Файл: Общие методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические указания

Введение

1. Сущность качества, основные определения

1.1. Аспекты качества

1.2. Основные определения

1.3. Отличительные особенности услуги

1.4. Права потребителей

2. Основы управления качеством

2.1. Основные понятия по управлению качеством

2.2. История развития управления качеством

2.3. Международный и российский опыт управления качеством

2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях

2.5. Основные принципы управления качеством

2.6. Основные методы правления качеством

2.7. Статистические методы управления качеством

3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством

3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством

3.2. Классификация и номенклатура показателей качества

3.3. Методы определения значений показателей качества

4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000

4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества

характеризуется соответствием свойств объекта требованиям нормативных документов, которые должны обеспечивать достижимость установленных требований, их непротиворечивость и терминологическую ясность.

1.2. Основные определения


Осознанное восприятие дисциплины «Управление качеством» возможно только на основе ясного понимания сущности ее основных понятий, которые можно рассматривать как азбуку изучаемого предмета. Следует различать бытовое и научное понимание терминов. Владение понятийным аппаратом обеспечит построение стройной системы знаний о качестве, понимание требований нормативных документов по управлению качеством, позволит специалистам говорить на одном языке.

Определение качества должно учитывать различные аспекты его понимания и включать такие составляющие, как:

  • отличие одного предмета (объекта) от другого с таким же функциональным назначением (мера накопленных отличий);

  • высокий уровень свойств объекта;

  • компромисс между возможностями изготовителя и запросами потребителя;

  • составляющая конкурентоспособности продукции;

  • основной фактор реализации товаров по выгодной цене;

  • соответствие требованиям нормативных документов.

В зарубежной и отечественной литературе разных лет можно встретить множество определений понятий качества и проследить их эволюцию. Сложность заключается, с одной стороны, в многообразии объектов, к которым предъявляются требования по качеству, а с другой – в неопределенности и многозначности удовлетворенности потребителей, зависящей от исторических, социальных, экономических и других факторов. Приведем наиболее характерные определения качества.

Качество  совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности (Международный стандарт ИСО 8402:1994. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. В настоящее время этот стандарт отменен в связи с введением стандарта ИСО 9000:2000, дающим современное определение качества).

Качество – это мера, в которой комплекс свойств готового изделия (услуги) отвечает комплексу требований, имеющих решающее значение для выполнения изделием (при использовании услуги) его функций в заданных условиях при минимальных затратах на его производство (Ассоциация потребителей США).


Все последующие термины и определения даны в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь», который является аутентичным переводом международного стандарта ИСО 9000:2000. Данный стандарт описывает основные положения и устанавливает терминологию системы менеджмента качества (СМК). Третий раздел стандарта содержит термины и определения. Понятия, относящиеся к различным предметным группам, собраны в соответствующих десяти параграфах.
3 Термины и определения

3.1 Термины, относящиеся к качеству

3.2 Термины, относящиеся к менеджменту

3.3 Термины, относящиеся к организации

3.4 Термины, относящиеся к процессам и продукции

3.5 Термины, относящиеся к характеристикам

3.6 Термины, относящиеся к соответствию

3.7 Термины, относящиеся к документации

3.8 Термины, относящиеся к оценке

3.9 Термины, относящиеся к аудиту (проверке)

3.10 Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения
При изучении терминологии можно использовать Приложение А стандарта ГОСТ Р 9000-2001. Оно включает диаграммы понятий, которые представляют графическое изображение связей между терминами в соответствующих областях СМК.

Термины, приведенные в соответствии со стандартом, выделены жирным шрифтом и заключены в рамку. В круглых скобках определен входящий номер термина, т. е. цифры указывают на номер раздела, параграфа и порядковый номер, где термин был определен первоначально.
Качество (3.1.1) – степень, с которой совокупность собственных (присущих) характеристик соответствует требованиям.
В этом определении можно выделить три ключевых слова: степень, требования, характеристика.

Степень  характеризует отличие одного объекта от другого.
Требование (3.1.2)  потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Требования предъявляются к объектам, в качестве которых могут выступать продукция (услуга), процесс, организация, персонал, СМК. Широкий подход к объектам требований позволяет не анализировать качество конечного продукта, а включать в системный анализ все объекты, от которых зависит качество конечного результата деятельности. Требования устанавливаются в нормативных документах (тогда они носят обязательный характер); они могут быть продиктованы потребителями или другими заинтересованными лицами. В системе менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) кроме потребителя различают еще как минимум четыре заинтересованные стороны: акционеры и владельцы (собственники) предприятий, персонал, поставщики, государство.


Поставщик (3.3.6) организация или лицо, предоставляющие продукцию.

Примеры: производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации.

Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации.
Кроме того, в ряде случаев необходимо учитывать интересы общества в целом, отдельных территориальных образований.
Заинтересованная сторона (3.3.7)  лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации.
Для управления качеством потребность или ожидания необходимо перевести в набор количественных или качественных характеристик.
Характеристика (3.5.1) – отличительное свойство.
Характеристика может быть собственной или присвоенной, качественной или количественной. Существующие классы характеристик (физические, органолептические, этические, временные, эргономические и функциональные) позволяют создать сбалансированную систему показателей качества объекта.

1.3. Отличительные особенности услуги


Продукция в соответствии со стандартом определяется как результат различных видов деятельности.
Продукция (3.4.2) – результат процесса.
В пояснении к термину «Продукция» стандарт определяет следующие особенности услуги:

  • она нематериальна;

  • является результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя;

  • предоставление услуги может включать создание благоприятных условий для потребителя.

Применительно к транспортной услуге национальный стандарт ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Термины и определения» дает следующее определение:

Транспортная услуга  результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя, грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.

В отличие от материальной продукции, где результат деятельности может быть отделен от самой деятельности и использован любым потребителем, услуга не может находиться вне сферы непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя. В сущности, услуга представляет собой внутреннюю деятельность поставщика по удовлетворению требований потребителя, в то же время производитель не является в классическом понимании собственником услуг.

Анализируя особенности услуги можно выделить следующие её характерные свойства:

  • не может складироваться (храниться): услуга, для обеспечения которой выделены и использованы ресурсы, но которая не пользуюется запланированным спросом у потребителя, приводит к издержкам;

  • условия оказания услуги и существенное влияние ситуационных факторов обусловливают оценку ее качества потребителем;

  • не может быть заранее продемонстрирована: оценка качества осуществляется потребителем при выполнении услуги как одной из заинтересованных сторон;

  • заранее спланированная и реализованная услуга, как правило, не может транспортироваться в другое место или продаваться по частям;

  • для большей части видов услуг (транспортные услуги) недостатки не могут быть устранены после оказания услуги конкретному потребителю;

  • пользование транспортными услугами приводит к издержкам.


Эти особенности влияют на процесс управления качеством услуги, они обусловлены тесным взаимодействием с потребителями и учетом их индивидуальных запросов. При управлении услугами необходимо учитывать:

  • зависимость планирования услуги от потребителя;

  • сложность установления взаимоприемлемых критериев качества услуги, исходя из требований потребителя и возможностей исполнителя;

  • гибкость форм и оперативность предоставления услуги;

  • обеспечение услуги в период пикового и низкого спроса на услугу;

  • культуру общения с потребителем;

  • доступность персонала сервисной организации для клиентов;

  • гигиену, безопасность, комфорт и эстетику места предоставления услуги;

  • формирование благоприятного образа организации, основная деятельность которой связана с оказанием услуг.

1.4. Права потребителей


В рыночной экономике качество рассматривается с позиций потребителя.

Движение потребителей за свои права можно рассматривать по трем направлениям:

  1. Государственная политика в области защиты прав потребителей.

  2. Разработка законодательной базы.

  3. Создание государственных структур и общественных организаций.


Потребитель (3.3.5) – организация или лицо, получающее продукцию.
В понятие продукции входит и услуга, которая является одним из ее основных элементов.

Права потребителей были приняты в 1985 году на 106-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН. Они получили название «Восемь заповедей ООН – незыблемые права потребителей».

1. Право на удовлетворение основных нужд – право на основные товары и услуги, обеспечивающие выживание.

2. Право на безопасность – право быть защищенным от продуктов и услуг, опасных для здоровья и жизни.

3. Право на информированность  право получать сведения, необходимые для обоснованного выбора.

4. Право выбора: доступ к разнообразным товарам и услугам, продаваемым по конкурентным ценам; в случае монопольной торговли  иметь право при справедливой цене гарантию удовлетворительного качества.