Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право Контроль судов за деятельностью органов исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.

Среди общих условий можно различать политические, экономические, организационные, идеологические, юридические. Политическими предпосылками законности являются режим демократии, гласность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.

Только реальное разделение властей, а также существование независимых от правящей партии, государства средств массовой информации, движений и политических партий, децентрализация государственных структур могут стать подлинными гарантами режима правозаконности.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда. Хотелось бы отметить взаимосвязь экономических свобод, многоукладности рынка, конкуренции с политическими свободами, плюрализмом, демократией вообще и в обеспечении законности в частности.

Огромное значение для существования правопорядка имеют правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в частности, умело организованного поощрения (идеологические предпосылки).

На состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности
, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.

К числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий.

Законность — атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных органов, государствен- ных организаций, государственных служащих), гражданского общества (общественных, религиозных организаций, независимых газет, неформальных объединений и др.) и для всех граждан1.

1. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Стартов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. М., 2004. С. 704. Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8

1.1. Понятие и цели Государственного контроля в сфере исполнительной власти


Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контро­лю. Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средст­вом укрепления дисциплины и законности, воспитания у работ­ников органов исполнительной власти чувства ответственности.

Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Контроль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компе­тенции.

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

Проблемы государственного управления, и в первую очередь касающиеся организации и деятельности органов исполнительной власти, непосредственно связаны с обеспечением государственного контроля за соблюдением законности в этой деятельности.

Современные ученые-административисты под контролем понимают часть непосредственной управленческой деятельности по выявлению соответствия управленческих решений того или иного органа управления заданным параметрам3

3См.: Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова.

Воронеж, 2007. С. 788.

Так, по мнению проф. Ю.М. Козлова: «контроль по своей сути

представляет наблюдение за правомерностью деятельности, проверку

фактического соответствия тех или иных действий требованиям закона, т.е.

его исполнения».

Проф. Н.М. Конин считает, что: «контроль (наряду с государственным

надзором и государственной контрольно-надзорной деятельностью)


выступает организационно-правовым способом обеспечения законности и

государственной дисциплины и специфической формой деятельности

соответствующих государственных органов по систематическому

наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих

административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их

решений и действий требованиям законности и государственной

дисциплины».6

Кравцова Е.А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 9 - 13.

Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Достижение целей контроля не предполагает образование какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

  1. 1.2.Сущность и виды государственного контроля



Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства выясняют – не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности. И если таковые имеются, то своевременно их устраняют, привлекают виновных к ответственности и т.п. Таким образом, контроль в сфере исполнительной власти - это форма обеспечения законности, которые позволяют контролирующему органу (должностному лицу) активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о способах и сроках устранения нарушения законности.


Содержание контроля состоит из:

- наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации-- изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.,

- анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;

- принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, не целесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

- учета конкретных нарушений, определения их причин и условий.

«Контрольная деятельность – один из наиболее характерных признаков, явствующих государственную власть. В то же время именно осуществление государственной власти детерминирует необходимость государственного контроля в различных проявлениях и на различных этапах реализации власти. Все это указывает на невозможность однородности и простоты контроля. Контроль многогранен и многолик. В связи с этим возникает теоретическая необходимость классификации данного явления по видам. Виды контроля обусловлены различными критериями систематизации такими, как: субъекты осуществления, подконтрольные объекты, средства контроля, сферы общественной жизни и др.»1

1 Алексеев Д.Б. Система государственной контрольной деятельности // Административное

и муниципальное право. 2015. № 11. С. 1131 - 1137.
Государственный контроль и надзор за законностью деятельности административных органов в административно-публичной сфере осуществляют в соответствующих организационно-правовых формах следующие государственные органы:

1) органы законодательной власти (Федеральное Собрание РФ, законодательные собрания субъектов РФ);

2) образуемые органами законодательной власти специальные контрольные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ);

3) Президент РФ;

4) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы, главы администраций и т.п.);

5) высшие исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ, правительства субъектов РФ);