Файл: Требуется рассчитать плоскоременную передачу с натяжным роликом (рисунок 1).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Н
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба. Для этого определяем изгибное напряжение по формуле:
;
где KF = KF KFv = 1,62 1,3 = 2,1 – коэффициент нагрузки;
KF = 1,62 [2, с. 43, таблица 3.7] – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба при bd = 0,8, консольном расположении колёс и твёрдости НВ<350;
KFv = 1,3 [2, с. 43, таблица 3.8] - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении для прямозубых колёс 7-й степени точности;
= 0,85 [2, с. 51] – опытный коэффициент, учитывающий понижение нагрузочной способности конической прямозубой передачи по сравнению с цилиндрической;
YF – коэффициент формы зуба выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
Рассчитываем эквивалентное число зубьев шестерни и колеса
При этом YF1 = 4,07 и YF2 = 3,6 [2, с. 42.].
Определяем допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
;
где = 1,8НВ – предел изгибной выносливости для стали 40Х улучшенной при твердости НВ < 350 [2, с. 44, табл. 3.9];
[SF] = [SF]’[SF]” = 1,75 1 = 1,75 – коэффициент безопасности;
[SF]’ = 1,75 [2, с. 44, таблица 3.9] для стали 40Х улучшенной при твердости НВ<350;
[SF]” = 1 [2, стр. 44] – для поковок и штамповок.
Определяем допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба для шестерни и для колеса:
- для шестерни
МПа;
где = 1,8НВ = 1,8270 = 486 МПа – предел изгибной выносливости для стали 40Х улучшенной при твердости НВ = 270.
- для колеса
МПа;
где
= 1,8НВ = 1,8245 = 441 МПа – предел изгибной выносливости для стали 40Х улучшенной при твердости НВ = 245.
Определяем отношение для шестерни и колеса:
- для шестерни: ;
- для колеса:
Дальнейший расчет ведем для зубьев шестерни, так как полученное отношение для него меньше.
Определяем напряжение для проверки зубьев шестерни на выносливость по напряжениям изгиба
МПа < [F2] = 277,5 МПа
Радиальная сила для шестерни, равная осевой силе для колеса
Fr1 = Fa2 = Ft tg cos1 = 2253 tg20 cos1232’ = 800 Н
Осевая сила для шестерни, равная радиальной силе для колеса
Fa1 = Fr2 = Ft tg sin1 = 2253 tg20 sin1232’ = 178 Н
Исходные данные для расчета цилиндрической передачи редуктора:
- вращающие моменты Т1 = 332400 Н·мм
Т2 = 1006100 Н·мм.
- частоты вращения n1 = 148,6 мин-1; n2 = 47,2 мин-1.
- требуемое передаточное число u = 3,15.
Примем для шестерни и колеса одну и ту же марку стали с различной термообработкой: для шестерни сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 270; для колеса сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 245 [2, с. 34, таблица 3.3].
Допускаемые контактные напряжения
где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
КHL = 1,0 – коэффициент долговечности при числе циклов нагружения больше базового, что характерно при длительной эксплуатации редуктора;
[SH] = 1,2 [2, с. 33] – коэффициент безопасности при улучшении.
Согласно источнику [2, с. 34, таблица 3.2] для легированных сталей с твердостью поверхности зубьев НВ < 350 и термической обработкой (улучшение)
σHlimb = 2 · НВ + 70
Вычислим допускаемые контактные напряжения отдельно для шестерни и колеса
- для шестерни
- для колеса
Для косозубых колес расчетное контактное напряжение вычисляем по формуле
[σH] = 0,45·([σH1] + [σH2]) = 0,45·(508 + 466,5) = 438,5 МПа
Проверяем условие [σH] ≤ 1,23·[σH2] = 1,23·466,5 = 573 МПа > 438,5 МПа – условие выполнено.
Коэффициент КНβ = 1,25 [2, с. 32, таблица 3.1] – для несимметричного расположения колес относительно опор при повышенной твердости зубьев.
Принимаем коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию [2, с. 36].
Определим межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев
где Ка = 43 [2, с. 32] – коэффициент для косозубых колес;
u = 3,15 – передаточное число цилиндрической ступени редуктора;
T2 = 1006100 Н·мм – крутящий момент на колесе.
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 aW = 200 мм [2, с. 36].
Нормальный модуль зацепления принимаем из диапазона
mn = (0,01…0,02)·aW = (0,01…0,02)·200 = 2,0 … 4,0 мм (принимаем mn = 4 мм [2, с. 36].
Определяем необходимое суммарное число зубьев быстроходной ступени предварительно приняв угол наклона зубьев β = 18°
Определяем числа зубьев шестерни и колеса
Проверяем межосевое расстояние
Расхождение устраним уточнением угла β
Рассчитываем основные размеры шестерни и колеса
- делительный диаметр шестерни и колеса
мм;
мм.
- диаметр вершин шестерни и колеса
dа1 = d1 + 2m = 96,84 + 24 = 104,84 мм;
dа2 = d2 + 2m = 303,16 + 24 = 311,16 мм.
- диаметр впадин шестерни и колеса
df1 = d1 – 2,5m = 96,84 – 2,54 = 86,84 мм;
df2 = d2 – 2,5m = 303,16 – 2,54 = 293,16 мм.
Рассчитываем ширину венца колеса b2 = ψ ВА · а W = 0,5 · 200 = 100 мм
Рассчитываем ширину венца шестерни b1 = b2
+ 5 = 100 + 5 = 105 мм
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру
ψbd = b1 / d1 = 105 / 96,84 = 1,1
Определяем окружную скорость колеса
м/с
где n1 = 148,6 об/мин – частота вращения шестерни (вал II).
При такой окружной скорости назначаем 8-ю степень точности передачи [2, с. 32].
Определяем значение коэффициента неравномерности распределения нагрузки по ширине венца КНβ = 1,13 [2, с. 39, таблица 3.5] при ψbd = 1,1 и твердости НВ < 350.
Определяем значение коэффициента КНα = 1,06 [2, с. 39, таблица 3.4] при 8-й степени точности передачи и < 1 м/с.
Определяем значение динамического коэффициента КН = 1 [2, с. 40, таблица 3.6].
Определяем уточненный коэффициент нагрузки
КН = КНβ · КНα · КН = 1,13 · 1,06 · 1,0 ≈ 1,2
Проверяем контактные напряжения на активных поверхностях зубьев
< [σH] = 438,5 МПа
Определяем окружное усилие в зацеплении
Определяем радиальное усилие в зацеплении
Определяем осевое усилие в зацеплении
Выполняем расчет зубчатой передачи на изгибную прочность.
Определяем коэффициент нагрузки
KF = КFβ · КF = 1,27 · 1,1 ≈ 1,4
где КFβ = 1,27 [2, с. 43, таблица 3.7] при ψbd = 1,1 и твердости НВ < 350;
КF = 1,1 [2, с. 43, таблица 3.8] при < 3 м/с и 8-й степени точности передачи.
Определяем эквивалентные числа зубьев
Определяем коэффициент формы зуба для шестерни Zυ1 = 26,8:
YF1 = 3,86 [2, с. 42]
Определяем коэффициент формы зуба для колеса Z υ2 = 84:
YF2 = 3,6 [2, с. 42]
Определяем допускаемые напряжения для шестерни и колеса
где = 1,8 ∙ НВ1 = 1,8 ∙ 270 = 486 МПа [2, с. 44, таблица 3.9] – предел изгибной выносливости шестерни при базовом числе циклов;
= 1,8 ∙ НВ2 = 1,8 ∙ 245 = 441 МПа [2, с. 44, таблица 3.9] – предел изгибной выносливости колеса при базовом числе циклов;
[SF] = [SF]´ · [SF]´´ = 1,8 · 1 = 1,8 – коэффициент безопасности;
[SF]´ = 1,8 [2, с. 44, таблица 3.9] – коэффициент, учитывающий свойства материалов и термообработку;
[SF]´´ = 1 [2, с. 44] – для поковок и штамповок.
Производим сравнительную оценку прочности на изгиб зубьев шестерни и колеса:
- для шестерни
[F1]/ YF1 = 270 / 3,86 = 70
- для колеса
[F2]/ YF2 = 245 / 3,6 = 68
Расчет показывает, что [F1]/ YF1 > [F2]/ YF2 , следовательно, зубья колеса менее прочные, поэтому дальнейший расчет ведем по зубьям колеса.
Определяем коэффициент, учитывающий угол наклона зуба
Определяем коэффициент торцевого перекрытия
Определяем фактическое напряжение изгиба в опасном сечении зуба
МПа
где b2 = 100 мм – ширина венца колеса.
Из проверочного расчета видно, что фактическое изгибное напряжение не превышает допускаемое: F = 48,1 МПа < []F2 = 245 МПа.
Список использованных источников
1 Шейнблит, А. Е. Курсовое проектирование деталей машин. М.: Высш. шк., 1991. – 432 с.
2 Чернавский, С. А. Курсовое проектирование деталей машин. М.: Машиностроение, 1988 – 416 с.