Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Основные концепции социальных коммуникаций
1.2 Сущность и формы управления организационными коммуникациями
2.1 Система и управление организационными коммуникациями в ЕкСВУ
2.2. Проблемы внедрения автоматизированных информационных систем в организации
1) структура коммуникационного пространства (степень целостности коммуникационной системы, распределение и скорость прохождения информации по иерархическим уровням, возможность контроля коммуникационных потоков);
2) коммуникационный синергизм (взаимосвязанность коммуникационных процессов, согласованность решений, наличие коммуникационного климата, скоординированность внутренней и внешней коммуникационной стратегии);
3) качество коммуникаций (полнота и достоверность передаваемой информации, качество письменных коммуникаций, эффективность коммуникационных мероприятий);
4) коммуникационные потребности (степень удовлетворения информационных и коммуникативных потребностей, степень информированности сотрудников о состоянии организации в целом и положении дел на местах, достаточность информации для реализации соответствующих функций);
5) коммуникационное обеспечение (обеспеченность техническими средствами коммуникации, уровень расходов на технические средства коммуникации, уровень владения техническими средствами коммуникации, соответствие используемых коммуникационных каналов специфике и целям коммуникаций);
6) коммуникативная культура (наличие коммуникативных стандартов и коммуникативного регламента, уровень коммуникативной компетентности сотрудников, наставничество, наличие традиций, удовлетворенность коммуникациями, демонстрируемое коммуникативное поведение);
7) обратная связь (степень открытости руководства к вопросам и предложениям подчиненных, степень заинтересованности и вовлеченности персонала в процесс управления, возможность высказывать предложения по развитию организации на разных уровнях управления, уровень обратной связи с внешней средой).
Выводы:
Под коммуникациями понимаются взаимодействия и связи, реализующиеся в процессе общения и совместной деятельности. При этом, под организационными коммуникациями, по нашему мнению, следует понимать связи и взаимодействия в деятельности социальных организаций различного типа и вида, которые проявляются в так называемом организационном общении, которое представляет собой множество сообщений между участниками коммуникаций – должностными лицами организаций, внешними участниками и должностными лицами, а также между участниками, не являющимися должностными лицами (например, учащимися) и должностными лицами.
Организационные коммуникации соответствуют организационной структуре, они в значительной степени формализованы, то есть осуществляются в рамках организационного документооборота.
Управление организационными коммуникациями предполагает две модели взаимодействий: традиционную коммуникацию, которая состоит из обычного общения в процессе совместной деятельности, и электронную коммуникацию, которая является следствием современного этапа развития информационных технологий. Второй тип организационных коммуникаций сегодня наиболее предпочтительный тип взаимодействий, поскольку дает возможность удаленного доступа и удаленных взаимодействий. При этом, возрастает скорость коммуникаций.
Вместе с тем, сообщения, передаваемые в процессе коммуникаций, должны отвечать требованиям организационной культуры и требованиям управления, они должны быть достоверны, понятны и конкретны.
Организационные коммуникации в современных условиях должны опираться на приходящий на смену традиционному общению виртуальный тип общения, который позволяет исключить пространственную проблему коммуникаций (то есть общение теперь возможно в разных точках пространства одновременно), и поэтому организационные коммуникации превращаются в механизм активно использующий Интернет, социальные сети и т.д.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ
2.1 Система и управление организационными коммуникациями в ЕкСВУ
В своей деятельности ЕкСВУ руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», другими законодательными актами, принимаемыми в соответствии с ними, Типовыми положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196, ЕкСВУ находится в ведомственном подчинении Учредителя – Министерства обороны России.
Предмет деятельности ЕкСВУ: реализация общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами на уровнях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по нескольким предметам.
Цель деятельности ЕкСВУ: создание условий для успешной специализации личности суворовца, его адаптации к новым экономическим условиям, самоопределения в отношении будущей профессии.
Информационно-коммуникационная среда в образовательной организации обеспечивает наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, разграничение прав доступа, использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах, возможность обмена данными между различными прикладными и системными программами без выполнения операций экспорта-импорта.
Построение единых информационных средств, рассматриваемых в качестве педагогически и технически организованной среды взаимодействия участников образовательного процесса, является приоритетной задачей в рамках развития процессов информатизации образовательных учреждений.
Единая информационная среда обеспечивает автоматизацию коммуникаций, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. Также предполагается наличие нормативно-правовой базы, технического и методического сопровождения.
Информационная среда ЕкСВУ разнообразна и современна, состоит следующих компонентов:
- компьютерные классы для преподавания, компьютерной поддержки образовательных предметов, для организации внеклассной работы;
- передвижные и стационарные демонстрационные комплексы;
- автоматизированные рабочие места для административных работников;
- оснащенные рабочие места сотрудников;
- медиатека, сайт
Компонентами образовательной среды являются организационный и программно-технический подходы.
Организационный компонент включает в себя высокий уровень компетентности руководителя образовательного учреждения, его понимании значимости функционирования информационной среды. Несмотря на то, что информатизация пророчила снижение объема работы, на деле оказалось его значительный рост: необходимо поместить материал в базу данных, перед этим набрать или отсканировать его, научиться работать с программными приложениями, начинать свой рабочий день с прочтения электронных писем и т.д.).
Образовательное учреждение в достаточном объем снабжено компьютерной техникой, дополнительными техническими устройствами для наиболее эффективного использования современных информационных технологий, все компьютеры подключены к сети Интернет.
Организовано распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, но отсутствует жесткий контроль со стороны администрации. Не ведется анализ.
Отсутствует программа информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, не разработан план мероприятий и план развития технической инфраструктуры как на текущий учебный год, так и на перспективные года.
Не разработаны планы образовательных проектов. Без продуманно стратегии ее развития на основе понимания основных феноменов и закономерностей этого развития дальнейшее развитие вперед будет просто бессмысленным развитием ресурсов.
Учитывая сложность и информационную насыщенность современных образовательных систем, провести анализ и принять адекватные меры без информационно-коммуникационных технологий, без компьютерной обработки и анализа информации затруднительно, а в некоторых ситуациях и невозможно. Как и большинство образовательных учреждений ЕкСВУ испытывают трудности при внедрении и использовании информационно-коммуникационных технологий из-за:
- дефицита времени;
- перегрузки педагогических работников и администрации образовательного учреждения;
- частого изменения нормативно-правовой базы в сфере образования;
- отсутствия централизованного обеспечения информацией;
- сложности привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и др.
Управленческие коммуникации реализуются в ходе управленческой (административной) деятельности по организации учебного и воспитательного процессов с применением современных инновационных подходов, поэтому у начальника ЕкСВУ – три заместителя, которые руководят соответствующими направлениями деятельности училища: заместитель по учебной работы, заместитель по воспитательной работы, заместитель по инновационной деятельности.
Система коммуникаций в ЕкСВУ опирается на традиционные каналы передачи информации: устное общение и бумажные носители, однако, с 2011 года реализуется проект автоматизации информационной среды училища, в том числе в части управленческих взаимодействий, что существенно увеличивает скорость передачи информации и обеспечения обратной связи, а также формирует всеобщую осведомленность об управленческих решениях в ЕкСВУ, табл.2.
Таблица 2. Система организационных коммуникаций в ЕкСВУ
Непосредственное управление осуществляет прошедший соответствующую аттестацию начальник училища. Начальник училища совместно с педагогическим коллективом определяет стратегию развития, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях, несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности ЕкСВУ, создает благоприятные условия для развития ЕкСВУ.
Структура ЕкСВУ полностью соответствует типу образовательного учреждения и не противоречит действующему законодательству и Уставу учреждения. Деятельность администрации ЕкСВУ, педагогов полностью регламентируется нормативными документами (должностные инструкции, Устав ЕкСВУ, локальные акты, приказы и т.д.). Каждый член администрации имеет свои, четко определенные функциональные обязанности, что дает им возможность проявлять самостоятельность при принятии управленческих решений, повышает ответственность за управленческую деятельность.
Управление коммуникациями в ходе воспитательной работы в ЕкСВУ предполагает ротную и взводную работу по взаимодействию с командирами взводов, суворовцами, преподавателями и родителями.
Каждая рота организационно состоит из четырех взводов (классов), численностью не более 20 суворовцев. Состав рот и взводов определяется приказом начальника училища.
Учебная работа является частью образовательного процесса и включает организацию и проведение всех видов учебных занятий индивидуальных и групповых, факультативов, занятий дополнительного образования, а также текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.
Самостоятельная подготовка обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам.
В проведении самостоятельной подготовки, особенно в младших классах, должны принимать участие преподаватели в целях выработки у обучающихся навыков самостоятельной работы и наиболее рациональных приемов выполнения заданий.
Воспитание обучающихся является частью образовательного процесса и базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях Вооруженных Сил Российской Федерации.