Файл: Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы 2 Билет Древнейшие сведения о славянах. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Билет 1 предыстория руси кто такие индоевропейцы

Билет 2. Древнейшие сведения о славянах.

Билет 3 распад славянского единства восточные славяне в 6-7 вв

Билет 4. Восточные славяне в VIII – IX вв.

Билет 5 Язычество древних славян

Билет 6. Два центра государственности у восточных славян (Киев и Новгород).

Билет 7. Норманнская теория происхождения древнерусского государства

Билет 8. Полит ситуация 10 век

Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке

Билет 10 крещение руси и языческие реформы

Билет 11. Полит организация конец 10-12в

Билет 12 эк и соц развитие руси 9-12

Билет 13. Князь и вече на Руси к. X-XI вв.

Билет 14. Город-государство в Киевской земле.

Билет 15. Город-государство в Новгородской земле.

Билет 16. Город-государство в смоленской земле.

Билет 17. Город-государство в Ростово-Суздальской земле.

Билет 18. Город-государство в Галицко-Волынской земле.

Билет 19. Культура Древней Руси.

Билет 20 слово о полку игореве и литературные традиции Киевской руси.

Билет 21 правовая культура руси

Билет 22 век турбулентности характеристика общая

Билет 23 борьба руси с западными угрозами:галицкий и невский

Билет 24 Экспансия литвы и возникновение великого княжества литовского

Билет 25 возвышение москвы

Билет 26 Борьба руси с ордой куликовская битва

Билет 27 смута во второй четверти 15 века

Билет 28 Господа великий новгород и псков в 13-15 в

Билет 29 образование российского централизованного государства

Билет 30 внешняя политика ивана 3

Билет 31 эконом и соц развитие россии до 16 века

Билет 32. Культура Руси XIV - XV вв.

себе печать легендарности и фольклорности, но в основе ее могут лежать реальные исторические события, ведь Русь связывали со всеми этими народами давние и интенсивные контакты. Все они хотели оказывать и оказывали разнообразные политические и культурные влияния на Русь. Но первенство осталось за Византией. Главную роль сыграло не восприятие русскими византийского церковного обряда, который воспринимался еще фактически через призму язычества, а ведущее положение Византийской империи на международной арене средневекового мира. Киевская Русь вовлекалась в контакты с Византией по двум причинам. С одной стороны, восточные славяне совершали частые набеги на территорию Византии, с другой - сама Византия втягивала Киевскую Русь в свою внешнеполитическую деятельность. Политика временных союзов - одно из основных орудий византийской дипломатии. Записанные через столетие рассказы о крещении, обросшие легендарными подробностями, имели реальную почву. Летопись только спрессовала разновременные события. Она изображает и политическую обстановку, предшествовавшую принятию христианства. Для решения вопроса о принятии веры Владимир собирает бояр и старцев градских. Однако бояре и старцы градские лишь предлагали решение вопроса, а утверждалось оно народным собранием - вечем. «И бысть люба речь князю и всем людем; избраша мужи добры и смыслены...». В скандинавской «Саге об Олаве Трюгвассоне» говорится о том, что князь Владимир приказал созвать народное собрание, куда сошлись многие вельможи и великое множество народа. Население Русской земли поддержало своего князя в его решении, христианство принималось добровольно. В летописи в прямой связи с преданиями о подготовке к принятию христианства стоит и рассказ о крещении Владимира - так называемая Корсунская легенда. В Византии в то время происходили драматические события: в 987 г. вспыхнуло восстание против императора Василия II. Возглавил его Варда Фока. Василий II обратился за помощью к Владимиру, и тот согласился с условием, что император отдаст за него замуж свою сестру Анну. Загнанный в угол император вынужден был согласиться. Летом 988 г. с помощью русского корпуса войска Фоки были разбиты, но Василий не спешил выполнить свое обещание. Тогда Владимир пошел походом на византийский город Корсунь в Крыму и осадил его. Измена некоего Анастаса помогла взять город, и византийцы стали сговорчивее. Вместе с Анной на Русь прибыли и священники, которые крестили киевлян. По приказу Владимира была заложена Десятинная церковь Богородицы,
куда были переданы иконы, книги и переведены греческие священники. На содержание церкви Владимир выделил десятую часть от своих доходов, что получило отражение в так называемом Уставе Владимира. Христианская религия на Руси принималась как бы в языческой оболочке, она стала лишь звеном процесса развития религиозных «реформ» X в. Причем сравнительно мирное и спокойное распространение христианства в Русской земле резко отличалось от того, что происходило в подвластных Киеву восточнославянских землях, где христианство вводилось силой. Так было, например в Новгороде, который долго сопротивлялся крещению. Будучи принятым в языческой оболочке, навязываемое силой, христианство в эпоху Киевской Руси лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. В то же время нельзя и преуменьшить значение введения христианства, уже тогда влиявшего на русскую культуру, во многом предопределившего весь дальнейший исторический путь нашей страны.

Билет 9 . Дань и полюдье в Х веке


Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда - на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников - вассальные государства. В частности, так часто поступало Древнеримское государство. Состояние данничества – это позорное состояние, при котором покорённые племена или народы платят дань победителям. Дань платят, для того, чтобы не было войны, если не будет дани, будет война.
На Руси с древнейших времён князья ходили по весне в полюдье. Полюдье – способ сбора дани, при котором князь отправляется объезжать свои земли, собирать дань и вершить суд. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев. Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Олег наложил дань на древлян (по чёрной кунице с дыма), северян (по шелягу), радимичей. После похода 907 года, византийцы платили Руси дань, выдавали уклады на города. В 930 году византийцы перестали платить дань Руси, в ответ Игорь в 941 году совершил неудачный поход на греков. В 944 году Игорь совершил новый поход на греков, которые предложили дань князя, какую брал Олег. Дань с юга стала поступать с меньшим объёмом и русским пришлось искать новые источники дани. Были совершены походы на Каспий, ограблен город Берда, поход возглавил воевода Свенельд. Святослав подчинил вятичей, которые стали платить дань Киеву. Владимир Святославич подчинил ятвягов, радимичей, захватил червенские города, с которых также пошла дань.
По легенде Ольга отомстила древлянам и регламентировала сбор дани: полюдье было отменено, заменено повозом. Теперь дань собиралась в погостах (места и округа для сбора дани, как правило крупные деревни),
за сбор отвечали старцы градские. Из погостов дань шла в Киев. Устанавливались также уроки (размер дани и сама дань в Древней Руси). Ольга разграничила государственные и собственные доходы, часть дани шла князю на дипломатические и дворцовые расходы, а другая часть дани шла Киеву на содержание дружины, строительство храмов, хозяйственных построек и т.д. Существует летописный текст «Установление Ольгой уставов и уроков (946-947 гг.)».
По поводу этого текста существовали дискуссии. В 1937 году советский историк Юшков написал книгу об административной реформе княгини Ольга (установление чёткого размера дани). Юшков и его сторонники поддерживали версию проведения Ольгой административной реформы. В 80-90-е годы И.Я. Фроянов выдвинул другую версию, по которой Ольга не вводила ничего нового, а лишь вернулась к старому порядку сбора дани (нормированный сбор дани был и ранее).

Билет 10 крещение руси и языческие реформы



Языческие реформы в Киеве в Х в.
Сдвиги в восточнославянском обществе привели к языческим реформам. Археологические находки свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна первоначально располагалось в пределах городских укреплений, а затем оно перешло в место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, стал и религиозным центром.
У славян отсутствовало понятие «главный бог», равный по значению Зевсу или Юпитеру, но в разные периоды эту функцию выполняли разные божества. До появления государства – Сварог, после 980 г – Перун. Тогда же сооружается языческий пантеон из известных ранее божеств, так называемое «постановление кумиров» - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами. Но языческая реформа Владимира не принесла плодов, и было принято решение искать новую веру.
Древнерусское язычество было настолько укоренено, что Древняя Русь и с принятием христианства в 988 г являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры
. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться и в последующее время, некоторые продолжают соблюдаться и сейчас.
. Крещение Руси.

Начало этого процесса приходится на правление князя Владимира (980-1015 гг.). Владимир стремился остановить расползание суперсоюза. С этой целью проводили ряд мер идеологического характера, в том числе языческая реформа 980 г (создание пантеона наиболее починаемых богов у восточных славян). Эти меры должны были символизировать единство суперсоюза. Однако остановить распад было уже невозможно. Существует легенда о выборе веры Владимиром (986-987 гг.). Владимир отправил в разные страны своих посланцев, а также принял послов от разных стран и выслушал преимущества всех вер. Именно тогда князь Владимир обратил взор к христианству – религии, в которой момент централизации и монотеизма является главенствующим. Также среди причин крещения можно отметить потребность в росте международного авторитета Руси, потребность в укреплении связей с Византией и в росте авторитета княжеской власти.
Существует летописный текст «Корсунская легенда о крещении Владимира (988 г.)». Им занимался А.А. Шахматов. В Византии взбунтовалась армия, во главе с Вардой Фокой и грекам понадобилась помощь русских в борьбе с мятежниками, взамен они обещали выполнить что угодно. Владимир потребовал себе в жёны императорскую сестру Анну. Греки согласились, при условии, что князь примет крещение. Полки Владимира разгромили Варду Фоку, но византийцы не выполнили своих обязательств. Тогда Владимир решил захватить главную военно-морскую и торговую базу Северного Причерноморья – Херсонез-Таврический (Корсунь). Некий муж корсунянин, под именем Анастас пустил стрелу, на которой было написано, что необходимо перекопать трубы колодцев. Жажда заставила горожан распахнуть ворота перед врагом, Корсунь была взята. Здесь то и крестился Владимир с дружиною своей. Одни исследователи полагали