ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 507
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для иных категорий граждан, не включенных в систему обязательного социального страхования на случай потери работы, сохранить государственное социальное обеспечение в виде пособия по безработице. Максимальная продолжительность выплаты такого пособия должна быть короче, чем у страховых выплат в связи с потерей работы, а размер пособия соотнесен с прожиточным минимумом, например, 1/3 или 1/2 прожиточного минимума. Проведение периодической оценки перспектив трудоустройства лица может завершаться направлением на обучение, переобучение, повышение квалификации. Отказ от выполнения рекомендаций должен влечь не уменьшение размера пособия, а сокращение срока его получения. Это должно послужить действенным стимулом выбора желательного варианта поведения в целях повышения трудовой мобильности и преодоления сложившихся структурных диспропорций.
Следуя общемировым трендам, российский рынок труда все настоятельнее требует решения проблемы эффективной занятости и концептуально новых подходов к социальному обеспечению безработных граждан. Достижению этой цели и должны послужить сформулированные выше законодательные предложения.
Вывод по третьей главе
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема занятости населения и высокого уровня безработицы занимает большой вес в экономике и политике Российской Федерации, влияя, как на сферу общественного производства, так и на качество жизни всего населения в целом.
Поэтому на государстве лежит ответственность за создание такой системы, которая обеспечит рабочими местами граждан страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие социального обеспечения безработных в России прошел долгий и трудный исторический путь, на котором безработицы как социально-экономическое и правовое явление то признавалось, то объявлялось «пережитком прошлого».
На текущий момент – безработица не является определением, содаржащимся в законодательстве. Однако в нормативно-правовых актах дано легальное определение безработного гражданина. То есть в целом безработица отражена в законодательстве как явление, с которым государство в лице своих органов обязано бороться.
Таким образом, социально-правовой статус безработного определяется несколькими моментами:
– во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы;
– во-вторых, его социально-правовым положением как безработного.
Признание гражданина в качестве безработного, а также порядок регистрации его в данном статусе, права и обязанности, возложенные на него, регламентируются Законом о занятости.
Таким образом, социально-правовой статус и организационно-правовые формы социальной защиты безработных граждан регулируется Законом о занятости, который содержит нормы, предъявляемые к безработным.
В соответствии со ст. 3 Закона о занятости признают безработных, порядок их регистрации, приобретение и сохранение статуса безработных, ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство, обязанности безработного, основанные на принципах добросовестности, дисциплинированности, меры ответственности.
Социально-правовой статус безработного определяется во-первых, конституционным правом каждого гражданина на труд и защиту от безработицы; во-вторых, его социально-правовым положением как безработного.
Существуют следующие организационно правовые формы социальной защиты безработных: обеспечение, страхование, обслуживание.
Итак, реализуя конституционное право граждан на защиту от безработицы, государство использует как пассивные, так и активные формы социально-правовой защиты безработных. При этом учитываются индивидуальные особенности безработных граждан (пол, возраст, состояние здоровья, уровень квалификации и т.д.), а также состояние современного рынка труда.
В процессе проведения исследования было выявлено немало проблем в сфере труда и занятости. К примеру недостаточная мотивация безработных к профессиональной подготовке, проблемы реализации программы содействия развитию малого бизнеса и самозанятости безработных, программы общественных работ и временного трудоустройства, проблемы повышения уровня неформальной занятости.
В связи с этим, также необходимо предпринимать определенные меры:
1. Содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса, в которое входит эффективное организационно-информационное обеспечение, необходимая профессиональная подготовка, обучение основам предпринимательской деятельности, приоритетное кредитование молодежного бизнеса;
2. Организация подготовки высококвалифицированных кадров с учетом потребностей среднего и малого бизнеса, на базе отдельных предприятий и фирм с привлечением бюджетных средств;
3. Организация подготовки высококвалифицированных кадров на коммерческой основе, без привлечения бюджетных средств на условиях кооперации всех заинтересованных предприятий и организаций, с привлечением к оплате за обучение заинтересованных работодателей;
4. Проведение регулярных ярмарок вакансий временных, сезонных и ученических рабочих мест, работы по расширению бронирования рабочих мест.
Совершенствование эффективности работы центра занятости повлечет за собой внедрение современных технологий, которые позволят ускорить работу специалистов с безработными гражданами в части их приема, создания и использования банков вакансий и безработных, позволят сократить период безработицы граждан, предоставлять более качественные услуги в более короткие сроки.
Необходимо внести изменения в Закон о занятости, включив в число приоритетных направлений государственной политики занятости меры по предупреждению безработицы:
– опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения;
– организацию общественных работ и временного трудоустройства.
Такое определение приоритетов обозначит, что поступающие в центры занятости сообщения с предприятий о возможных массовых увольнениях, введении режимов неполного рабочего времени, приостановке производства повлекут за собой реакцию государства – реализацию мероприятий по защите занятости увольняемых работников.
Целесообразно установить особый порядок финансирования мероприятий по предупреждению безработицы.
Следует установить четкие критерии, согласно которым на предприятиях необходимо осуществлять мероприятия по предупреждению безработицы за счет государственных средств, а также разработать и внедрить критерии оценки эффективности реализации указанных мероприятий.
Необходимо внести в Трудовой кодекс РФ положения, посвященные опережающему профессиональному обучению работников.
На государственном уровне следует предпринимать меры для развития перспективного направления защиты занятости - программ аутплейсмента, реализуемых работодателями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюм (дата обращения 01.03.2021) -
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС Консультант Плюм (дата обращения 15.03.2021) -
Федеральный закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС Консультант Плюм (дата обращения 15.03.2021) -
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюм (дата обращения 11.03.2021) -
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О государственной социальной помощи" // СПС Консультант Плюм (дата обращения 11.03.2021) -
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 18.12.2020) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" // СПС Консультант Плюм (дата обращения 11.03.2021) -
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О страховых пенсиях" // СПС Консультант Плюм (дата обращения 11.03.2021) -
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС Консультант Плюм (дата обращения 11.03.2021) -
Постановление Правительства РФ от 15.11.2020 N 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год" // СПС Консультант Плюм (дата обращения 11.03.2021) -
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 N 485 (ред. от 04.09.2006) "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.09.2005 N 7029) // СПС Консультант Плюм (дата обращения 11.03.2021) -
Агашев Д.В. Право социального обеспечения: курс лекций / Д.В. Агашев. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2017. - 351 с. -
Аникина, Е.А. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 413 с. -
Азимова, М.Т. Современный рынок труда и проблемы его функционирования / М.Т. Азимова // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 12. № 1. С. 7-13. -
Азарова Е.Г., Антонова Н.В., Благодир А.Л. и др.; отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / Азарова Е.Г., Антонова Н.В., Благодир А.Л. и др.; отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО «ЮФК», 2019. - 284 с. -
Баева, А.С. Теоретические аспекты оценки уровня занятости и безработицы / А.М. Баева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5. С. 93-95. -
Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник / А.И. Балашов и др. - М.: Юнити, 2017. - 224 c. -
Бардовский, В.П. Экономическая теория: Учебник/ В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: Форум, 2019. - 399 c. -
Буянова, Марина Право социального обеспечения / Марина Буянова. - М.: КноРус медиа, 2018. - 480 c. -
Бексултанова, А.И. Проблема занятости населения в РФ / А.И. Бексултанова // European Research. 2019. № 5 (28). С. 38-41. -
Болор, Б.Б. Проблема занятости и безработицы / Б.Б. Болор // Научный журнал. 2019. № 7 (20). С. 25-27. -
Бризгалова, А. С. Статистическое исследование занятости населения Российской Федерации / А.С. Бризгалова // Вопросы экономики и управления. - 2018. - №3.1. - С. 96-101. -
Вон, С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. - 2018. - №17.1. - С. 71-77. -
Васильчиков, В. М. Правовое обеспечение социальной работы / В.М. Васильчиков. - М.: Academia, 2018. - 336 c. -
Горшков, А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2017. - 160 c. -
Горшенина, Е.В. Занятость и безработицы / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. 2019. № 4. С. 5. -
Даньшина, Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2018. - №6.6. - С. 64-66. -
Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2017. - 920 c. -
Зайцева, И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю. Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2020 №5 (1). С. 44-46 -
Испулова С.Н., Янсарина Ю.Д., Михайлова Ю.Н. Безработица молодежи: социально-экономический аспект. - Монография. - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2019. - 102 с. -
Коныгина, М.Н. Этические основы социальной работы: Учебное пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. - М.: Проспект, 2014. - 160 c. -
Казанцев, В.А. Виды и формы проявления безработицы. Специфика и проблемы занятости в России / Синергия Наук. 2019. № 13. С. 111-117. -
Коршунов, В. В. Экономическая теория: учебник для вузов / В. В. Коршунов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 219 с. -
Кубланов, А.М. Занятость и заработная плата населения как показатели социального качества жизни / А.М. Кубланов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. № 1. С. 33-40. -
Кузьмин, К. В. История социальной работы / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 480 c. -
Ларионов, И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.К. Ларионов. - М.: Дашков и К, 2017. - 408 c. -
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2018. - 442 с. -
Маяцкая, И.Н. Экономические основы социальной работы: Учебник для бакалавров / И.Н. Маяцкая. - М.: Дашков и К, 2018. - 264 c. -
Наместникова, И.В. Этические основы социальной работы: Учебник и практикум для СПО / И.В. Наместникова. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 367 c. -
Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2019. - 559 c. -
Носова, С.С. Экономическая теория. элементарный курс / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2017. - 352 c. -
Оганян, К. М. Занятость населения и ее регулирование / К.М. Оганян, Н.М. Стрельцов. - Москва: Наука, 2017. - 376 c. -
Пястолов, С.М. Экономическая теория / С.М. Пястолов. - М.:Academia, 2020. - 126 c. -
Семерикова, Е. В. Безработица в Западной и Восточной Германии: пространственный анализ панельных данных / Е.В. Семерикова. - М.: Синергия, 2017. - 203 c. -
Станковская, И.К. Экономическая теория: Учебник / И.К. Станковская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 528 c. -
Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А.В. Общая экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]: электронное учебное издание / В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова, А.В. Болик [Элек-трон. дан. (6,2 Мб)]. Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2019, - 481 с. -
Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения : учебник / Г.В. Сулейманова. — 3-е изд., перераб. — Москва : КНОРУС, 2020. — 322 с -
Токмина А.И. Сельская безработица в Тарском районе Омской области (на примере безработных предпенсионного возраста с. Машканки Тарского района Омской области): Выпускная квалификационная работа. Филиал ГОУ ВПО «ОмГПУ» в г. Таре, 2018. 62 с. -
Фомина Ю.В. Безработица в россии: тенденции, проблемы, перспективы. - М.: Москва, 2020, - 409 с. -
Холостова Е.И. История социальной работы в России / Холостова Е.И. - М.:Дашков и К, 2019. - 282 с. -
Шарин, В.И. Экономические основы социальной работы: Учебник / В.И. Шарин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 237 c.