Файл: Министерство образования и науки рф московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Элементы целевой строки оптимального плана называются двойственными оценками, которые определяют величину изменения прибыли при изменении запасов сырья на I ед.

Многие экономико-математические методы реализованы в надстройке Excel Поиск решения, которую можно использовать для решения экономических задач. Можно рассмотреть решение ассортиментных задач с помощью надстройки Поиск решения.

Математическая модель должна содержать три основных компонента:

  1. Переменные, значения которых необходимо вычислить (переменные из формальной модели).

  2. Ограничения – записанные математически ограничения из формальной модели.

  3. Целевая функция – это цель, записанная математически в виде функции от переменных. Обязательно указывается, что необходимо сделать с этой функцией для решения проблемы: найти ее максимум, минимум или конкретное заданное значение.


Перед выполнением каких-либо вычислений в Excel , надо перевести построенную математическую модель на рабочий лист Excel (рис.3).

Рис. 3. Математическая модель в Excel
При создании табличной модели оптимизации в Excel следует учесть рекомендации, которые помогут применить средства Поиск решения:

  1. Значения переменных располагаются в отдельных ячейках и группируются в отдельный блок ячеек.

  2. Каждому ограничению отводится отдельная строка или столбец таблицы. Ограничения группируются в отдельный блок ячеек.

  3. Желательно, чтобы ячейки, содержащие переменные и значение целевой функции, а также все ограничения, имели заголовки.

  4. Коэффициенты целевой функции должны храниться в отдельной строке, располагаясь непосредственно под или над соответствующими переменными; формула для вычисления целевой функции должна находиться в соседней ячейке.

  5. В каждой строке ограничений за ячейками, содержащими коэффициенты данного ограничения, следует ячейка, в которую записывается вычисленное значение функции ограничения (значение левой части ограничения). Желательно, чтобы правые части ограничений были константами, а не формулами.

Условия неотрицательности переменных решения необязательно включать в табличную модель. Можно непосредственно указать в диалоговом окне надстройки Поиск решения.

В табличной модели на рис. 3 значения переменных решения записаны в ячейках В4, С4 и D4.

Коэффициенты, стоящие перед переменными в формуле целевой функции, записаны в ячейки В8, С8 и D8, а само значение целевой функции F вычисляется в ячейке F8 (соответствующие заголовки записаны над этими ячейками). Ниже в диапазоне В15:D17 записаны коэффициенты функций ограничений, в диапазоне F15: F17 вычисляются значения левых частей ограничений, в диапазоне G15: G17 записаны знаки неравенств ограничений, в диапазоне H15: H17 значения правых частей ограничений.


Формулы, по которым выполняются все вычисления на рабочем листе, показаны на рис.4. для вычисления линейных функций подходит функция СУММПРОИЗВ (массив1;массив2), которая суммирует попарные произведения элементов двух диапазонов, заданных аргументами функции массив1 и массив2.

Например, формула =СУММПРОИЗВ ($B$4:$D$4;B8:D8), вычисляющая значение целевой функции в ячейке F8, эквивалентна формуле: =B4*B8+C4*C8+D4*D8. Левые части ограничений, так как это линейные функции, также вычисляются с помощью функции СУММПРОИЗВ. Знаки неравенств в диапазоне G15: G17 вставлены только для пояснения ограничений.

После создания табличной модели можно использовать надстройку Excel Поиск решения, выбрав команду Поиск решения в меню. В открывшемся диалоговом окне Поиск решения надо указать данные, необходимые для поиска оптимального решения.

Рис. 4. Формулы табличной модели

В поле Установить целевую ячейку вводится адрес ячейки, содержащей значение целевой функции F8 (рис. 5).


Рис. 5. Задание параметров для поиска решения
После этого надо добавить ограничения, нажимаем на кнопку Добавить, в поле Ссылка на ячейку вводим ссылку на диапазон F15: F17, в соседнем поле оставляем знак <= , а в поле Ограничение указываем на рабочем листе ссылку на диапазон H15: H17.

После задания ограничений надо нажать на кнопку Параметры диалогового окна Поиск решения. Откроется диалоговое окно (рис.6), в котором устанавливаются параметры.


Рис. 6. Диалоговое окно Параметры поиска решения
В данном примере рассматривается линейная модель, поэтому надо установить флажок Линейная модель. В данной модели условия неотрицательности налагаются на все переменные, поэтому надо установить флажок Неотрицательные значения.

После задания необходимых данных надо щелкнуть на кнопке Выполнить.

После окончания работы

Поиск решения выведет на экран диалоговое окно Результаты поиска решения (рис. 7), в котором можно указать, обновить ли исходную модель и создавать ли отчет.

Рис. 7. Результаты поиска решения в Excel
Диалоговое окно Результаты поиска решения сообщает о завершении поиска. В данном примере в окне отобразилось сообщение Решение найдено. В диалоговом окне Результаты поиска решения также указали, что надо создать отчеты. Эти отчеты используются для дальнейшего анализа альтернативных вариантов решения.

Ситуации для принятия управленческих решений

Ситуация 1. Когда вам случается быть как представителю администрации на презентации фирмы или произведения искусства, к чему вы более склонны:

A. Вести разговоры на темы, близкие вам (особенно по
профессии), вашим интересам в искусстве, литературе, спорте.

Б. Выяснить взаимоотношения по спорным или принципиальным вопросам, чтобы отстоять свою личную точку зрения.

B. Не выделяться, поддерживать общую тему разговора, разделять общее приподнятое, непринужденное настроение в компании.

Г. Постараться быть оригинальным, совершая нестандартные поступки.

Ситуация 2. На приеме граждан к руководителю учреждения обратился посетитель с жалобой на начальника отдела, который отказался рассматривать его вопрос, отправив его, сославшись на некомпетентность, к вышестоящему начальни­ку. Ваши действия:

A. Оставить жалобу без внимания.

Б. На совещании отдела вынести порицание, указав на неправильные действия.

B. Пригласив начальника отдела, выяснить причину отказа
в присутствии посетителя и принять решение.

Г. Извиниться за неправильные действия подчиненного принять решение. При случае переговорить с подчиненным.

Ситуация 3. Подчиненный игнорирует указания руководителя, делает все по-своему, не исправляет того, на что указали. Как должен вести себя руководитель?

A. Разобраться в мотивах упорства и, видя их несостоятель­ность, применить обычные административные меры, не теряя времени на разговоры.

Б. В интересах дела постараться переубедить, расположить к себе, настроить на благоприятный деловой контакт в дальнейшем,


B. Прежде всего, попытаться воздействовать на сотрудника
через авторитетных для него членов коллектива.

Г. Сначала подумать о том, что зависит от поведения руко­водителя, не делает ли он сам ошибок, а уж затем выяснить, в чем прав и не прав этот подчиненный.

Ситуация 4. В уже сложившейся организации, где имеет­ся конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, появляется новый руководитель. Каким образом, по вашему мнению, он должен разрешить имеющийся конфликт? Выберите одно из возможных решений:

A. Не обращая внимания на сопротивление новому сторон­ников стиля работы старого начальника, опираясь на сторонни­ков противоположной группировки, вести работу по внедрению новшеств, не вовлекаясь в конфликты, воздействуя на против­ников силой своего примера.

Б. В первую очередь попытаться разубедить и привлечь на свою сторону тех, кто выступает против или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому.

B. Прежде всего, в решении конфликта опираться на тех, кто поддерживает руководителя.

Г. Постараться примирить сторонников старого и нового стилей работы путем постановки новых перспективных задач, поддерживая лучшие трудовые традиции коллектива и отвергая устаревшие, косные и вредные для дела.

Ситуация 5. Один из членов Вашей организации внезапно заболел, Каждый сотрудник занят срочной работой. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как сле­дует вести себя в такой ситуации?

A. Поручить выполнение работы за отсутствующего одному
из своих подчиненных.

Б. Предложить: «Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя эту работу. Ведь она все равно должна быть сделана. Пусть каждый скажет, что он должен выполнить в этот период, а затем мы решим вместе, как закончить работу заболевшего».

B. Сказать коллективу: «Я очень перегружен работой. Разделите-ка сами между собой работу заболевшего. Выручайте друг друга и весь коллектив. Человек поправится и отработает. За дело!»

Г. Сделать работу самому.

Ситуация 6. Вы победили на выборах главы администра­ции города, но известно, что сотрудники аппарата были против вашей кандидатуры. Что вы предпримете, приступая к работе?


A. Начнете с того, что быстро смените всю команду.

Б. Не реагируя публично на известный факт, постараетесь быть объективным в оценке деятельности работников.

B. Создадите впечатление, что вашему избранию способ­ствовала их поддержка.

Г. Проведете индивидуальные собеседования с каждым со­трудником.
Ситуации для принятия управленческих решений

Ситуация 1. Вы недавно назначены руководителем отдела Департамента, в котором раньше работали рядовым сотрудни­ком. На 8 ч 15 мин вы вызвали подчиненного для выяснения причины его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Как вы начнете беседу при встрече с под­чиненным?

А. Независимо от своего опоздания сразу потребуете объяс­нения его частых опозданий.

Б. Извинитесь перед подчиненным, а потом начнете беседу.

В. Объясните причину своего опоздания и на этом примере покажете подчиненному, чего можно было бы ожидать от вас как от руководителя, если бы вы так же часто опаздывали, как он

Г. В интересах дела отмените беседу и перенесете ее на более удобный момент.

Ситуация 2. Ваш подчиненный, минуя вас, выходит на вышестоящего начальника с предложениями по оптимизации ра­боты. Вы об этом узнаете от своего начальника. Ваши действия:

A. Вызвать подчиненного и серьезно поговорить о недопустимости такого решения вопросов вплоть до увольнения.

Б. Поговорить с начальником по поводу предложений, не заостряя внимание на авторе проблемы.

B. Не реагировать на ситуацию, отклонить решение.

Г. Выяснить причину такого поступка и цель, которая при этом преследовалась. Попытаться наладить конструктивную атмосферу в коллективе.

Ситуация 3. Вы назначены и.о. начальника отдела на время его отпуска. В отделе царит тип управления, близкий к попустительскому. Как вы поведете себя в данной ситуации и распорядитесь властью?

A.. Почувствовав данную вам власть, вы постараетесь, сколько это возможно, пользоваться авторитарным стилем, обращая особое внимание на качество и своевременность выполнения работы и оставляя функциональные обязанности сотруд­ников, методы, средства работы неизменными.

Б. Объявив на собрании коллектива свои установки на ин­новацию, вы прислушаетесь к мнению коллектива, установите круг своих единомышленников, а затем, взяв на себя всю полноту ответственности, постараетесь планомерно, не выходя за рамки отпущенного времени, изменить к лучшему обстановку в коллективе с позиции повышения внимания к производству и к людям.