ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2024

Просмотров: 1565

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

В. А. Борисов демография

Оглавление

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование

Введение

Тема 1 Предмет, задачи и методы демографии

1.1. Краткая история становления демографии

1.2. Предмет демографии

1.3. Задачи демографии

1.4. Методы исследования в демографии

1.5. Специализация внутри демографии

Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах

2.1. Переписи населения

2.1.1. Определение переписи населения

2.1.2. Основные принципы современной переписи населения

2.1.3. Краткая история переписей населения в мире

2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России

Учеты населения (ревизии) в России в XVIII

2.1.5. Программа переписи населения

2.1.6. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года

Вопрос 4: место рождения. В сочетании с другими данными ответы на этот вопрос характеризуют миграцию населения.

Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.

2.1.7. Правовая основа переписи населения

2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)

2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения

2.1.10. Программа разработки материалов

2.1.11. Массово-разъяснительная работа среди населения

2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения

2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения

2.4. Выборочные и специальные обследования

Тема з Численность и структура населения

3.1. Численность населения

3.2. Структура населения по полу

Половая структура населения России3

3.3. Возрастная структура населения

3.3.1. Половозрастные пирамиды

3.3.2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения

Примитивный тип

Режиму воспроизводства населения

России по переписи 1959 г.

России на 1 января 1999 г.

3.3.3. Демографическое старение населения

Индекс демографической старости населения России (в процентах)

3.4. Брачная структура населения

Мужчины

Женщины

3.4.1. Методы реального и условного поколения

Расчет числа лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения в возрастном интервале от 16 до 50 лет в России (по данным Всесо­юзной переписи населения 1989 года)

Число лет, прожитых в определенном брачном состоянии

3.5 Семейная структура населения

Распределение семей в России по размерам (по итогам

Изменение структуры семей по демографическим типам в Российской Феде­рации за 1959—1994 гг. (по материалам Всесоюзных переписей населения и микропереписи 1994 г.)

3.6. Семья и домохозяйство

Тема 4 Общие коэффициенты естественного движения населения

Тема 5 Рождаемость и репродуктивное поведение

Формула расчета специального коэффициента рождаемости выглядит так:

5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости

5.3. Рождаемость и плодовитость

5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости

Возрастные коэффициенты рождаемости (ссср (1926—1927, 1958—1959 гг.), России (1995 г.)

5.5. Брачная и внебрачная рождаемость

5.6. Суммарный коэффициент рождаемости

Возрастные и суммарный коэффициенты рождаемости в России в 1995 г.

5.7. Критическое значение итогового числа рожденных детей, соответствующее границе простого воспроизводства населения, в расчете на одну брачную пару (в среднем)

5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей

5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости

Суммарные коэффициенты рождаемости в отдельных странах мира с учетом вероятности дожития новорожденных до 15 лет (1990—1994 гг.)

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в ссср Россия с учетом изменения уровня детской смертности

5.10. Динамика уровня рождаемости в мире

Общий и суммарный коэффициенты рождаемости в мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.

5.11. Динамика уровня рождаемости в России, ссср и снова в России

Расчет индексов динамики общего коэффициента рождаемости в России в 1990—1995 гг. (в процентах к величине коэффициента в 1990 г.).

Компоненты изменений общего коэффициента рождаемости в

5.12. Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости, дифференцированных по очередности рождения детей у матери

Россия, все население, 1995 г.

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в России, дифференцированного по очередности рождения детей у матери, 1985— 1995 гг.

Все население

Городское население

Сельское население

5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер)

Минимальные коэффициенты брачной естественной рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт

Общие коэффициенты рождаемости (окр), гипотетический минимум естест­венной рождаемости (гмер) и степень реализации гмер в России

Все население

Городское население

Сельское население

Факторная структура изменений общего коэффициента

Общие коэффициенты рождаемости (окр), гипотетический минимум естест­венной рождаемости (гмер) и степень реализации гмер в отдельных странах мира

5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости

Специальные коэффициенты брачной рождаемости в ряде европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на

1000 Замужних женщин в возрасте 15—49 лет)2

Первое крупное исследование дифференциальной рождаемости в ссср было проведено органами государственной бюджетной статистики в 1934 г.

5.15. Изучение репродуктивного поведения

Среднее идеальное, желаемое и ожидаемое число детей (по материалам обследований, проведенных Отделом демографии Института социологии ран в 1984 г.1)

5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения

Желаемое и ожидаемое число детей у женщин России

5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости

5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей

5.19. Демографические и социальные последствия длительного сохранения массовой малодетности российского общества

5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей

Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

6.1. Возрастные коэффициенты смертности

6.2. Коэффициент младенческой смертности

Структура уровня младенческой смертности в России по основным классам причин смерти

6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности

6.4. Методы стандартизации коэффициентов

Расчет факторов изменения уровня смертности в России в 1990—1995 гг.

6.4.1. Прямой метод стандартизации

6.4.2. Косвенный метод стандартизации

Стандартизация общих коэффициентов смертности мужского и женского на­селения России в 1995 г. Косвенным методом

6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще

6.6. Расчет кратких таблиц смертности

Расчет таблиц смертности мужского населения России в 1995 году

6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности

Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения (для новорожденных) в России и отдельных странах мира в 1997 году

6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни

Для новорожденных

Для достигших начала каждого возрастного интервала

6.9. Показатели смертности по причинам смерти

Классам причин смерти и их удельный вес в процентах к общему коэффициенту, записанному в процентимилле)

Мужчины

Женщины

Стандартизованные по возрасту показатели смертности по причинам смерти в России и сша в 1992 г. (число умерших на 100 000 жителей)3

6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти

6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни

6.12. Самосохранительное поведение

Тема 7 Естественный рост и воспроизводство населения

7.1. Общий коэффициент естественного прироста

7.2. Показатели воспроизводства населения

Расчет нетто-коэффициента воспроизводства населения России за 1996 г. И среднего возраста матерей при рождении дочерей

7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения

Расчеты нетто-коэффициента воспроизводства населения России при уровне рождаемости 1996 года и различных гипотезах об уровне смертности

Тема 8 Демографическое прогнозирование

8.1. Прогнозирование общей численности населения

8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения

Иллюстративный прогноз численности и половозрастной структуры населе­ния России до

2027 Года методом возрастной передвижки

Мужчины

Женщины

Иллюстративный прогноз числа рождений в России в 1998—2026 гг.

8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде

Заключение

Рекомендуемая литература

Приложение Программа курса «Демография» Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии

Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах

Тема 3. Численность и структура населения

Тема 4. Показатели естественного движения населения

Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование

Распределение учебных часов по курсу «Демография»

Оглавление

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование

1.2. Предмет демографии

Подлинной целью исследования для любой науки является раскрытие законов (причинно-следственных связей) развития в той области бытия, которая составляет ее предмет. В свою очередь, познание законов развития немыслимо без предварительного установления (выявления) закономерностей, т.е. объективно существующих, повторяющихся, устойчивых связей между явлениями, этого развития. Именно в закономерностях проявляют­ся законы развития (хотя зафиксировать это проявление возможно далеко не всегда и чаще всего не просто. Именно этим и занимается любая наука).

Теперь, наконец, можно сформулировать определение предмета демографии таким образом:

Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения.

Можно было бы к этому еще добавить: в их общественно-исторической обусловленности. Но можно и не добавлять, потому что законы об­щественного развития (а законы демографического развития — неотъем­лемая часть законов общественного развития) иначе как в общественно-ис­торической обусловленности познать невозможно. Такое добавление дела­ется обычно как бы для подстраховки, с целью лишний раз подчеркнуть по преимуществу социальный характер демографических процессов и ука­зать на место демографии среди общественных наук.

Население в демографии также понимается специфически. Это не любая совокупность людей, но совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Т. е. это достаточно большая численность людей, обладающая богатой структурой, необходимой для непрерывного возобновления этой совокупности. Способность к самовоспроизводству — главное качество, определяющее население именно как демографическую категорию, отличающее его от других совокупностей людей, например, та­ких, как производственный коллектив, жильцы дома и т. п.

Здесь надо разъяснить одно недоразумение, которое часто встречается в произведениях или публичных выступлениях писателей или ученых, далеких от демографии, в отношении понятия «население». В этих высказываниях население как нечто бездуховное, безличностное противопоставля­ется такой, якобы более духовной и личностной категории, как народ или общество. Подобное отношение к категории «население» совершенно бе­зосновательно и несправедливо (хотя действительно население в демогра­фии рассматривается иногда в отрыве от его личностных характеристик). Население и народ — это просто разные качественные свойства одного и того же общества, научные абстракции, необходимые в их изучении. К. Маркс писал во введении к «Капиталу»: «Население — это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы опять-таки пустой звук, если я не знаю тех основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала т.д.»1. Этот ряд можно было бы продолжить, т.е. и классы, и труд, и капитал, и народ, и общество в це­лом — все это не более чем научные абстракции. И ничего унизительного в таких абстракциях нет, если грамотно ими пользоваться.


Наиболее спорным, очевидно, может показаться исключение из предмета демографии миграционных процессов. Почти все учебники по демо­графии, как отечественные2, так и зарубежные, содержат разделы о мето­дах исследования миграции населения. Однако это лишь пережиток времен универсальной статистики, пытавшейся охватить все общество целиком. Фактически же включение миграции в предмет демографии всегда было лишь декларативным. На деле всегда существовало зримое «разделение труда» между учеными, изучавшими естественное воспроизводство населения, и теми, кто изучал миграционные процессы. Между миграцией и воспроизводством населения есть существенные качественные различия, обуславливающие соответствующие различия и в методах исследования, и в профессиональной подготовке исследователей. Эти процессы различа­ются и по характеру воздействующих на них факторов. Так, в миграцион­ных процессах значительно сильнее, чем в воспроизводственных, роль гео­графических факторов (природных условий, климата, размещения производства, социальной инфраструктуры и т. п.). В воспроизводствен­ных же процессах более значительна по сравнению с миграционными про­цессами роль биологических факторов. Миграция населения — это прежде всего миграция рабочей силы. Поэтому при изучении миграционных про­цессов очень важны знания в области экономики и социологии труда, кото­рые при изучении воспроизводства населения малоприменимы. В целом же, конечно, между миграционными и воспроизводственными процессами существует взаимодействие (как между предметом и фактором, воздейст­вующим на предмет исследования). Миграция оказывает влияние на рож­даемость, брачность, здоровье и смертность мигрирующих масс людей и в этом качестве изучается в демографии (вернее будет сказать — должна изучаться) как один из факторов воспроизводства населения. В свою оче­редь уровень рождаемости, семейный состав населения, уровень здоровья и жизнеспособности населения оказывает влияние на его миграционную подвижность (т.е. является фактором миграционной подвижности населе­ния).

Тесно переплетается предмет демографии с другой близкой ей наукой — социальной гигиеной — главным образом при изучении проблем смертно­сти и продолжительности жизни. Многие выдающиеся специалисты-медики были и являются выдающимися учеными и в области проблем демографии (С.А. Новосельский, В.В. Паевский, С.А. Томилин, П.И. Куркин, А.М. Мерков, Е.А. Садвокасова, М.С. Бедный и др.). Тем не менее различие между предметами двух смежных наук — социальной гигиены и демографии — су­ществует, и оно достаточно четко. Демография изучает воспроизводство на­селения, социальная гигиена — его здоровье. Соответственно различаются и цели изучения смертности. В демографии она изучается как компонент вос­производства населения, в социальной гигиене — как обратный показатель здоровья населения. Конечно, размежевание предметов наук — не самоцель; естественно, на каких-то участках познания их интересы могут пересекать­ся, но если при этом происходит взаимообогащение знаниями, то такое пере­сечение наук можно только приветствовать.



1.3. Задачи демографии

Главная задача любой науки — познание законов развития (движения) в определенной части общества и природы. Но наряду с этим у каждой нау­ки имеются и практические задачи. Есть они и у демографии. Их три: 1) изучение тенденций и факторов демографических процессов; 2) разра­ботка демографических прогнозов; 3) разработка мероприятий демографи­ческой политики.

1. Выявление подлинных тенденций демографических процессов — во­все не простая задача, как может показаться. Нужно уметь оценить достоверность статистической информации и выбрать подходящие для каждого случая показатели (или сконструировать их). Различные показатели, в за­висимости от их индивидуальных свойств, могут совершенно по-разному характеризовать направление и интенсивность одного и того же процесса. К примеру, в один и тот же период времени одни показатели рождаемости могут свидетельствовать о ее снижении, в то время как другие совсем нао­борот — о ее росте. Аналитику необходимо установить, что же происходит в действительности — снижается рождаемость или растет? Правильная оценка особенно важна, если, к примеру, аналитик является правительст­венным экспертом по вопросам демографической политики. Надо ли пояс­нять, что оценка аналитика в данном случае будет иметь важное практиче­ское значение (разрабатывать ли какие-то планы по воздействию на рождаемость или направить усилия государства на решение более срочных проблем)? При этом важно иметь в виду, что демографические процессы обладают большой инерционностью, развиваются очень медленно (по че­ловеческим меркам), счет времени в демографии зачастую правильнее вес­ти не по годам, а по поколениям. Поэтому чрезвычайно важно вовремя уви­деть, в каком направлении развиваются демографические процессы, чтобы своевременно начать разрабатывать меры демографической политики, призванные предотвратить неблагоприятное развитие.

Не меньшее значение имеет изучение факторов демографических процессов. Говоря о факторах, чаще всего подразумевают причины явлений и процессов. В словарях чаще всего между фактором и причиной не проводится принципиального различия1. Между тем в языках разных наук упо­требление этих двух важнейших понятий различается. «Причина» — поня­тие философское, обозначающее сущность, порождающую определенное следствие. Причина действует объективно, независимо от сознания позна­ющего субъекта, следовательно, далеко не всегда проявляет себя на повер­хности явлений, зачастую трудно узнаваема. Между тем главные цели лю­бой науки — познание подлинных причин изучаемых проблем, ибо только воздействуя на фактические причины, можно получить желаемые следст­вия.


В философских науках почти не используется понятие «фактор». Зато в статистике, с которой демография состоит в давнем родстве, напротив, предпочитают говорить о факторах, а не о причинах. Это потому, что статистика пытается установить причинно-следственные связи путем измере­ния корреляционных зависимостей между явлениями. При этом зачастую остается неясным, какое из взаимосвязанных явлений — причина, а ка­кое — следствие (они все могут быть следствием причин, оставшихся вне пределов наблюдения). В отличие от философии статистика всегда имеет дело с видимыми, измеряемыми предметами (явлениями) и процессами, в которых причинно-следственные связи устанавливаются не непосредст­венно, а по их внешним индикаторам (показателям).

Такими внешними индикаторами, признаками причин (следами причин) и являются факторы (факторные признаки). Когда механизм причинно-следственной связи достаточно хорошо известен, нет необходимости говорить о факторах процесса, можно говорить непосредственно о при­чинах (хотя можно и ошибиться, и это часто бывает, когда за причину принимают нечто похожее на нее, отвечающее собственным представле­ниям о ней). О факторах в статистике говорят обычно в тех случаях, когда роль той или иной причины определена недостаточно или вообще только предполагается. Таким образом, фактор есть статистически наблюдае­мое отражение причины. В отличие от причины фактор всегда наблюда­ем (измеряем). В этом и состоит различие между ними. И это обстоятельст­во нисколько не принижает значение фактора как элемента, ступени на пути к познанию причины.

2. На основе изучения тенденций демографических процессов и причинно-следственных связей демографических процессов с другими обще­ственными процессами демографы разрабатывают прогнозы будущих из­менений численности и структуры населения. Эти прогнозы нужны не только самим демографам для оценки вероятного характера демографического развития. Очень немногие за пределами узкого круга демографов знают, что именно на демографические прогнозы в большой степени опи­рается планирование всего народного хозяйства: производства товаров и услуг, жилищного и коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учрежде­ний, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и проч. Демографические прогнозы охватывают фактически весь хозяйственный и военный потенциал страны. Вот поэтому в недавнем прошлом они храни­лись за семью печатями. Их даже не разрешалось разрабатывать без специ­ального разрешения «органов»1. В немалой степени по той же причине по­добные прогнозы сегодня мало кому известны за пределами очень узкого круга специалистов, хотя, думается, должны быть предметом обсуждения широкого круга общественности.