Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы

Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.

Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв

Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.

Билет 5 Язычество древних славян

Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).

Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства

Билет 8. Полит ситуация 10 век

Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке

Билет 10 крещение руси и языческие реформы

Билет 11. Полит организация конец 10-12в

Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12

Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Билет 14. Город-государство в Киевской земле.

Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.

Билет 16. Город-государство в смоленской земле.

Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.

Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.

Билет 19. Культура Древней Руси.

Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.

Билет 21 правовая культура руси

Билет 22 век турбулентности характеристика общая

Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский

Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского

Билет 25 возвышение москвы

Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва

Билет 27 смута во второй четверти 15 века

Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в

Билет 29 образование российского централизованного государства

Билет 30 внешняя политика ивана 3

Билет 31 эконом и соц развитие россии до 16 века

Билет 32. Культура Руси XIV - XV вв.

. Родовая общинагой (члены – гои, только кровные родственники, все принадлежит роду). Соседская общинавервь (члены – люди, родственники или соседи, произошел раздел собственности: к семье отошли дом, орудия труда, скот, урожай, утварь; в собственности общины остались: земля, выпасы, лес, реки).
Общины объединяются в племенные союзы (их было 15). Они упоминаются у Нестора. Каждый союз имел свой центр. Таким образом, князь – руководитель племенного союза, бояре – старшие дружинники, отроки детские – младшие дружинники, нарочитые мужи – племенная знать, люди – свободные люди, челядь – рабы.
Власть делилась между тремя структурами: князь, «старцы градские» - совет старейшин, вече. 2 вида войска: дружина – войско князя, сохраняется ополчение – «тысяча» («полк»).


Билет 5 Язычество древних славян


Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Происхождение названия «язычество» связано со словом «языцы» - так называемые народы, не принявшие христианств (монотеизм, политеизм). В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам разных народов. Древнейшая форма – анимизм и фетишизм (поклонение камням, лесам, деревьям, рощам и т.д.). Распространён был и тотемизм (вера в происхождения человеческого рода от конкретного тотема), например, у днепровских славян, которые поклонялись кабанам-вепрям. Широко был развит культ предков, почитание которых являлось обязательным: домовой – умерший глава рода, леший – умерший предок, ответственный за лесные угодья; кикимора – болота, водяной – вода, полевик – земельные угодья, русалка – подземный мир. Часть родственников, погибших насильственной смертью или не похороненных должным образом, стали злыми духами: мавки, упыри, вурдалаки.
У славян не существовало понятие «главный бог», но в разные периоды эту функцию исполняли разные божества: до появления государства – Сварог (бог-кузнец, бог неба, покровитель ремесленников, отец Даждьбога), Перун (бог грома и молнии, огня, покровитель князя и дружины, стал верховным по реформе 980 года).

Среди богов выделяются «солярные» (солнечные) боги: Даждьбог, Ярило, Купала, Хорс. Также были богини: Лада – любовь, Макошь – плодородие, женское рукоделие.
Часть божеств пришли от соседних народов: от финно-угров – Макошь, от иранцев – Семаргл (крылатый пёс, покровитель почвы, корней, подземного мира) и Хорс. Велес – бог скота, торговли, богатств, покровитель скотоводов. Род и роженицы – божества плодородия.
Большая часть божеств – антроморфны (человекоподобные), а несколько пришедших извне – зооморфны: Семаргл – пёс, Хорс – белый конь.

У славян был особый обряд похорон: ристалище – состязание родственников, тризна – обед. Использовались особые места (храмов не было): капище – место для проведение религиозных церемоний.
Среди служителей культа – 4 сословия:

  1. Волхв – знаток церемоний, функция судьи, по рангу выше князя

  2. Вещун – знаток предсказаний

  3. Ведун – знаток религиозных текстов

  4. Кудесник – знаток магии.


В течение года славяне отмечали несколько языческих праздников – коляда, масленица, купала. С религией восточных славян связано множество обычаев. Летописец сообщает нам о том, что поляне имели кроткий и тихий обычай, почитали старших, уважали свекровей и снох, отцов и матерей, имели брачный обычай (не ходит зять за невестой, но приводят невесту в дом жениха вечером, а её родственники приносили приданое). Древляне жили зверским обычаем, убивали друг друга, ели всё нечистое, брачного обычая у них не было, но крали девиц у реки. Радимичи, вятичи, северяне имели единый обычай: браков у них не было, но когда сходились на языческие игрища между сёлами брали одну, две или три жены, предварительно с ними договорившись.
Летописец также описывает погребальный обычай племён. Когда кто-то умирал, делали большой погребальный костёр, творили тризну над мертвецом, труп сжигали, а прах и кости собирали в специальный сосуд и ставили на дорогах.



Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).


Начало возникновения государства у руссов относят к VI веку. Возникновение постоянных племенных союзов диктовалась необходимость защиты от врагов. На юге главным врагом были кочевники, например, хазары, печенеги, которые иногда проигрывали, а иногда побеждали и накладывали дань на покорённые племена. На севере главным врагом были викинги (норманны), сначала племена платили им дань, а затем образовали союз и изгнали варягов за море, и стали сами собой владеть. Но
вскоре выяснилось, что без внешней сдерживающей силы не получается жить в мире и согласии, и восстал род на род, и стали воевать друг с другом. В борьбе не смог никто одержать решающей победы, и тогда было принято решения отправить посланников к варягам, чтобы пришёл князь «править и володеть». В 862 году на призыв откликнулись три брата (возможно пришёл только Рюрик) – Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик сел в Старой Ладоге, потом в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор в Изборске.
Возможно братьев было не три, а один. Дело в том, что человек с своего появления на Земле обладал узкими знаниями об окружающем мире, видел один мир, один дом, как правило не задумывался о глобальных вещах. Постепенно, в процессе интеллектуального развития человека усложняются и его представление о мире. Он видит, что мир состоит из двух равноразличных вещей, например, добро и зло, день и ночь, богатство и бедность и т.д. Впоследствии человек видит, что окружающий мир ещё разнообразней и сложней, в нём три составляющие: мужчина, женщина, ребёнок, юность, зрелость, старость и т.д. Поэтому во многих описаниях и легендах число три символическое.
Двое дружинников Рюрика – Аскольд и Дир отделились от основной части дружины и ушли на юг, наткнулись на маленький городок Киев и стали там княжить. Они узнали, что Киев был основан тремя братьями – Кием, Щеком, Хоривом. Об этом подробно рассказывает легенда об основании Киева, в которой говориться, что город был назван Киевом, в честь старшего брата Кия. По легенде Кий сидел на горе, которая называлась Боричев, Щек сидел на горе Щековица, а Хорив сидел на горе Хоревица. Киев был построен на холмах, так что мы можем видеть правдоподобность этой легенды. Она также рассказывает о том, что Кий ходил в Константинополь и был принят византийским императором. В конце концов три брата и сестра их Лыбедь скончались в Киеве. Таким образом, мы видим, что образовались два центра государственности – на северо-западе (Новгород) и на юге (Киев).
В советское время выдвигалось множество разных версий о том, где зародилась государственность.
До революции считали, что Киев был очагом государственности, но после революции всё больше стали склоняться к версии, что государственность возникла в Новгороде. Сейчас многие историки полагают, что государственность зародилась одновременно и на северо-западе и на юге.