ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 399
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Практические задания …………………………………………. 14
Практические задания …………………………………………. 39
Практические задания …………………………………………. 58
Практические задания …………………………………………. 73
Практические задания …………………………………………... 88
Практические задания ………………………………………….. 99
Практические задания …………………………………………. 112
Практические задания …………………………………………. 123
– потребитель располагает ограниченным доходом (I), который весь расходует;
– потребитель рационален, т. е. стремится максимизировать полезность;
– цены благ (P) заданы и не зависят от количеств (Q), потребляемых отдельным потребителем;
I закон Госсена позволяет дать следующее определение:
II закон Госсена (условие равновесия потребителя в количественной теории полезности)
К особенностям потребительского выбора можно отнести
– эффект присоединения к большинству;
где – угол, образованный касательной к графику ТP и осью F;
Определите оптимум потребления, построив кривые безразличия и бюджетную линию данного потребителя. Прокомментируйте положение трёх заданных кривых безразличия по отношению к бюджетной линии.
8. Полезность каждой потребляемой единицы товара зависит от количества потребляемого товара (табл. 18).
Таблица 18
Q , шт. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
U, ютиль | 15 | 14 | 13 | 12 | 10 |
Определите, предположив, что 1 ютиль оценивается в 1 рубль:
1) излишек потребителя при цене товара 10 руб./шт. и какое количество товара приобретет покупатель при данной цене;
2) каков объём покупаемого товара и выигрыш потребителя до 7 руб./ шт.
Проиллюстрировать ответ графически.
9. Кривые потребительского выбора между товарами А и Б для двух уровней полезности заданы в табл. 19.
Таблица 19
qA, шт. | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
qБ, шт. при U = U1 при U = U2 | 14 20 | 8 12 | 4 8 | 2 6 | 1 5 |
Цена товара А составляет 2 руб./шт., товара Б – 2 руб./шт. Какой из двух вариантов полезностей обеспечивает наименьшую, потребляя некоторое количество товаров А и Б? Каков его номинальный доход?
Проиллюстрируйте графически сдвиг точки потребительского равновесия при уменьшении цены товара Б в 2 раза.
10. В табл. 20 представлены три набора безразличия двух товаров А и Б, каждый из которых представляет различный уровень полезности. Если цены товаров А и Б составляют 50 рублей, то каков будет потребительский набор, доставляющий максимально возможную полезность при совокупном доходе 2500 рублей.
Таблица 20
Набор 1 | Набор 2 | Набор 3 | |||
А | Б | А | Б | А | Б |
8 | 26 | 14 | 30 | 16 | 39 |
12 | 21 | 17 | 28 | 21 | 35 |
17 | 16 | 25 | 25 | 27 | 30 |
22 | 12 | 23 | 16 | 33 | 27 |
29 | 9 | 30 | 14 | 38 | 21 |
34 | 7 | 37 | 12 | 42 | 15 |
Задачу решить графически и изобразите:
1) изменение положения точки оптимума потребителя при увеличении дохода потребителя на 500 рублей;
2) изменение положения точки оптимума потребителя при увеличении цены товара А в 2 раза;
3) эффект дохода и эффект замещения при указанном изменении цены.
Примеры решения задач
Задача 1
Потребитель предполагает истратить 500 рублей на покупку двух товаров: А и Б. Цена продукта А составляет 50 руб., а цена продукта В – 100 руб.
Данные для построения кривой безразличия двух товаров заданы в табл. 21.
Таблица 21
Продукт А | 10 | 6 | 4 | 2 | 1 |
Продукт Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Постройте кривую безразличия и бюджетную линию потребителя. Определите точку равновесия потребителя, предельную норму замещения и наклон бюджетной линии.
Решение
Точка равновесия или оптимум потребителя – это потребительский набор, лежащий в области бюджетной совокупности и обеспечивающий данному потребителю максимальную потребность. Графически это точка пересечения бюджетной линии и кривой безразличия потребителя.
Построим графики и определим равновесие потребителя (рис. 23).
Исходя из построенного графика, оптимум потребителя будет достигаться не в конкретной точке, а на отрезке при потреблении от 2 до 6 единиц продукта А и от 2 до 4 единиц продукта Б.
Предельную норму замещения MRS характеризует норму замещения в данной точке кривой безразличия и определяется отношением цен товаров потребительской корзины:
MRS = = = .
Рис. 23. Оптимум потребителя
Геометрическая норма замещения равна тангенсу угла наклона бюджетной линии:
tg = = = .
Таким образом, в точке оптимума потребителя кривая безразличия касается бюджетной линии, т.е. наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии.
Задача 2
По данным табл. 22 рассчитайте значения средней и предельной полезности. Постройте график средней и предельной полезности.
Таблица 22
Количество товара | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Общая полезность | 18 | 44 | 69 | 92 | 115 | 138 | 161 | 184 | 198 | 210 |
Решение
Определим, что есть общая средняя и предельная полезность.
Общаясовокупная полезность (TU или U) – это полезность всего количества данного блага.
Средняя полезность(AU) – это полезность на однуединицу данного блага
.
Предельную полезность (MU) – это полезность последней доступной человеку единицы данного блага.
,
где Q – количество блага.
Рассчитаем среднюю и предельную полезности (табл. 23).
Таблица 23
Количество товара | Общая полезность | Средняя полезность | Предельная полезность |
1 | 18 | | – |
2 | 44 | | |
3 | 69 | | |
4 | 92 | | |
5 | 115 | | |
6 | 138 | | |
7 | 161 | | |
8 | 184 | | |
9 | 198 | | |
10 | 210 | | |
Построим график средней и предельной полезности (рис. 24).
Рис. 24. Кривые средней и предельной полезности
Задания для самостоятельной работы
Напишите реферат по теме:
Структура потребностей и степень их удовлетворения.
Динамика цен потребительской корзины в России (за пять последних лет).
Анализ факторов, определяющих спрос потребителя.
Принцип убывающей предельной полезности.
Как изменения в доходах влияют на выбор потребителя.
Как изменения в ценах влияют на выбор потребителя.
ТЕМА 4. ФИРМА И ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА
Теоретические основы для подготовки
к практическому занятию
Фирма как основная структурная единица бизнеса и предмет микроэкономического анализа. Теории фирмы. Типы фирм. Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки. Цели фирмы. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.
Понятие отрасли. Рыночная структура. Типы рыночных структур. Признаки основных рыночных структур.
Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Движущие силы конкуренции. Оборонительная и наступательная стратегии развития фирмы, их достоинства и недостатки.
Риск в деятельности фирмы: виды риска, методы его измерения и виды страхования.
Теория управления фирмой — менеджмент. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы.
Основные понятия, необходимые для изучения темы
Фирма (предприятие) – самостоятельный экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью.
Основные типы фирм:
– индивидуальное предприятие;
– партнерство;
– корпорация (акционерное общество).
Производственная функция (Production function) Q = f(F1, F2