Файл: Общие методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие методические указания

Введение

1. Сущность качества, основные определения

1.1. Аспекты качества

1.2. Основные определения

1.3. Отличительные особенности услуги

1.4. Права потребителей

2. Основы управления качеством

2.1. Основные понятия по управлению качеством

2.2. История развития управления качеством

2.3. Международный и российский опыт управления качеством

2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях

2.5. Основные принципы управления качеством

2.6. Основные методы правления качеством

2.7. Статистические методы управления качеством

3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством

3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством

3.2. Классификация и номенклатура показателей качества

3.3. Методы определения значений показателей качества

4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000

4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества







Общие методические указания


В условиях рыночной экономики основной целью для любого предприятия независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, вида деятельности и принадлежности к отрасли экономики является обеспечение такого уровня качества продукции или услуги, который способен удовлетворить требования потребителя. Только качество может привлечь потребителя, а с помощью современных методов управления можно обеспечить выполнение предъявляемых к продукции требований и ее конкурентоспособность в различных сегментах рынка.

Дисциплина «Управление качеством» входит в государственный образовательный стандарт подготовки специалистов в области менеджмента (управление и руководство предприятием). Введение этой дисциплины для многих специальностей обусловлено той ролью, которую играет качество в рыночной экономике.

Управление качеством основывается и тесно взаимосвязано с другими управленческими дисциплинами: основной, стратегический и инновационный менеджмент, управление персоналом и информационными технологиями, технологический, экологический и финансовый менеджмент в тоже время является самостоятельным направлением менеджмента.

Основная цель дисциплины – ознакомить студентов с основными современными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать преимущества их использования их во всех сферах деятельности независимо от форм собственности и размеров предприятий, а также их отраслевой принадлежности.

В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть методологическими основами управления предприятием с целью повышения качества продукции, процессов и услуг на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000. Получение системных знаний в данной области обеспечит подготовку студентов к управленческой деятельности в условиях возрастающих требований к конкурентоспособности авиапредприятий и интеграции их в глобальный рынок международных воздушных перевозок.

Задачей изучения дисциплины является получение системных знаний по основным вопросам управления качеством, о назначении системы менеджмента качества, по структуре системы менеджмента качества, принципам и методам ее разработки и внедрения на предприятиях гражданской авиации.


В результате изучения дисциплины студент должен:

а) иметь представление:

  • о целях и задачах управления качеством;

  • об истории развития управления качеством в мире и в России;

  • о современных тенденциях развития менеджмента организации применительно к качеству;

б) знать:

  • сущность качества, основные термины и определения в области менеджмента качества;

  • основы методологии управления качеством (принципы, функции, методы, критерии оценки);

  • систему международных и национальных стандартов по системе менеджмента качества;

  • основные требования стандартов к системе менеджмента качества;

в) уметь:

  • применять основные положения стандартов к управлению качеством в производственной деятельности;

  • выявлять проблемы в области качества продукции (услуг) и использовать методы управления качеством для их решения;

  • пользоваться нормативными документами по управлению качеством;

  • разрабатывать документацию (отдельные элементы документов) системы менеджмента качества применительно к конкретным условиям.

Данная дисциплина является специальной и профессионально ориентирована на подготовку специалистов по организации и управлению предприятиями.

Основная форма изучения дисциплины для студентов заочного факультета  самостоятельная работа. Необходимо внимательно ознакомиться с содержанием темы, изучить соответствующий материал, проверить свои знания по приведенным контрольным вопросам. Для закрепления каждого раздела дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы. В период зачетной сессии проводятся лекции, практические занятия, консультации.

Введение


Изучение проблем управления качеством является настоятельным требованием времени. Процессы интеграции в развитии мировой экономики объективно неизбежны и необратимы, поэтому применение современных концепций управления качеством продукции и услуг является приоритетным среди других направлений менеджмента. Лидирующего положения в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечить качество продукции и услуг, создающее их производителям конкурентные преимущества, а потребителям – комфортные условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в

центре экономических интересов и государства, и граждан; наибольшее значение она приобретает для стран с высоким экономическим развитием, когда рынок товара насыщен. В этих условиях качество продукции, процессов и услуг является важным фактором многогранной коммерческой деятельности, позволяющим удовлетворить все возрастающие потребности потребителя, обеспечить конкурентоспособность предприятия на внешнем и внутреннем рынках, повысить эффективность производства.

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволило ряду стран успешно выйти из состояния экономической депрессии. Необходимость обеспечения качества неразрывно связана с созданием гарантий высокой надежности и безопасности при создании и эксплуатации сложных технических сооружений, транспортных средств, в том числе воздушного транспорта, а также с охраной окружающей среды в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Важную роль в формировании современного представления о качестве в России сыграла национальная Академия проблем качества. В результате ее деятельности было сформировано концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Концепция национальной политики России в области качества предусматривает широкое внедрение на предприятиях эффективных систем менеджмента качества, их сертификацию на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000, что является существенным фактором конкурентоспособности в условиях роста международных связей российских предприятий, а ряде случаев – обязательным условием заключения контрактов, получения льготных условий страхования и кредитования, допуска к участию в тендерах и конкурсах, вхождения в ассоциации и альянсы.


1. Сущность качества, основные определения


При изучении данной темы необходимо хорошо освоить сущность основных понятий и определений. Особое внимание следует уделить понятию «качество», осознать его многогранность и многомерность, которое включает в себя как разнообразные проблемы производителя, так и меняющиеся требования потребителя. Правильное понимание сущности качества позволит построить надежную систему управления качеством.

1.1. Аспекты качества


Качество – сложнейшая многоплановая и универсальная категория. Это связано с многообразием объектов, качество которых необходимо оценить, с различием требований потребителей, которые зависят, а порой и очень существенным образом, от исторических и социально-экономических условий. Качество – важнейший фактор повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности страны, характеризующийся эффективностью всех сторон деятельности предприятия.

В зависимости от цели можно выделить следующие аспекты качества: философский, социальный, технический, экономический, правовой.

С философских позиций качество характеризуется существенной определенностью объекта, его отличием от другого объекта. При философском подходе качество определяется всем тем, что составляет относительно устойчивую, определенную сущность объекта.

Социальный аспект качества характеризуется отношением потребителя или общества в целом к качеству продукции, процессов и услуг, способностью производителей удовлетворять запросы потребителей и соответствие продукции спросу и предложению на товарном рынке.

Технический аспект качества характеризуется количественными и качественными свойствами объекта, т.е. конкретными характеристиками.

С экономических позиций качество можно рассматривать как уровень потребительской стоимости объекта, которая зависит от многих причин и факторов. Между техническим и экономическим пониманием качества существуют противоречия диалектического характера, которые обусловлены взаимосвязью производства и потребления.

Правовой аспект качества