Файл: Тема предмет экономической теории и.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 403

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практические задания …………………………………………. 14

Практические задания …………………………………………. 39

Практические задания …………………………………………. 58

Практические задания …………………………………………. 73

Практические задания …………………………………………... 88

Практические задания ………………………………………….. 99

Практические задания …………………………………………. 112

Практические задания …………………………………………. 123

Практические задания

Равновесие (Equilibrium) – состояние рынка, в котором ни у продавцов, ни у покупателей нет стимулов к его нарушению.

Основные предположения, выдвигаемые в результате анализа функций взаимосвязи полезностей от уровня потребления:

– потребитель располагает ограниченным доходом (I), который весь расходует;

– потребитель рационален, т. е. стремится максимизировать полезность;

– цены благ (P) заданы и не зависят от количеств (Q), потребляемых отдельным потребителем;

– блага бесконечно делимы.

Законы Госсена

I закон Госсена:

I закон Госсена позволяет дать следующее определение:

II закон Госсена (условие равновесия потребителя в количественной теории полезности)

Для потребителя, находящегося в состоянии равновесия, отношение предельной полезности двух благ равно соотношению их цен:

При изменении в одинаковой пропорции дохода и цен на все товары потребительский выбор не изменится, так как не изменится условие бюджетного ограничения

К особенностям потребительского выбора можно отнести

– эффект присоединения к большинству;

– эффект сноба;

– эффект Веблена.

Тест

Практические задания

где Q – количество блага.

Г еометрическая интерпретация зависимости предельности продукта от объёмов применения остальных ресурсов:

где  – угол, образованный касательной к графику ТP и осью F;

Тест

Практические задания

Тест

Практические задания

Тест

Практические задания



а) практической;

б) познавательной;

в) методологической;

г) идеологической.
7. Исследование причин и закономерностей функционирования отдельных субъектов хозяйственной деятельности является предметом:

а) мезоэкономики;

б) микроэкономики;

в) макроэкономики;

г) метаэкономики.
8. Рекомендации по проведению антикризисной государственной политики относят:

а) к микроэкономике;

б) позитивной экономической теории;

в) мезоэкономики;

г) нормативной экономической теории.
9. Экономическая модель – результат исследования в рамках:

а) субъективистского подхода;

б) рационалистического подхода;

в) неопозитивистско-эмпирического подхода;

г) верного ответа нет.
10. Экономическая гипотеза:

а) это требующее проверки научное предположение, выдвигаемое для объяснения причин и результатов экономического явления;

б) это анализ фактов, на основе которых формируются принципы экономического поведения;

в) это синоним экономического закона;

г) носит нормативный характер.
11. Комплексный подход к сложным явлениям хозяйственной жизни обеспечивает:

а) моделирование;

б) метод анализа и синтеза;

в) наблюдение;

г) научная абстракция.
12. Какое из приведённых утверждений неверно:

а) экономика является точной наукой;

б) экономика есть фундамент общества;

в) экономика выполняет важную практическую функцию;

г) экономика является методологическим базисом ряда наук.
13. К экономическим ресурсам относят:

а) труд, земля и капитал;

б) предпринимательские способности;

в) знания и информация;

г) все ответы верны.
14. Рациональный экономический выбор предполагает ответ на следующие вопросы:

а) кто производит, что производить, как производить;

б) кто производит, для кого производить, как производить;

в) что производить, как производить, для кого производить;

г) что производить, как производить, и для чего производить.
15. Фундаментальная экономическая проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) поиск инвестиций;

б) необходимость обеспечения высокого качества;

в) необходимость снижения затрат;

г) ограниченность производственных ресурсов.
16. При построении кривой производственных возможностей не используется следующее допущение:


а) неизменность применяемых технологий;

б) неполное использование экономических ресурсов;

в) два экономических блага;

г) постоянство экономических ресурсов по качеству и количеству.
17. Оптимальная возможность эффективного производства в данной экономической системе показывается:

а) как любая точка, расположенная на кривой производственных возможностей;

б) любая точка, расположенная внутри зоны, отделенной кривой производственных возможностей;

в) любая точка, расположенная за зоной, отделенной кривой производственных возможностей;

г) любая точка на оси абсцисс и ординат.
18. Экономическая система с преобладающей долей частной собственности на средства производства и свободой выбора форм и видов деятельности, развитие которой регулируется ценовым механизмом – это:

а) традиционная экономика;

б) командная экономика;

в) смешанная экономика;

г) рыночная экономика.
19. В альтернативные издержки получения высшего образования не входят:

а) затраты на питание и одежду;

б) затраты на учебную литературу;

в) плата за обучение;

г) затрат на проезд к месту обучения.
20. В экономическую модель кругооборота товаров, доходов и ресурсов входят:

а) рынок товаров и услуг;

б) рынок труда и капитала;

в) рынок экономических благ и факторов производства;

г) рынок информации и природных ресурсов.

Практические задания



1. Подберите к каждому из указанных десяти понятий соответствующее определение:

А. Институционализм.

Б. Экономические категории.

В. Экономика.

Г. Экономические законы.

Д. Монетаризм.

Е. Кейнсианство.

Ж. Макроэкономика.

З. Меркантилизм.

И. Микроэкономика.

К. Методология экономической науки.
а) направление экономической теории, называемое теорией эффективного спроса;

б) раздел экономической науки, изучающий хозяйство как единое целое;

в) направление экономической мысли в 15 – 18 вв.;

г) раздел экономической теории, в котором изучаются экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику;

д) отрасль знания, изучающая экономическую науку как вид человеческой деятельности;

е) теория макрорегулирования экономики, в известной степени альтернативная кейнсианству;

ж) существенные устойчивые связи, присущие экономическим явлениям.

з) совокупность условий, средств, объектов, процессов, которые люди используют для удовлетворения своих потребностей и обеспечения жизни при ограниченности имеющихся в каждый данный момент ресурсов;

и) общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерности и взаимосвязи системы экономических отношений;

к) направление экономической теории, объясняющей процессы развития человеческого общества в целом.

2. На машиностроительном заводе работает бригада из 10-ти человек, специализирующихся на сборке 2-х видов изделий. В соответствии с принятой технологией бригада может собрать изделие А или изделие Б. Трудоёмкость сборки изделия А составляет 30 мин., а изделия Б – 48 мин.

Изобразите кривую производственных возможностей экономики сборочного цеха за месяц. Число рабочих дней составило 25, режим работы – двухсменный, продолжительность смены – 8 ч.
3. На рис. 1 представлены различные варианты изменений производственных возможностей экономики условной страны. Какие из вариантов графиков отражают изменения следующих обстоятельств:

1) повышение квалификации производителей средств производства;

2) период рецессии развития экономики;

3) рост спроса на предметы потребления;


4) период цессии развития экономики, сопряженный с ростом использования ресурсосберегающих технологий производства.

Выбор обоснуйте соответствующей мотивацией.


Рис. 1
4. Изобразите кривые производственных возможностей работников А и Б литейного цеха, опираясь на следующие данные. Часовая производительность работника А составляет 50 заготовок диаметром 30 мм или 35 заготовок диаметром 40 мм, а работника Б – 60 или 30 соответственно. Как будет выглядеть общая кривая производственных возможностей работников А и Б?
5. На машиностроительном заводе работает 2 бригады по 5 человек, специализирующиеся на сборке 2-х видов изделий. В соответствии с принятой технологией каждая бригада может собирать сборку изделие А или изделие Б. Трудоёмкость сборки изделий представлена в табл. 1:

Таблица 1


Бригада

Трудоёмкость изделия А, мин.

Трудоёмкость изделия Б, мин.

1

16

19,2

2

15

20


Изобразите общую кривую производственных возможностей экономики сборочного цеха за месяц. Число рабочих дней составило 25, режим работы – односменный, продолжительность смены – 8 ч.
6. Сотрудник, совершающий командировку из Брянска в Санкт-Петербург, может добраться до места на рейсовом автобусе за 9 часов, на скором поезде – за 11 часов. Стоимость билета на автобусе – 1500 руб., а на поезде – 1100 руб. Определите размер суточных командировочных расходов, начиная с которых станет выгодно передвижение на автобусе.
7. Условная экономическая система производит две группы товаров: предметы потребления и средства производства. Производственные возможности экономики отражены в табл. 2.

Таблица 2


Средства производства

38

32

27

21

16

12

7

4

0

Предметы потребления

0

9

18

30

41

49

60

68

76

Определите альтернативные издержки производства:


1) одного дополнительного предмета потребления (при нарастании их числа с 0 до 76);

2) одного дополнительного средства производства (при нарастании их числа с 0 до 38).
8. Предприниматель получил дополнительную прибыль и решил вложить её в диверсификацию своего бизнеса. Особенности рыночной конъюнктуры таковы, что он должен выбрать из следующих альтернатив: выход на новый рынок сбыта продукции или выпуск товара-новинки. Имеющаяся дополнительная прибыль покрывает либо затраты, связанные с оплатой труда 30 сбытовых агентов с окладом 15 тыс. рублей и премией в размере 20%, либо расходы на производство 150 ед. товара-новинки, причем прямые затраты составляют 1600 рублей на единицу, а накладные расходы составили 300 тыс. рублей.

Если предприниматель решит реализовать на практике сразу две альтернативы, то:

1) от производства какого количества товаров необходимо отказаться, чтобы увеличить штат сбытовых агентов с 30 до 34 человек;

2) насколько необходимо сократить штат сбытовых агентов численностью 27 человек, чтобы увеличить выпуск товара-новинки на 20 %?
9. Условная экономическая система производит две группы товаров: предметы потребления и средства производства, используя два вида ресурсов: труд и капитал. Определите альтернативные издержки производства тридцатой единицы предметов потребления (табл. 3).
Таблица 3


Продукция

Затраты ресурсов на производство

1 единицы продукции

труд, усл. ед.

капитал, усл. ед.

Средства производства

5

2

Предметы потребления

1

5

Располагаемый объём ресурсов

500

1000


Решение обоснуйте графически.

10. В экономической литературе даются различные определения понятия "экономическая система".

Рассматривая эти определения, следует принять во внимание, что главными конституирующими элементами общественно-экономической системы являются форма собственности на экономические ресурсы и способ координации экономической деятельности.

Конкретизируйте ваши варианты, попытайтесь сформулировать собственное комплексное определение экономической системы.

Охарактеризуйте различные типы экономических систем, заполнив недостающие строки в табл. 4.