Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Сущность и природа конфликтов, их классификация
1.2. Основные причины и последствия конфликтов. Пути их преодоления
1.3. Основные методы профилактики трудовых конфликтов
2. АНАЛИЗ КОФЛИКТНОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ООО «ПремиумКо»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ПремиумКо»
2.2. Анализ методов разрешения и предотвращения конфликтов,
используемых в ООО «ПремиумКо». Предложения по их совершенствованию
2.3. Предложения по профилактике трудовых конфликтов в ООО «ПремиумКо»
- анализ перемен в специфике требований больших контингентов потребителей;
- расчет реальной емкости освоенных и новых рынков для продукции организации;
- определение доли организации на наиболее важных рынках (для каждого вида выпускаемой продукции) и тенденций ее изменения;
- с помощью электронно-вычислительной техники и специальных программных технологий прогнозирование тенденций научно-технического прогресса, конкурентной среды и других конъюнктурообразующих факторов;
- на основе комплексного аналитического обзора и прогнозирования рыночной конъюнктуры и формирующих ее факторов разработка краткосрочных (1-2 года), среднесрочных (3-5 лет) и долгосрочных (5-10 лет) прогнозов потенциальной емкости освоенных и новых рынков для серийно выпускаемой и новой продукции организации в целом, а также разбивка по отраслевым (покупательским) рынкам и по территориям (прогнозирование долей организации на рынках) [15, c. 35].
Полученные при анализе и обработке данные позволят оценить эффективность продаж и сделать прогноз на будущее: в какие товары стоит вкладывать деньги, а в какие нет, что позволит ООО «ПремиумКо» получать максимально возможную прибыль.
Таким образом, руководство ООО «ПремиумКо» уже давно планировало взять ввести в штат сотрудников предприятия новую единицу - финансового менеджера – аналитика. Так почему же не поставить на эту должность Комову Н.Н. Она является проверенным работником, имеет хорошие рекомендации, проходит обучение по специализации «Финансовый аналитик», знает особенности работы предприятия, хорошо владеет методикой составления отчетности ООО «ПремиумКо», изучила ассортимент и стоимостные показатели товаров фирмы.
Данное решение конфликтной ситуации никак не повлияет на коллектив бухгалтерии ООО «ПремиумКо», даже, может быть, несколько разрядит накалившуюся за последнее время обстановку, у бухгалтерии будет один единственный начальник – главный бухгалтер.
Такое решение целесообразно для предприятия, ведь финансовый менеджер – аналитик необходим ООО «ПремиумКо».
Решение о переводе на такую должность хорошее повышение для Комовой Н.Н. и достойный выход из конфликтной ситуации для главного бухгалтера фирмы – Мормеладовой И.Г.
2.3. Предложения по профилактике трудовых конфликтов в ООО «ПремиумКо»
Прогнозирование и профилактика конфликтных ситуаций – это непростой процесс.
Профилактика конфликтов заключается в такой организации деятельности работников - субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними [13, c. 17].
Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов ООО «ПремиумКо» - создание таких условий деятельности и взаимодействия работников организации, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать.
Деятельность по предупреждению конфликтов в ООО «ПремиумКо» могут осуществлять сами работники организации. Предлагаем её вести по четырем направлениям:
1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в ООО «ПремиумКо» невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие:
- создание благоприятных условий для деятельности работников в организации;
- справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации;
- наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;
- успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировка помещений, наличие комнатных растений и пр.) [24, c. 311].
2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования ООО «ПремиумКо» - важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы, включая оптимизацию организационной структуры компании, оптимизацию функциональных взаимосвязей, отслеживание соответствия работников предъявляемым к ним требованиям, принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников.
3. Устранение социально-психологических причин конфликтов и стрессов в ООО «ПремиумКо».
4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Профилактика конфликтов в ООО «ПремиумКо» рекомендована следующим образом.
Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Существует пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам [13, c. 18].
Одним из них является поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть, по отношению к другому, роли старшего, равного или младшего по своему психологического статусу.
Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает от нас. Если ожидаемое партнером распределение ролей нас устраивает, то мы играем ту роль, которую от нас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Поскольку роль младшего, как правило, менее комфортна, то для предупреждения конфликтов человек должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.
Предупреждению конфликтов способствует поддержание при взаимодействии работников и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости [13, c. 19].
Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только то, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении.
Таким образом, для ООО «ПремиумКо» рекомендуются следующие способы профилактики конфликтов и борьбы с их последствиями:
- создание благоприятного организационного климата;
- предоставление работникам возможности самим организовывать ϲʙᴏю работу;
- четкое определение обязанностей работников;
- устранение причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой;
- социальная поддержка;
- психологическая помощь на предприятии;
- программы общего оздоровления.
Также руководству ООО «ПремиумКо» необходимо найти индивидуальные подходы к предотвращению конфликтов:
- обучение технике релаксации сотрудников предприятия;
- модификация поведения;
- биологическая обратная связь [6, c. 364].
На наш взгляд, конфликтную ситуацию на рабочем месте проще предупредить или профилактировать, чем решить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Люди выработали много способов профилактики конфликтов, и вместе с тем хочется обратить внимание на культуру, которая создавалась тысячелетиями и представляет исключительные по силе воздействия способы профилактики конфликтов, как музыка, театр, кино, чтение, живопись. Увлечение всеми видами искусства, включенности в события культурной жизни являются источником не только эстетического развития личности, но и выполняют функцию психологической поддержки для многих работников.
В курсовой работе проведено исследование причин и методов профилактики трудовых конфликтов на примере ООО «ПремиумКо», и сделаны выводы.
Анализ динамики состава и структуры имущества ООО «ПремиумКо» по данным за 2014-2016гг. показал, что валюта баланса увеличилась в 2015 году относительно 2014 года на 17489, или на 54,37 %, в 2016 году относительно 2015 года - на 70447 тыс. руб., или на 141,86 %. Данная динамика является положительной, так как за исследуемый период ООО «ПремиумКо» нарастило внеоборотный капитал и предприятие имеет стабильную динамику роста активов. При этом основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «ПремиумКо» за 2014-2016гг., в основном, имеют динамику снижения. Особенно опасным для финансового состояния ООО «ПремиумКо» является полная утрата собственного оборотного капитала предприятия к 31.12.2016г.
Нами была рассмотрена конфликтная ситуация в ООО «ПремиумКо» между главным бухгалтером (Мормеладовой) предприятия и его подчиненным – рядовым бухгалтером (Комовой).
В ходе социологических исследований стало очевидно, что Мормеладова использует стиль поведения в конфликтной ситуации «принуждение». В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными.
Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала. Что и произошло в ООО «ПремиумКо».
Комова оказалась грамотным, перспективным сотрудником, который стремиться иметь высшее специальное образование и достойную квалификацию. Комова уклоняется от конфликтных ситуаций, т.е. старается уйти от конфликта.
Это один из способов разрешения конфликта: не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Но каждому терпению приходит конец и если работника постоянно унижают и незаслуженно порицают, то это плохо сказывается на результатах работы.
Далее нами были проведены исследования глубины конфликта, которые показали, что конфликтная ситуация на стадии «агрессивности».
Нами был проведен тест «Умеете ли вы вести деловые переговоры?» с генеральным директором ООО «ПремиумКо», результаты которого показали, что генеральный директор ООО «ПремиумКо» относится к демонстративному типу. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. В конфликте активен.
На наш взгляд, основной причиной возникновение конфликта между главным бухгалтером ООО «ПремиумКо» и бухгалтером послужила чрезмерная властность главного бухгалтера и перспективность нового работника в продвижении по службе (мотивацией послужило получение высшего экономического образования Комовой Н.Н. и высокий уровень её трудоспособности). В данном случае наиболее прогрессивной методикой разрешения конфликта, являются переговоры с привлечением третьей стороны - Генерального директора ООО «ПремиумКо», так как конфликтная ситуация находится на стадии агрессивности. А, значит, к переговорам необходимо привлечь вышестоящее начальство, как третью сторону переговоров – непосредственного начальника главного бухгалтера предприятия.
Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий: подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров); предварительный отбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах); поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов); завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).
В нашем случае, имеется несколько решений конфликтной ситуации в ООО «ПремиумКо»: изменение соподчинения работников: главного бухгалтера и бухгалтера, в главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера с четким разделением должностных обязанностей; перевод бухгалтера в другой отдел или службу, так как в других отделах существует постоянная нехватка квалифицированных кадров.