Файл: Общие методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические указания

Введение

1. Сущность качества, основные определения

1.1. Аспекты качества

1.2. Основные определения

1.3. Отличительные особенности услуги

1.4. Права потребителей

2. Основы управления качеством

2.1. Основные понятия по управлению качеством

2.2. История развития управления качеством

2.3. Международный и российский опыт управления качеством

2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях

2.5. Основные принципы управления качеством

2.6. Основные методы правления качеством

2.7. Статистические методы управления качеством

3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством

3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством

3.2. Классификация и номенклатура показателей качества

3.3. Методы определения значений показателей качества

4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000

4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества



  • стоимость проезда от пункта отправления до пункта назначения;

  • стоимость дополнительных услуг в пути следования;

  • суммарные затраты на проезд от пункта отправления до пункта назначения и др.

В стандарте ГОСТ Р 51005-1996 устанавливается номенклатура основных групп показателей по характеризуемым свойствам грузовых перевозок:

  • показатели своевременности выполнения перевозки;

  • показатели сохранности перевозимых грузов;

  • экономические показатели.

В настоящее время условия развития рыночных отношений способствуют формированию номенклатуры показателей качества, определяющих обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг. Группы показателей конкурентоспособности включают обширный состав показателей, характеризующих как технические, эксплуатационные свойства, так и экономические, организационные, коммерческие, социальные и психологические аспекты удовлетворения требований потребителя.

Существуют и применяются на практике группы показателей качества для оценки систем менеджмента качества.

3.3. Методы определения значений показателей качества


Методы определения значений показателей качества подразделяются на две группы.

1. По способам получения информации. К ней относятся следующие методы:

  • измерительный  основан на информации, получаемой с использованием технических средств измерения;

  • расчетный – основан на использовании теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества от влияющих факторов;

  • органолептический  основан на информации, получаемой в результате анализа восприятия качества органами чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Точность и достоверность результатов при использовании данного метода зависит от квалификации и навыков экспертов и от возможности использования технических средств, повышающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны и др.).

  • регистрационный – основан на информации, получаемой путем регистрации числа определенных событий, предметов или затрат.

2. По источнику получения информации:

  • традиционный – показатели качества определяются должностными лицами (техническими специалистами) в специализированных подразделениях;

  • экспертный – определение значений показателей качества осуществляется на основе решений, принимаемых группой экспертов. Метод используется в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены более объективными методами;

  • социологический – основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или потенциальных потребителей продукции.

  • Для оценки уровня качества, который рассматривается как сравнительная характеристика свойств объекта, применяются следующие методы.


Дифференциальный метод оценки уровня качества – основан на непосредственном сравнении единичных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.

Комплексный метод оценки уровня качества  основан на применении обобщенного (определяющего) показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных или комплексных показателей, т.е. когда целесообразно уровень качества в итоге характеризовать одним показателем. В общем случае уровень качества определяется отношением обобщенного показателя к его базовому значению. Сложность комплексной оценки заключается в нахождении объективного обобщенного показателя.

В комплексном методе используется и интегральный показатель, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции и суммарные затраты на ее создание.

При оценке сложной продукции, имеющей большую номенклатуру показателей качества, когда с помощью дифференциального метода невозможно сделать практический вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемого объекта, применяют смешанный метод.

Смешанный метод – основан на одновременном использовании единичных и обобщенных показателях. Часть единичных показателей объединяют в соответствующие группы, и для каждой из них определяют комплексный показатель. Отдельные существенные показатели можно не объединять, а применять как единичные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции уже дифференциальным методом.

Нормы, конкретные требования к показателям качества и методы их оценки должны быть установлены в нормативных документах организаций.
Вопросы и задания

  1. Сущность квалиметрии. Основные цели и задачи квалиметрии.

  2. Определите и покажите на примере сущность таких понятий, как свойство продукции, признак, параметр и показатель качества продукции.

  3. Назовите основные классификационные признаки показателей качества продукции и услуг.

  4. Назовите основные группы показателей качества по характеризуемым свойствам.

  5. Назовите национальные стандарты, определяющие номенклатуру показателей качества транспортных услуг. Приведите классификацию показателей качества.

  6. Назовите типовые группы и основные показатели качества пассажирских и грузовых перевозок.

  7. Назовите основные методы определения показателей качества.

  8. Назовите методы оценки уровня качества. Какова сущность дифференциального, комплексного и смешанного методов оценки уровня качества?

4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000


Этот раздел очень важен для изучения дисциплины. Он посвящен вопросам управления качеством на основе консолидированного мирового опыта менеджмента качества. Особое внимание следует уделить изучению комплекса действующих стандартов серии 9000, сущности внедрения и функционирования систем менеджмента качества на предприятиях (в том числе на предприятиях ГА), а также применению процессного подхода как основе внедрения и функционирования СМК.

4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества


Международная организация по стандартизации ИСО (International Organization for Standardization - ISO) – всемирная федерация национальных органов по стандартизации была организована в 1947 году. В ее состав входят около 140 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства.

Основная задача ИСО состоит в разработке и принятии международных стандартов, правил и других документов, способствующих международному обмену товарами и услугами. Разработка стандартов осуществляется техническими комитетами. Международные правительственные и неправительственные организации, связанные с ИСО, также участвуют в разработке стандартов. Проекты, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на согласование. При одобрении стандарта не менее 75% комитетами-членами ИСО стандарт утверждается и получает статус международного. Все стандарты ИСО являются добровольными, но могут утверждаться в качестве обязательных на национальном уровне или в пределах отдельных организаций.

Международные стандарты на систему качества ИСО серии 9000 разрабатываются, выпускаются и постоянно обновляются в рамках Технического комитета 176 – «Управление качеством и обеспечение качества». Стандарты ИСО серии 9000 впервые были разработаны и опубликованы в 1987 году (пять стандартов). Вторая версия с незначительными доработками была утверждена ИСО в 1994 году, а третья версия была опубликована в конце 2000 года. Переходный период внедрения этой версии стандартов составлял три года, т.е. до 16 декабря 2003 года. В течение этого времени организации, применявшие отмененные стандарты, должны были внести изменения в основные документы СМК. Кроме того, до 16 декабря 2003 года продолжали действовать сертификаты на СМК по предыдущей версии стандартов.


В стандартах ИСО серии 9000 обобщен мировой опыт организации работ и управления предприятием с целью обеспечения качества путем создания систем менеджмента качества.

Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года отражают фундаментальные изменения подходов к менеджменту качества: усиливают роль высшего руководства и значения требований клиента, настаивают на внедрении процессного подхода к управлению; в них представлена иная структура модели системы качества (всего четыре основных блока), что обеспечивает более тесную взаимосвязь с производством. Действующие на сегодняшний день международные стандарты представлены в табл. 4.1.