Файл: Тема предмет экономической теории и.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 408

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практические задания …………………………………………. 14

Практические задания …………………………………………. 39

Практические задания …………………………………………. 58

Практические задания …………………………………………. 73

Практические задания …………………………………………... 88

Практические задания ………………………………………….. 99

Практические задания …………………………………………. 112

Практические задания …………………………………………. 123

Практические задания

Равновесие (Equilibrium) – состояние рынка, в котором ни у продавцов, ни у покупателей нет стимулов к его нарушению.

Основные предположения, выдвигаемые в результате анализа функций взаимосвязи полезностей от уровня потребления:

– потребитель располагает ограниченным доходом (I), который весь расходует;

– потребитель рационален, т. е. стремится максимизировать полезность;

– цены благ (P) заданы и не зависят от количеств (Q), потребляемых отдельным потребителем;

– блага бесконечно делимы.

Законы Госсена

I закон Госсена:

I закон Госсена позволяет дать следующее определение:

II закон Госсена (условие равновесия потребителя в количественной теории полезности)

Для потребителя, находящегося в состоянии равновесия, отношение предельной полезности двух благ равно соотношению их цен:

При изменении в одинаковой пропорции дохода и цен на все товары потребительский выбор не изменится, так как не изменится условие бюджетного ограничения

К особенностям потребительского выбора можно отнести

– эффект присоединения к большинству;

– эффект сноба;

– эффект Веблена.

Тест

Практические задания

где Q – количество блага.

Г еометрическая интерпретация зависимости предельности продукта от объёмов применения остальных ресурсов:

где  – угол, образованный касательной к графику ТP и осью F;

Тест

Практические задания

Тест

Практические задания

Тест

Практические задания



Кроме того, как рассказал Митин, к 2003 г. предполагается установить единые ввозные тарифы для физических и юридических лиц. Сейчас граждане, ввозящие старые иномарки, вместо соответствующей пошлины, НДС и – в случае необходимости – акциза платят единый сбор – 0,85 евро за каждый кубический сантиметр объёма двигателя. Эта льгота постепенно будет устранена.

Заградительные пошлины против старых иномарок выгодны не только российским автозаводам, но и дилерам иностранных компаний. Им "старушки" мешают развивать такой прогрессивный сервис, как трейдин – обмен старых машин на новые с доплатой. Официально импортированная и "состарившаяся" в России иномарка стоит гораздо дороже ввезенной из той же Германии физлицом, и реализовать сданную в трейдин машину дилерам трудно.

Самые популярные поддержанные иномарки сейчас – пяти-шестилетки ценой до $7000, говорит Гарри Петросян, начальник коммерческого отдела одного из крупнейших в столичном регионе авторынков – люберецкого "Автогаранта". Именно эти машины, по словам Петросяна, конкурируют с новыми российскими.

Николай Раменских, заместитель начальника Центрального таможенного управления, отмечает, что иномарки старше семи лет "абсолютно непопулярны в столичном регионе" и ввоз их невелик.

Впрочем, с точки зрения оптимиста, введение заградительных пошлин против подержанных машин – запоздалая мера, которая просуществует недолго. Ввоз поддержанных машин в Россию и так постоянно падает.

Правительство реагирует на ситуацию давно минувших дней. Это в кризисном 98-м импорт поддержанных машин более чем втрое превышал ввоз новых. Но уже в 1999-м популярность "секонд-хэнда" резко снизилась – было ввезено всего 60 000 машин б/у и 56 000 новых.

Ставки импортных пошлин для иномарок старше 7 лет.

Объём двигателя

Предполагаемый вариант

Нынешний вариант

Менее 1,5 литра

1,5 евро

0,5 евро

Не более 2,5 литра

2,2 евро

0,55 евро

Более 2,5 литра

3,2 евро

1 евро

Свыше 3 литров

2,5 евро

1 евро


Задания для кейс-анализа:
1. Нарисуйте карту кривых безразличия российского потребителя автомобильных услуг. Укажите нынешнее равновесие типичного потребителя и возможное равновесие после введения пошлин.


2. Проанализируйте разные варианты равновесия типичного потребителя на рынке автоуслуг России после введение пошлины, с точки зрения разных представлений об автомобильном рынке (правительственная точка зрения, исходя из эффективности пошлины, точки зрения экспертов, высказанные в статье). Какая точка зрения вам кажется наиболее реальной? Почему?

3. Если исходить из данных, представленных в статье, и предположить, что спрос на автомобили описывается стандартными функциями полезности, попробуйте просчитать варианты эффектов дохода и замены в результате введения пошлины (примите пропорциональный рост цены в результате пошлины).

4. Можно ли для этой ситуации предположить значения компенсирующей и эквивалентной вариации дохода? Каков будет их экономический смысл, применительно к данному случаю?

5. Проанализируйте модель поведения дилеров и/или некоторых из конечных потребителей "старых" иномарок, используя модель купли-продажи. Где находится первоначальное равновесие (с низкими значениями пошлины)? Где будет находиться равновесие для этой категории потребителей после введения высокой пошлины? В чем отличие вашего ответа на этот вопрос от вашего ответа на вопрос 1?


ТЕМА 2. Производство и фирма

Общая характеристика производственной деятельности фирмы
Прочтите статью и ответьте на вопросы.

Неугомонный директор. М. Рожкова, С. Новолодская. "Ведомости". 18 мая 2001 г.
"После кардинального передела собственности в алюминиевой промышленности бывшие известные руководители заводов покинули этот бизнес. Однако бывший гендиректор Братского алюминиевого завода (БрАЗ) Борис Громов не смог порвать с прошлым – сейчас он строит новый завод в городе Тайшет (Иркутская обл.), по соседству с БрАЗом.

В Иркутской области уже действуют два алюминиевых завода – Братский и Иркутский Тем не менее, по словам Громова, идея строительства третьего завода родилась у руководства БрАЗа еще в 1991 г. БрАЗ изначально и стал заказчиком проекта. В прошлом году акционеры "Русала" выкупили около 33% акций БрАЗа у его менеджеров Юрия Шляйфштейна и Бориса Громова за $100 млн., но доля последнего в этом пакете была незначительна. Затем Громов и ряд его партнеров создали ИК "Алюком-Инвест", которая перекупила у БрАЗа проект строительства нового завода. ... АО "Алюком-Тайшет" – так будет называться новый завод.

"Алюком-Тайшет" будет выпускать 250 000 т алюминия в год, на такую мощность он выйдет через четыре – пять лет. Первый из четырех корпусов основного завода будет пущен в строй только в 2003 г., его мощность составит 62 500 т алюминия в год, но сначала будет выпускаться только около 30 000 т. Срок окупаемости проекта – от 3,7 до 4,5 лет. В ТЭО заложена цена алюминия – $1400 – 1459/т (ниже существующей сейчас), тариф за электроэнергию – 0,3 руб. кВт.ч.

Разработка ТЭО началась еще в 1999 г., тогда же площадкой для строительства был выбран город Тайшет. Окончательное ТЭО, по словам Громова, будет готово 30 мая. Между тем в декабре 2000 г. на выкупленных мощностях комбината строительных изделий в городе Тайшет начали размещение опытного производства. По словам Громова, сейчас там идут строительно-монтажные работы, потрачено $5 млн. Он рассчитывает, что в конце августа работы завершатся и начнется испытание 32 электролизеров мощностью 130 кА. Ежемесячно они будут выпускать по 1000 т алюминия. "Вся вторая половина этого года и будущий год уйдут на подготовку площадки для возведения самого завода, который будет расположен за чертой города, – говорит Громов. – Сейчас там чистое поле, нужно будет прокладывать высоковольтные линии электропередач, строить мощную подстанцию, только на создание инфраструктуры уйдет $16 млн".


Общую сумму затрат на проект Громов оценивает в $170 – 200 млн., финансирование полагается осуществлять за счёт заемных средств, которые предоставит "одна из международных торговых компаний, которая активно работала и работает как трейдер на металлургическом рынке России". Он отказался сообщить ее название, но сказал, что она будет поставлять сырье новому предприятию и заниматься сбытом металла – т. е. завод будет работать по толлингу с этой компанией.

Официально в алюминиевых компаниях – "СУАЛ-Холдинге" и "Русале" – говорят, что считают проект Громова вполне реальным. Там сходятся во мнении, что новый завод не станет конкурентом существующим – ежегодно в мире производится около 24 млн. т. алюминия, из них Россия делает 3 млн. т. и большую часть поставляет на внешний рынок. Там место всем найдется – ежегодные потребности в алюминии в мире на 3% превышают предложение.

В то же время эксперты видят ряд несовершенных мест в плане Громова. Так, по данным одного из экспертов алюминиевого рынка, в реальности денег на "Алюком-Тайшет" придется потратить больше, потому что стоимость проекта оценивается исходя из планируемого объема производства и соотношения таково: на каждые будущие 1000 т выпускаемого алюминия надо вложить в строительство завода от $2000 до $4000. Впрочем, Громов хочет получить средства и от продажи акций "Алюком-Тайшет" – он предполагает предложить инвесторам до 49% акций еще не построенного завода.
Задания для кейс-анализа:
1. Нарисовать карту изоквант и охарактеризовать производственную функцию, которая может описывать данный вид деятельности. Что вы изберете в качестве факторов производства? Продумайте разные варианты.

2. Как вы думаете, опираясь на факты, представленные в статье, какая предельная норма технологического замещения характерна для данного вида производства?

3. Какие значения могут принимать эластичность замены и эластичность выпуска для данного завода? Вида производства? Какие факты из статьи можно привести в поддержку вашей точки зрения?

4. Можно ли сделать вывод, на основе данных статьи, об эффекте масштаба, характерном для данного производства? Типичного завода данного производства?

5. Укажите на карте изоквант долгосрочный и краткосрочный путь роста производства, опираясь на факты статьи. Какие факты можно привести для характеристики краткосрочного и какие – долгосрочного периода в деятельности завода?


6. Играют ли и если да, то какую, роль права собственности и их перераспределение для определения характера производственной функции? Равновесия фирмы? Траектории краткосрочного и долгосрочного роста фирмы?

7. Как вы думаете, какими выглядят изокванты для трейдинговой компании, о которой упоминается в статье? В чем отличие этой карты изоквант (и производственной функции, которая за ней стоит) от карты изоквант самого завода? С чем это связано?

8. Представители других алюминиевых компаний не считают новый завод конкурентом. Однако если они ошибаются? Внесите соответствующую поправку в положение отрасли на отраслевой карте изоквант.

ТЕМА 3. Рынки факторов производства
Рынок труда
Прочтите статью и ответьте на вопросы.

Интерфакт. "Ведомости". 16 мая 2001 г.
"Конфликт между руководством ОАО "Аэрофлот – Российские международные авиалинии" и трудовым коллективом компании по поводу введения контрактной системы оплаты труда разгорается всё больше и больше. По информации агентства "Интерфакс", на этот раз руководство "Аэрофлота" намерено подать в суд иск к совету Профсоюза авиационных специалистов (ПРАС). Поводом для этого послужила проведенная в воскресенье часовая предупредительная забастовка трудового коллектива Авиационно-технического центра (АТЦ) "Аэрофлота". Руководство компании считает ее незаконной. По мнению представителей "Аэрофлота", ПРАС нарушил существующее законодательство, самостоятельно определив минимум обеспечиваемых во время забастовки работ и услуг...

Однако представители ПРАС не считают забастовку незаконной. По словам Виктора Клещенкова, председателя совета ПРАС, о забастовке руководство компании было извещено за три дня.

"Между коллективом АТЦ и работодателем в лице "Аэрофлота" в настоящее время идет трудовой спор об улучшении условий труда, и в том числе о повышении заработной платы", – заявил Клещенков. После проведенных пятидневных переговоров ни одно из семи требований авиатехников руководство авиакомпании не удовлетворило. В связи с этим коллектив АТЦ провел предупредительную забастовку. В ней приняли участие сотрудники всех цехов АТЦ, всего около 300 человек. Ранее сообщалось, что около 500 бортпроводников в знак протеста против введения контрактной системы оплаты их труда с начала мая взяли больничные листы.

"Решение о повышении заработной платы уже принято. Фонд заработной платы увеличен в 2001 г. на 32%. Идет переход на более прогрессивную систему оплаты труда – по индивидуальны контрактам. Летчики на нее уже перешли, сейчас бортпроводники начинают переходить, потом АТЦ", – заявил в понедельник Александр Лопухин, заместитель генерального директора "Аэрофлота" по связям с общественностью.