Файл: Профилактика хирургической инфекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стол накрывают на 6 часов, т.е. на рабочую смену. Берут со стола инструментарий с помощью корнцанга, который хранится на отдельном инструментальном столике. Корнцанг, емкости тоже подлежат замене каждые 6 часов.

Дезинфицируют стол дез. средством 1 раз в сутки или перекисью водорода 1 раз в 3 суток.

Устройство опер. блока

В состав операционного блока входят: операционная, предоперационная, наркозная, стерилизационная, инструментальная и материальная комнаты. Они должны располагаться изолированно от палат. В зависимости от объема работы хирур­гического отделения может быть несколько операционных. Одна­ко необходимо предусмотреть наличие чистой и гнойной опера­ционных. При наличии только одной операционной следует помнить, что чистые операции производятся в ней в первую оче­редь и что после гнойной операции обязательна генеральная уборка.

Предоперационная комната предназначена для под­готовки операционной медицинской сестры, хирурга и его помощ­ников к операции. Подготовка начинается с мытья рук. Для этой цели имеются специальные раковины со смесителями холодной и горячей воды, тазики, где производится мытье рук, песочные часы.

Наркозная комната — это обычно специальное помеще­ние, где хранятся наркозная аппаратура, медикаментозные средства, применяемые анестезиологом, документация. Иногда в этой комнате проводят начальные этапы наркоза, а затем до­ставляют больного в операционную.

Стерилизационная, или автоклавная, комната отводится для установки в ней автоклавов и стерилизаторов для стерилизации операционного белья и инструментов.

Инструментальная комната предназначена для хра­нения хирургического инструментария и аппаратуры. Хранение производится в специальных стеклянных шкафах.

Материальная комната операционной используется для заготовки операционного белья, перевязочного и шовного ма­териала. В ней хранятся запасы спирта, эфира и других медика­ментов

Для предотвращения загрязненности воздуха и помещения в непосредственной близости от операционной раны в организации операционного блока соблюдают принцип зональности. Существует 4 зоны стерильности в операционной:

1. Стерильная зона - относятся собственно операционные и стерилизационные, непосредственно примыкающие к ним. При отсутствии и стерилизационных, непосредственно примыкающих к операционным, и наличии специального коридора, по которому стерильные материалы передаются в операционные, данный коридор входит в стерильную зону.


2. Зона строгого режима - относятся предоперационные, наркозные, помещения аппарата искусственного кровообращения (АИК). Эта группа помещений является воздушным буфером между первой и третьей зонами..

3. Зона ограниченного режима - относятся помещения для подготовки и мытья инструментов и оборудования, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры, протокольные, комнаты хирургов, врачей-анестезиологов, сестер-анестезисток, комнаты младшего медицинского персонала, помещения хранения крови, шовного материала, передвижного рентгеновского аппарата, чистая часть санпропускника.

4. Зона общебольничного режима (нестерильная) - располагаются помещения, вход в которые по условиям санитарно-гигиенического режима работы в них не связан с прохождением санпропускника: кабинет заведующего оперблоком, комната старшей операционной медсестры с материальной, экспресс-лаборатория, складские помещения, санузел, комната личной гигиены персонала, входная часть санпропускника.

Весь медицинский персонал, проходя в операционный блок, переодевается в операционную одежду, бахилы и шапочки. Работающий в операционных персонал одевает маски и перчатки в предоперационной.


Отопление желательно паровое, с радиаторами, замуро­ванными в панель, чтобы на них не скапливалась пыль. Темпера­тура в операционной должна быть равномерной, в пределах 22—24°С.

Освещение должно быть достаточно ярким и не должно искажать цвет. Окна не должны выходить на южную сторону. Прямые солнечные лучи затрудняют работу хирурга и перегре­вают помещение летом. Для освещения операционного поля применяют специальные бестеневые лампы, не дающие тени от головы и рук хирурга. В случае необходимости применяют допол­нительные боковые лампы или специальные осветители на голове хирурга типа шахтерских лампочек. Они особенно необходимы при нейрохирургических операциях.

Вентиляция. Операционная должна хорошо вентилиро­ваться. Для этого лучше применять приточно-вытяжную венти­ляцию с преобладанием притока. Идеальным следует признать специальные кондиционеры, которые не только охлаждают, обогревают, увлажняют, но и стерилизуют воздух.


Виды уборок


  1. предва­рительная уборка — перед началом каждого операционного дня протирают горизонтальные поверхности, собирая влажной тряп­кой осевшую за ночь пыль.

  2. текущая уборка — в процессе операции подбирают упавшие на пол шарики, вытирают запачканный кровью пол, после окончания опера­ции удаляют содержимое тазиков, испачканное кровью, загряз­ненное белье;

  3. межоперационная уборка – после каждой операции (вынос из операционной всех отработанных материалов, протирание операционного стола раствором антисептика, смена белья, при необходимости - мытье пола, горизонтальных поверхностей, подготовка инструментов и стерильного столика для следующей операции).

  4. заключительная уборка — после оконча­ния операционного дня тщательно моют пол и мебель, стены протирают на высоту человеческого роста;

  5. генеральная убор­ка— 1 раз в неделю производят механическую и химическую обработку (дезинфекция) потолка, стен, пола, окон;


Уборку операционной производят только влажным способом при помощи растворов, в которые входят различные дезинфици­рующие вещества (например, смесь 50 г соды, 50 г зеленого мыла и 150 г лизола на ведро горячей воды). В другом ведре должны быть чистая горячая вода и мыло. Можно использовать Диоцид в разведении 1:1000. После обработки химическими веществами стены, потолок, пол обмывают теплой водой из шланга. После окончания уборки всю мебель, стены и пол протирают чистой тряпкой. После уборки на 6—8 ч включают бактерицидные лам­пы (БУВ-15, БУВ-30 П, БУВ-30).