоретиками Франкфуртской школы, среди последователей которой следует отметить Ю.Хабермаса [59, 60]. Сторонники концепции обмена, одним из основателей которой считается Дж.Хоманс, попытались ответить на вопрос, что заставляет людей вступать во взаимодействие, чем определяется ценность и необходимость самого взаимодействия. Однако не менее важное значение имеет и вопрос, как осуществляется взаимодействие, каковы ментальные основы механизма взаимодействия. На эту сторону проблемы обратили внимание теоретики символического интеракционизма Дж.Мид, Г.Блумер, А.Шюц, Г.Гарфинкель [52, с.8].
В отечественной литературе коммуникация как социальное явление рассматривается в рамках социологии коммуникаций. Значительный вклад в изучение этой категории внесли В.Конецкая, Г.Почепцов, И.Яковлев, А.Панфилова, А.Зверинцев [59, 60]. Следует отметить более широкий подход к исследованию данного феномена А.Соколовым [72, 73], который обосновывает логику создания метатеории социальной коммуникации. Те или иные аспекты социальной коммуникации исследуются в политической, экономической социологии, социологии рекламы, массовых коммуникаций и т.д.
Для понимания сути социальной коммуникации необходимо раскрытие ее специфических черт, основных форм, видов, источников, каналов, средств, т.е. тех существенных признаков, на исследовании которых мы будем концентрировать внимание при анализе коммуникаций в организации. Структурная характеристика коммуникации не исчерпывается описанием основных элементов данного процесса. Нельзя рассматривать коммуникацию как простую сумму элементов, составляющих единичный акт взаимодействия, поскольку она представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, существование и развитие которых формирует человеческие отношения и, вместе с тем, само подвержено влиянию различных факторов. Всякое изменение коммуникации изменяет ее состав, что делает необходимым рассмотрение данного процесса в динамике.
Появление термина «коммуникация» в научной литературе относят к началу XX века. К середине 1960-х годов в научной литературе уже существовало 25 различных трактовок понятия «коммуникация», а согласно подсчетам Э.Беттинхауса в 1960-х годах только в американской научной литературе существовало более 50 различных описаний процессов коммуникаций.
П. Сорокин определил структуру социального взаимодействия в виде связи трех элементов: 1) субъекты взаимодействия (или мыслящие, действующие и реагирующие люди), 2) значения, ценности и нормы, на базе которых строятся взаимодействия; 3) сами действия и материальные носители (артефакты), с помощью которых эти действия осуществляются. Такое понимание процесса коммуникации, по существу, положено в основу всех современных моделей коммуникации: в них выделяются коммуникатор, получатель, средства коммуникации, ее результат и обратная связь, рис.2.
Субъекты взаимодействия
Значения, ценности и нормы
Действия субъектов
Рис. 2. Структура социальной коммуникации по П.Сорокину
В некотором смысле последователем его идей можно считать Н.Лумана [72], который считал коммуникацию сущностной характеристикой развития общества. Вместе с тем в отличие от П.Сорокина, Н.Луман представлял системы социальной коммуникации как более динамичные образования, возникающие в процессе выработки определенного согласия между участниками взаимодействия по поводу их действий и переживаний. Поэтому социальные действия он рассматривал как события этой системы, так как от каждого действия зависит ее существование и развитие.
При этом коммуникация понимается как связь элементов системы, в рамках которой особое значение приобретает не столько сигнал как сообщение, сколько расшифровка этого сигнала, его понимание и интерпретация.
Таким образом, коммуникация, по Луману [72, c.94], включает в себя три момента: сообщение, собственно информацию и понимание со стороны получателя сообщения. Важным является сам факт: получатель сообщения может принять или отклонить его, а, значит вновь, согласно логике «двойной контингенции», опускается принципиальная возможность разногласия. Однако необходимо иметь в виду, что и акт отказа все равно означает коммуникацию, рис.3.
Сообщение
Информация
Восприятие информации
Рис.3. Структура организационной коммуникации по Луману
Коммуникация понимается Дж.Мидом как многократное отражение человеком самого себя и мыслей других о самом себе до тех пор, пока социальная самость, как некий свод взаимоприемлемых установок, правил, оценок и самооценок, не превратится в личную самость. Другими словами, акты коммуникации и символического взаимодействия и есть та среда, в которой формируется личность.