ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.03.2024
Просмотров: 1565
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Тема 1 Предмет, задачи и методы демографии
1.1. Краткая история становления демографии
1.4. Методы исследования в демографии
1.5. Специализация внутри демографии
Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах
2.1.1. Определение переписи населения
2.1.2. Основные принципы современной переписи населения
2.1.3. Краткая история переписей населения в мире
2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России
Учеты населения (ревизии) в России в XVIII
2.1.5. Программа переписи населения
2.1.6. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года
Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.
2.1.7. Правовая основа переписи населения
2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)
2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения
2.1.10. Программа разработки материалов
2.1.11. Массово-разъяснительная работа среди населения
2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
2.4. Выборочные и специальные обследования
Тема з Численность и структура населения
3.2. Структура населения по полу
Половая структура населения России3
3.3. Возрастная структура населения
3.3.1. Половозрастные пирамиды
3.3.2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения
Режиму воспроизводства населения
3.3.3. Демографическое старение населения
Индекс демографической старости населения России (в процентах)
3.4. Брачная структура населения
3.4.1. Методы реального и условного поколения
Число лет, прожитых в определенном брачном состоянии
3.5 Семейная структура населения
Распределение семей в России по размерам (по итогам
Тема 4 Общие коэффициенты естественного движения населения
Тема 5 Рождаемость и репродуктивное поведение
Формула расчета специального коэффициента рождаемости выглядит так:
5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости
5.3. Рождаемость и плодовитость
5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости
Возрастные коэффициенты рождаемости (ссср (1926—1927, 1958—1959 гг.), России (1995 г.)
5.5. Брачная и внебрачная рождаемость
5.6. Суммарный коэффициент рождаемости
Возрастные и суммарный коэффициенты рождаемости в России в 1995 г.
5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей
5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости
5.10. Динамика уровня рождаемости в мире
Общий и суммарный коэффициенты рождаемости в мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.
5.11. Динамика уровня рождаемости в России, ссср и снова в России
Компоненты изменений общего коэффициента рождаемости в
Россия, все население, 1995 г.
5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер)
Минимальные коэффициенты брачной естественной рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт
Факторная структура изменений общего коэффициента
5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости
Специальные коэффициенты брачной рождаемости в ряде европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на
1000 Замужних женщин в возрасте 15—49 лет)2
5.15. Изучение репродуктивного поведения
5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения
Желаемое и ожидаемое число детей у женщин России
5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости
5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей
5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей
Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
6.1. Возрастные коэффициенты смертности
6.2. Коэффициент младенческой смертности
Структура уровня младенческой смертности в России по основным классам причин смерти
6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности
6.4. Методы стандартизации коэффициентов
Расчет факторов изменения уровня смертности в России в 1990—1995 гг.
6.4.1. Прямой метод стандартизации
6.4.2. Косвенный метод стандартизации
6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще
6.6. Расчет кратких таблиц смертности
Расчет таблиц смертности мужского населения России в 1995 году
6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности
6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни
Для достигших начала каждого возрастного интервала
6.9. Показатели смертности по причинам смерти
6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти
6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни
6.12. Самосохранительное поведение
Тема 7 Естественный рост и воспроизводство населения
7.1. Общий коэффициент естественного прироста
7.2. Показатели воспроизводства населения
7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения
Тема 8 Демографическое прогнозирование
8.1. Прогнозирование общей численности населения
8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения
Иллюстративный прогноз численности и половозрастной структуры населения России до
2027 Года методом возрастной передвижки
Иллюстративный прогноз числа рождений в России в 1998—2026 гг.
8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде
Приложение Программа курса «Демография» Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах
Тема 3. Численность и структура населения
Тема 4. Показатели естественного движения населения
Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Распределение учебных часов по курсу «Демография»
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
1.2. Предмет демографии
Подлинной целью исследования для любой науки является раскрытие законов (причинно-следственных связей) развития в той области бытия, которая составляет ее предмет. В свою очередь, познание законов развития немыслимо без предварительного установления (выявления) закономерностей, т.е. объективно существующих, повторяющихся, устойчивых связей между явлениями, этого развития. Именно в закономерностях проявляются законы развития (хотя зафиксировать это проявление возможно далеко не всегда и чаще всего не просто. Именно этим и занимается любая наука).
Теперь, наконец, можно сформулировать определение предмета демографии таким образом:
Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения.
Можно было бы к этому еще добавить: в их общественно-исторической обусловленности. Но можно и не добавлять, потому что законы общественного развития (а законы демографического развития — неотъемлемая часть законов общественного развития) иначе как в общественно-исторической обусловленности познать невозможно. Такое добавление делается обычно как бы для подстраховки, с целью лишний раз подчеркнуть по преимуществу социальный характер демографических процессов и указать на место демографии среди общественных наук.
Население в демографии также понимается специфически. Это не любая совокупность людей, но совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Т. е. это достаточно большая численность людей, обладающая богатой структурой, необходимой для непрерывного возобновления этой совокупности. Способность к самовоспроизводству — главное качество, определяющее население именно как демографическую категорию, отличающее его от других совокупностей людей, например, таких, как производственный коллектив, жильцы дома и т. п.
Здесь надо разъяснить одно недоразумение, которое часто встречается в произведениях или публичных выступлениях писателей или ученых, далеких от демографии, в отношении понятия «население». В этих высказываниях население как нечто бездуховное, безличностное противопоставляется такой, якобы более духовной и личностной категории, как народ или общество. Подобное отношение к категории «население» совершенно безосновательно и несправедливо (хотя действительно население в демографии рассматривается иногда в отрыве от его личностных характеристик). Население и народ — это просто разные качественные свойства одного и того же общества, научные абстракции, необходимые в их изучении. К. Маркс писал во введении к «Капиталу»: «Население — это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы опять-таки пустой звук, если я не знаю тех основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала т.д.»1. Этот ряд можно было бы продолжить, т.е. и классы, и труд, и капитал, и народ, и общество в целом — все это не более чем научные абстракции. И ничего унизительного в таких абстракциях нет, если грамотно ими пользоваться.
Наиболее спорным, очевидно, может показаться исключение из предмета демографии миграционных процессов. Почти все учебники по демографии, как отечественные2, так и зарубежные, содержат разделы о методах исследования миграции населения. Однако это лишь пережиток времен универсальной статистики, пытавшейся охватить все общество целиком. Фактически же включение миграции в предмет демографии всегда было лишь декларативным. На деле всегда существовало зримое «разделение труда» между учеными, изучавшими естественное воспроизводство населения, и теми, кто изучал миграционные процессы. Между миграцией и воспроизводством населения есть существенные качественные различия, обуславливающие соответствующие различия и в методах исследования, и в профессиональной подготовке исследователей. Эти процессы различаются и по характеру воздействующих на них факторов. Так, в миграционных процессах значительно сильнее, чем в воспроизводственных, роль географических факторов (природных условий, климата, размещения производства, социальной инфраструктуры и т. п.). В воспроизводственных же процессах более значительна по сравнению с миграционными процессами роль биологических факторов. Миграция населения — это прежде всего миграция рабочей силы. Поэтому при изучении миграционных процессов очень важны знания в области экономики и социологии труда, которые при изучении воспроизводства населения малоприменимы. В целом же, конечно, между миграционными и воспроизводственными процессами существует взаимодействие (как между предметом и фактором, воздействующим на предмет исследования). Миграция оказывает влияние на рождаемость, брачность, здоровье и смертность мигрирующих масс людей и в этом качестве изучается в демографии (вернее будет сказать — должна изучаться) как один из факторов воспроизводства населения. В свою очередь уровень рождаемости, семейный состав населения, уровень здоровья и жизнеспособности населения оказывает влияние на его миграционную подвижность (т.е. является фактором миграционной подвижности населения).
Тесно переплетается предмет демографии с другой близкой ей наукой — социальной гигиеной — главным образом при изучении проблем смертности и продолжительности жизни. Многие выдающиеся специалисты-медики были и являются выдающимися учеными и в области проблем демографии (С.А. Новосельский, В.В. Паевский, С.А. Томилин, П.И. Куркин, А.М. Мерков, Е.А. Садвокасова, М.С. Бедный и др.). Тем не менее различие между предметами двух смежных наук — социальной гигиены и демографии — существует, и оно достаточно четко. Демография изучает воспроизводство населения, социальная гигиена — его здоровье. Соответственно различаются и цели изучения смертности. В демографии она изучается как компонент воспроизводства населения, в социальной гигиене — как обратный показатель здоровья населения. Конечно, размежевание предметов наук — не самоцель; естественно, на каких-то участках познания их интересы могут пересекаться, но если при этом происходит взаимообогащение знаниями, то такое пересечение наук можно только приветствовать.
1.3. Задачи демографии
Главная задача любой науки — познание законов развития (движения) в определенной части общества и природы. Но наряду с этим у каждой науки имеются и практические задачи. Есть они и у демографии. Их три: 1) изучение тенденций и факторов демографических процессов; 2) разработка демографических прогнозов; 3) разработка мероприятий демографической политики.
1. Выявление подлинных тенденций демографических процессов — вовсе не простая задача, как может показаться. Нужно уметь оценить достоверность статистической информации и выбрать подходящие для каждого случая показатели (или сконструировать их). Различные показатели, в зависимости от их индивидуальных свойств, могут совершенно по-разному характеризовать направление и интенсивность одного и того же процесса. К примеру, в один и тот же период времени одни показатели рождаемости могут свидетельствовать о ее снижении, в то время как другие совсем наоборот — о ее росте. Аналитику необходимо установить, что же происходит в действительности — снижается рождаемость или растет? Правильная оценка особенно важна, если, к примеру, аналитик является правительственным экспертом по вопросам демографической политики. Надо ли пояснять, что оценка аналитика в данном случае будет иметь важное практическое значение (разрабатывать ли какие-то планы по воздействию на рождаемость или направить усилия государства на решение более срочных проблем)? При этом важно иметь в виду, что демографические процессы обладают большой инерционностью, развиваются очень медленно (по человеческим меркам), счет времени в демографии зачастую правильнее вести не по годам, а по поколениям. Поэтому чрезвычайно важно вовремя увидеть, в каком направлении развиваются демографические процессы, чтобы своевременно начать разрабатывать меры демографической политики, призванные предотвратить неблагоприятное развитие.
Не меньшее значение имеет изучение факторов демографических процессов. Говоря о факторах, чаще всего подразумевают причины явлений и процессов. В словарях чаще всего между фактором и причиной не проводится принципиального различия1. Между тем в языках разных наук употребление этих двух важнейших понятий различается. «Причина» — понятие философское, обозначающее сущность, порождающую определенное следствие. Причина действует объективно, независимо от сознания познающего субъекта, следовательно, далеко не всегда проявляет себя на поверхности явлений, зачастую трудно узнаваема. Между тем главные цели любой науки — познание подлинных причин изучаемых проблем, ибо только воздействуя на фактические причины, можно получить желаемые следствия.
В философских науках почти не используется понятие «фактор». Зато в статистике, с которой демография состоит в давнем родстве, напротив, предпочитают говорить о факторах, а не о причинах. Это потому, что статистика пытается установить причинно-следственные связи путем измерения корреляционных зависимостей между явлениями. При этом зачастую остается неясным, какое из взаимосвязанных явлений — причина, а какое — следствие (они все могут быть следствием причин, оставшихся вне пределов наблюдения). В отличие от философии статистика всегда имеет дело с видимыми, измеряемыми предметами (явлениями) и процессами, в которых причинно-следственные связи устанавливаются не непосредственно, а по их внешним индикаторам (показателям).
Такими внешними индикаторами, признаками причин (следами причин) и являются факторы (факторные признаки). Когда механизм причинно-следственной связи достаточно хорошо известен, нет необходимости говорить о факторах процесса, можно говорить непосредственно о причинах (хотя можно и ошибиться, и это часто бывает, когда за причину принимают нечто похожее на нее, отвечающее собственным представлениям о ней). О факторах в статистике говорят обычно в тех случаях, когда роль той или иной причины определена недостаточно или вообще только предполагается. Таким образом, фактор есть статистически наблюдаемое отражение причины. В отличие от причины фактор всегда наблюдаем (измеряем). В этом и состоит различие между ними. И это обстоятельство нисколько не принижает значение фактора как элемента, ступени на пути к познанию причины.
2. На основе изучения тенденций демографических процессов и причинно-следственных связей демографических процессов с другими общественными процессами демографы разрабатывают прогнозы будущих изменений численности и структуры населения. Эти прогнозы нужны не только самим демографам для оценки вероятного характера демографического развития. Очень немногие за пределами узкого круга демографов знают, что именно на демографические прогнозы в большой степени опирается планирование всего народного хозяйства: производства товаров и услуг, жилищного и коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учреждений, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и проч. Демографические прогнозы охватывают фактически весь хозяйственный и военный потенциал страны. Вот поэтому в недавнем прошлом они хранились за семью печатями. Их даже не разрешалось разрабатывать без специального разрешения «органов»1. В немалой степени по той же причине подобные прогнозы сегодня мало кому известны за пределами очень узкого круга специалистов, хотя, думается, должны быть предметом обсуждения широкого круга общественности.