Файл: Центр занятости населения правовые основы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 506

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ходе проведенного исследования было выяснено, что реализация государственной политики занятости предполагает разработку и реализацию ряда направлений для решения данных проблем, таких как «Молодежная занятость», «Содействие занятости инвалидов», «Содействие занятости женщин» как наиболее социально-уязвимых слоев населения.

Тем не менее, Центр занятости населения в своей деятельности сталкивается с рядом других проблем.

Одной из основных проблем, с которой сталкивается не только Центр занятости населения, но и сами граждане, является неформальная занятость. Неформальная занятость, то есть ситуация, когда граждане работают без официального трудоустройства, продолжает оставаться негативной тенденцией в сфере занятости как на уровне города, республики, так и на уровне Российской Федерации.

Незарегистрированная деятельность не облагается налогами, занятые в сфере неформальной деятельности работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты и социального регулирования. Кроме того, при утрате работы граждане не имеют необходимого пакета документов для получения всех услуг Центра занятости населения.

Для решения проблемы сокращения неформальной занятости на государственном уровне необходимо создать благоприятные условия для открытия и функционирования зарегистрированного малого и среднего бизнеса, оптимизировать его налогообложение, повысить уровень оплаты труда, совершенствовать правовые нормы и повысить ответственность предпринимателей за осуществление неформальной деятельности. Решение проблемы безработицы, развитие возможностей достойно зарабатывать являются важными факторами сокращения масштабов неформальной занятости.

Еще одним направлением по решению проблемы неформальной занятости является создание Координационного совета по легализации трудовых отношений, который необходимо развивать.

Еще одной не менее важной эпизодической проблемой является снижение числа вакансий в периоды экономического спада, и, как следствие, увеличение безработных. Экономическая нестабильность и кризис провоцирует увеличение числа безработных. Работодателям необходимо создавать определенные «подушки безопасности» для кризисных времен, например, резервы, что позволит сократить количество увольнений.


В настоящее время все меньше уделяют внимание ранней профориентации детей. Выбор правильного пути в жизни непосредственно связан с ранней профориентацией, она поможет исключить ошибочный выбор, а значит избежать разочарований и постоянных смен рабочих мест в будущем.

Таким образом, рассмотрев вышеуказанные проблемы занятости и безработицы, приходим к выводу, что необходима разработка комплексной программы поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы.

Для начала, службе занятости необходимо наладить и повысить сотрудничество с учебными заведениями высшего профессионального образования.

Проводить работу со студентами в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и умения продавать свой труд, посредством обучения деловому общению, проведения курса занятий, семинаров и тренингов по основам трудоустройства.

Как уже было сказано, одной из важных и слабозащищенных категорий безработного населения является молодежь. Молодежь это одна из самых многочисленных слоев населения, нуждающихся в трудоустройстве.

Также важно отметить противоречивый характер молодежи на рынке труда. С одной стороны, молодежь не обладает достаточной профессиональной подготовкой и трудовыми навыками, поэтому спрос работодателей на нее слаб. С другой - свободные рабочие места часто не могут удовлетворить запросы молодежи с точки зрения их качества и уровня оплаты.

В связи с этим, также необходимо предпринимать определенные меры:

1.Содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса, в которое входит эффективное организационно-информационное обеспечение, необходимая профессиональная подготовка, обучение основам предпринимательской деятельности, приоритетное кредитование молодежного бизнеса;

2.Организация подготовки высококвалифицированных кадров с учетом потребностей среднего и малого бизнеса, на базе отдельных предприятий и фирм с привлечением бюджетных средств;

3.Организация подготовки высококвалифицированных кадров на коммерческой основе, без привлечения бюджетных средств на условиях кооперации всех заинтересованных предприятий и организаций, с привлечением к оплате за обучение заинтересованных работодателей;

4.Проведение регулярных ярмарок вакансий временных, сезонных и ученических рабочих мест, работы по расширению бронирования рабочих мест.

Совершенствование эффективности работы центра занятости повлечет за собой внедрение современных технологий, которые позволят ускорить работу специалистов с безработными гражданами в части их приема, создания и

использования банков вакансий и безработных, позволят сократить период безработицы граждан, предоставлять более качественные услуги в более короткие сроки.

Вместе с тем, в условиях ограниченности средств федерального бюджета, необходимо поставить задачу расширения привлечения средств из других источников, и прежде всего, регионального, местного бюджета и средств работодателей. Для этого необходимо повысить эффективность взаимодействия Центра занятости населения с органами местного самоуправления и работодателями, а также обеспечить увеличение доли регионального финансирования мероприятий по содействию занятости.

В предотвращении безработицы, сокращении ее масштабов немалую роль играют негосударственные структуры. Рекрутинговые компании, кадровые агентства, негосударственные общества занятости, которые оказывают безработным и работодателям помощь в поиске работы и подборе кадров, все это можно и нужно развивать. Более того, возможно наладить сотрудничество государственным центрам занятости с негосударственными структурами содействия занятости для дальнейшего обмена информацией.

3.2 Рекомендации по совершенствованию программ социального обеспечения безработных


Одной из основных целей макроэкономической политики любого государства является достижение высокого уровня занятости. Увеличение числа дополнительных рабочих мест, как одно из направлений макроэкономической политики, ведет к наиболее эффективному удовлетворению материальных потребностей населения. В случае неполного использования имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система не может достичь границ своих производственных возможностей. При такой экономической ситуации особую значимость приобретает социальная защита граждан, на которых в большей мере отражается спад в национальной экономике. Речь идет о безработных гражданах. С социально-экономической точки зрения данная категория граждан находится в наиболее ущемленном положении. При этом стоит отметить, что выплата пособий по безработице не удовлетворяет в полной мере наиболее важные потребности человека, тем самым не производя должного эффекта.

Социальная защита граждан носит эпизодический характер, так как не выполняет своего основного социально-экономического предназначения, что объясняется удержанием размеров выплаты пособий по безработице на довольно низком уровне на протяжении уже более восьми лет. При этом формирование размера данных выплат не имеют влияния ни рост заработных плат и прожиточного минимума, ни темпы инфляции и прочее. Отсюда следует, что пособие по безработице никак не стимулирует безработных граждан к регистрации в службах занятости и приступать к поиску подходящей.

Все меры государственной политики в области безработицы и занятости населения подразделяются на активные и пассивные. Активная политика по занятости населения занимается снижением уровня безработицы, а пассивная направлена на устранение последствий от безработицы, к которых можно отнести выплату пособия по безработице.

Что касается государственной политики в области занятости населения, то такая политика представляет собой совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы, и повышения конкурентоспособности каждого гражданина в борьбе за рабочее место в условиях рынка.

Такое повышение конкурентоспособности достигается путем переквалификации работников, обучением их новым навыкам, а также путем обеспечения помощи в трудоустройстве и поддержании индивидуальной деятельности граждан и т.д.


Данные меры являются активными, и помимо вышеперечисленных, к ним относят также повышение социальной мобильности рабочей силы, ее динамики и гибкости, стимулирование развитии малого бизнеса и предпринимательства, а также обеспечение технологических потребностей в сфере производства. Основными инструментами активной политики считаются переподготовка и профессиональная подготовка кадров.

Стоит отметить, что наиболее эффективными мерами является содействие индивидуальной деятельности граждан и развитие малого бизнеса. Самозанятость населения – важное направление сокращения уровня безработицы и является особой формой экономической деятельности.

Сущность индивидуальной занятости заключается в получении гражданином доходов и обеспечении себя приемлемым уровнем жизни от трудовой деятельности, которую он сам находит для себя и которая не нарушает действующего законодательства РФ.

Особое место среди инструментов регулирования уровня занятости населения и сокращения безработицы занимает регулирование миграционных потоков. в последние годы процесс миграции приобретает особое значение в связи с рядом определенных факторов, и в первую очередь, политических.

Рассмотрим перспективы развития занятости населения в Российской Федерации. Если рассматривать рынок труда в региональном аспекте, то нельзя не заметить наметившуюся тенденцию неравномерного развития регионов, что является одним из важных факторов возникновения неравномерности занятости населения и его доходов. Принимаемые государством в рамках социальной политики меры, направленные на устранение проблемы дифференциации регионов, являются неэффективными, откуда вытекает необходимость создания специальной системы мероприятий по занятости населения в наиболее кризисных регионах страны.

Для отраслей со слабым уровнем технологического развития и сомнительными перспективами дальнейшего развития необходимо привлекать иностранные инвестиции, в особенности для высокотехнологичных инвесторов.

Соответственно, для этого необходимо создание благоприятного инвестиционного климата в данных отраслях народного хозяйства. Привлечение иностранных инвестиций способствует созданию новых рабочих мест для профессионалов с высокой классификацией.

В условиях рыночной экономики происходят постоянные изменения в требованиях по оказанию услуг на региональных и отраслевых рынках, в требованиях к производственным процессам и качеству рабочей силы. Все это обуславливает возникающие перед государством задачи по созданию системы мероприятий и разработки мер, которые будут способствовать становлению службы занятости как самого важного инструмента для перераспределения рабочей силы, который стимулировал рост качества предоставляемых услуг в сфере занятости населения.