Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы

Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.

Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв

Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.

Билет 5 Язычество древних славян

Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).

Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства

Билет 8. Полит ситуация 10 век

Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке

Билет 10 крещение руси и языческие реформы

Билет 11. Полит организация конец 10-12в

Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12

Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Билет 14. Город-государство в Киевской земле.

Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.

Билет 16. Город-государство в смоленской земле.

Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.

Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.

Билет 19. Культура Древней Руси.

Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.

Билет 21 правовая культура руси

Билет 22 век турбулентности характеристика общая

Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский

Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского

Билет 25 возвышение москвы

Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва

Билет 27 смута во второй четверти 15 века

Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в

Билет 29 образование российского централизованного государства

Билет 30 внешняя политика ивана 3

Билет 31 эконом и соц развитие россии до 16 века

Билет 32. Культура Руси XIV - XV вв.

пользовались правом свободного перехода, которое оформляется по мере развития крупного землевладения и входит в первый общероссийский Судебник 1497 г. Это известный Юрьев день - норма, согласно которой крестьяне, уплатив так называемое пожилое, могли переходить от одного землевладельца к другому. В худшем положении были зависимые крестьяне: половники и серебреники. Видимо, и те и другие оказывались в столь сложной жизненной ситуации, что вынуждены были брать ссуды и затем отрабатывать их. Основной рабочей силой вотчины по-прежнему оставались рабы. Впрочем, число обельных холопов сокращалось, а возрастал контингент кабальных холопов, т.е. людей, оказавшихся в рабской зависимости по так называемой служилой кабале. В конце XVI в. начинается процесс интенсивного закрепощения крестьян. Некоторые годы объявляются «заповедными», т.е. в эти годы запрещается переход в Юрьев день. Однако магистральным путем закрепощения крестьян становятся «урочные лета», т.е. срок сыска беглых крестьян, который становится все более длительным. Следует также иметь в виду, что с самого начала процесс закрепощения захватывал не только крестьян, но и посадское население страны. Оно выделяется в отдельную страту в XIV-XVI вв. Горожане - черные посадские люди - объединяются в так называемую черную посадскую общину, которая существовала в архаических формах на Руси вплоть до XVIII в. Таковы были те сословные группы, на которые распалось когда-то единое древнерусское «людье». Общая для всех этих социальных групп черта, свидетельствующая об их недавнем появлении, - это наличие большой семьи, которая пронизывала в то время все страты восточнославянских земель. К этому надо добавить и значительную архаику в семейно-брачных отношениях в целом. Еще одна важная черта, характеризующая сословия восточнославянских земель того времени, - их служилый характер. Все они должны были выполнять те или иные служебные функции по отношению, к государству. Государственность. Параллельно с экономическим и социальным развитием шло и развитие русской государственности. Впрочем, в России политика зачастую шла впереди и экономики, и социальных отношений. Восточнославянский политогенез своими корнями уходит в период Киевской Руси. Уже тогда государственность пережила достаточно долгую эволюцию от союзов племен к городам- государствам. Последние были уже государственностью с полным набором присущих ей признаков: наличием окрепшей публичной власти, зачатков Налогообложения и размещением населения по территориальному принципу. Но эта ситуация, когда община приобретает форму государства, когда, по словам Л.Е. Куббеля, «внутриобшинные потестарные отношения могли перерастать в политические отношения внутри самой общины, превращая ее в политическую структуру». Община сохраняла свое значение и в последующий период. С нашей точки зрения, на территории Восточной Европы в XIII-XV вв.
существовал общинный строй, своими корнями уходящий в предшествующий период. Здесь мы можем обнаружить самые разные типы общин, которые восходят к одному, - древнерусскому городу-государству. Все эти типы - разные стадии распада древнерусской общины и разные ее модификации. Общинное самоуправление долгое время уживалось с другими органами власти. Нельзя не отметить простоту этого аппарата. Это наместники, тивуны и др. Все эти люди так или иначе были связаны с князем и княжеским хозяйством, но одновременно занимались и проблемами местного населения. Огромную роль в государственном аппарате играли всякого рода «кормления и держания», что также было наследием Киевской Руси. В целом то новое, что появилось в государственном устройстве в период XIII-XV вв., - рост силы и влияния княжеской власти, которые проходили за счет расширения служебных отношений. «Служебная система» - круг лиц и служб, связанных с князем еще и в предшествующий период, начинает разрастаться и охватывает все население государства (речь идет пока о княжествах, которые шли на смену городамгосударствам). Такую государственность можно определить как военнослужилую. Ближайшие аналогии ей мы находим в Центральной Европе (Польша, Венгрия, Чехия). Дореволюционные историки, стараясь как-то определить эту государственность, чаще всего определяли ее в качестве «вотчинной». Управление единым государством при Иване III практически недалеко ушло от традиций военно-служилой государственности, так как использовался тот же аресенал средств и механизмов. Не случайно в дореволюционной историографии существовала точка зрения, представлявшая этот процесс как образование одной большой вотчины за счет слияния более мелких вотчин - местных княжеств. Действительно, главным общегосударственным ведомством был Дворец, который ведал личными, дворцовыми землями великого князя. И в новейшей литературе вполне справедливо называют такого рода форму правления пережитком «удельной старины». Главным государственным хранилищем и финансовым органом была казна, которая также своими корнями уходила в княжеский двор предшествующего времени. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Уже в этот ранний период большую роль в складывающемся аппарате власти играют писцы - дьяки. Отношения с населением строились по очень архаичной форме прежних военно-служилых государств. Вся территория делилась на уезды, границы которых, восходя к рубежам бывших княжеств, были разнообразны. Уезды делились на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Переломным периодом в развитии русской государственности становится правление Ивана Грозного. Реформы 1550-х гг. - попытка изменить форму существования российского государства, приспособить ее к новым условиям. Но выдающуюся роль здесь сыграла опричнина. Среди всего сонма объяснений причин этого явления ближе к истине самое простое - шел процесс становления самодержавной монархии, которая, в свою очередь, была лишь отражением нового российского государственнокрепостнического строя, формирование которого приходится на период XVI-XVII вв


Билет 32. Культура Руси XIV - XV вв.


В это время выделяется два этапа развития культуры:

  1. Первый этап (XIV-XV века) – основная идея – преодоление катастрофических последствий татаро-монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель.

  2. Второй этап (конец XV-начало XVI века) – основная идея – укрепление государства, единство и централизация.


Фольклор. В XIV веке основная тема творчества – сказания (о битве при Калке, о разорении Рязани Батыем, о битве на поле Куликовом и другие). Былинный жанр после монгольского нашествия постепенно затухает, мы знаем лишь новгородский былинный эпос (Былина о Василии Буслаеве и Садко). Развивается жанр исторической песни (Песня о Щелкане Дюденьковиче). В конце XV-начале XVI века продолжается осовременивание былин киевского цикла в новой форме (герои эпоса – участники борьбы с осколками Золотой Орды).
Просвещение. Монастыри – центры книжности и образования: книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий монастыри и другие). В XIV веке на смену пергаменту приходит бумага (из Италии и Франции) – смена графики письма: полуустав и скоропись (с XV века).
Литература. В XIV веке основное произведение письменности – летопись (идея единства русской земли, государственный характер), центры Москва, Тверь, Новгород. 1409 год – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись). Литература XIV-XV веков: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии Дмитрия Ивановича», «Повесть о Московском взятии земли русской» (события 1382 года), «Хождение за три моря» (первое описание Индии, составленное европейцем), «Повесть о Петре и Февронье Муромских», «Житие митрополита Петра», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» и т.д.
Архитектура. В Московском княжестве каменное строительство появилось с середины XIV века. В 1367-1368 гг. строится белокаменный московский кремль. В 1400 году строится Успенский собор в Звенигороде – древнейший памятник московского зодчества, дошедший до нас. Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор – 1422 г.), Андриапольский монастырь. Ансамбль Соборной площади московского кремля: Успенский собор (
Аристотель Фьораванти), Благовещенский собор (псковские мастера), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьтро Антонио Солари) – конец XV века, Архангельский собор (Алевиз Новый) – начало XVI века. Конец XV-начало XVI веков построены кирпичные стены московского кремля.
Живопись. Расцвет иконописи и новгородской монументальной живописи. Феофан Грек работал в Константинополе, Новгорода (церковь Спаса на Ильинской улице), Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов) – эмоциональность письма. Андрей Рублёв работал в Москве (фрески Благовещенского собора), Владимире (иконы Успенского собора), икона «Троица» (1425-1427 гг.) – персонажи Рублёва мягче, человечнее, нежнее. Дионисий работал в Москве (иконы и фрески Успенского собора), Ферапонтовом монастыре (роспись церкви Рождества Богородицы) – нежность, изысканность колорита, утончённость. В начале XVI века возникает техника миниатюрной иконописи, установление чётких канонов, жанр исторического портрета (князья, античные мудрецы).
Ремесло. Ювелирное дело, работа по серебро, строительное дело (новые методы кладки стен и кровли), деревообработка, литейное дело (государственный пушечный двор, Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 40 тонн).