ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.03.2024
Просмотров: 1489
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Тема 1 Предмет, задачи и методы демографии
1.1. Краткая история становления демографии
1.4. Методы исследования в демографии
1.5. Специализация внутри демографии
Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах
2.1.1. Определение переписи населения
2.1.2. Основные принципы современной переписи населения
2.1.3. Краткая история переписей населения в мире
2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России
Учеты населения (ревизии) в России в XVIII
2.1.5. Программа переписи населения
2.1.6. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года
Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.
2.1.7. Правовая основа переписи населения
2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)
2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения
2.1.10. Программа разработки материалов
2.1.11. Массово-разъяснительная работа среди населения
2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
2.4. Выборочные и специальные обследования
Тема з Численность и структура населения
3.2. Структура населения по полу
Половая структура населения России3
3.3. Возрастная структура населения
3.3.1. Половозрастные пирамиды
3.3.2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения
Режиму воспроизводства населения
3.3.3. Демографическое старение населения
Индекс демографической старости населения России (в процентах)
3.4. Брачная структура населения
3.4.1. Методы реального и условного поколения
Число лет, прожитых в определенном брачном состоянии
3.5 Семейная структура населения
Распределение семей в России по размерам (по итогам
Тема 4 Общие коэффициенты естественного движения населения
Тема 5 Рождаемость и репродуктивное поведение
Формула расчета специального коэффициента рождаемости выглядит так:
5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости
5.3. Рождаемость и плодовитость
5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости
Возрастные коэффициенты рождаемости (ссср (1926—1927, 1958—1959 гг.), России (1995 г.)
5.5. Брачная и внебрачная рождаемость
5.6. Суммарный коэффициент рождаемости
Возрастные и суммарный коэффициенты рождаемости в России в 1995 г.
5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей
5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости
5.10. Динамика уровня рождаемости в мире
Общий и суммарный коэффициенты рождаемости в мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.
5.11. Динамика уровня рождаемости в России, ссср и снова в России
Компоненты изменений общего коэффициента рождаемости в
Россия, все население, 1995 г.
5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер)
Минимальные коэффициенты брачной естественной рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт
Факторная структура изменений общего коэффициента
5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости
Специальные коэффициенты брачной рождаемости в ряде европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на
1000 Замужних женщин в возрасте 15—49 лет)2
5.15. Изучение репродуктивного поведения
5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения
Желаемое и ожидаемое число детей у женщин России
5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости
5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей
5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей
Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
6.1. Возрастные коэффициенты смертности
6.2. Коэффициент младенческой смертности
Структура уровня младенческой смертности в России по основным классам причин смерти
6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности
6.4. Методы стандартизации коэффициентов
Расчет факторов изменения уровня смертности в России в 1990—1995 гг.
6.4.1. Прямой метод стандартизации
6.4.2. Косвенный метод стандартизации
6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще
6.6. Расчет кратких таблиц смертности
Расчет таблиц смертности мужского населения России в 1995 году
6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности
6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни
Для достигших начала каждого возрастного интервала
6.9. Показатели смертности по причинам смерти
6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти
6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни
6.12. Самосохранительное поведение
Тема 7 Естественный рост и воспроизводство населения
7.1. Общий коэффициент естественного прироста
7.2. Показатели воспроизводства населения
7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения
Тема 8 Демографическое прогнозирование
8.1. Прогнозирование общей численности населения
8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения
Иллюстративный прогноз численности и половозрастной структуры населения России до
2027 Года методом возрастной передвижки
Иллюстративный прогноз числа рождений в России в 1998—2026 гг.
8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде
Приложение Программа курса «Демография» Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах
Тема 3. Численность и структура населения
Тема 4. Показатели естественного движения населения
Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Распределение учебных часов по курсу «Демография»
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
3. Ну и наконец, на основе познания реальных тенденций демографических процессов, на основе установления их причинно-следственных связей с другими общественными процессами, на основе демографических (а также социально-экономических, военно-политических и других) прогнозов и планов определяются цели и меры демографической и социальной политики. Следует подчеркнуть, что разработка программ демографической политики не является уделом только демографов. Разработка программ демографического развития должна носить комплексный характер, охватывать широкий круг факторов общественной жизни, учитывать многообразные и многоаспектные последствия демографических процессов. Поэтому кроме демографов в разработке мероприятий демографической политики непременно должны участвовать экономисты, финансисты, юристы, социологи, психологи, медики, специалисты по рекламе и, вероятно, еще многие другие специалисты.
Отсюда виден широкий круг знаний, привлекаемых к решению демографических проблем. Рамки предмета демографии, которые некоторые ученые называют «узкими», вовсе не ограничивают комплекса методов, используемых в демографии для познания закономерностей и законов демографического развития.
1.4. Методы исследования в демографии
Демография в исследовании своего предмета — естественного воспроизводства населения — использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические. Объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди или события, но сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий. Такие совокупности называются статистическими фактами. Демография стремится установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и факторного анализа. В демографии используются и другие статистические методы, в частности выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы выравнивания, табличный и другие.
Процессы воспроизводства населения связаны между собой иногда простыми, иногда довольно сложными количественными соотношениями, что обуславливает применение многих математических методов для измерения одних демографических характеристик по данным о других характеристиках. Выше уже говорилось о том, что еще Граунт открыл возможность на основе данных о числе родившихся и умерших определить численность и возрастной состав населения. Это пример математической взаимосвязи между демографическими параметрами населения. Сегодня в демографии широко используются математические модели населения, с помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных, полученных путем непосредственного наблюдения, можно получить достаточно полное и достоверное представление об истинном состоянии воспроизводства населения. В некоторых случаях с помощью математических моделей можно получить более достоверные данные, чем с помощью непосредственного статистического учета. Кстати, к разряду математического моделирования в демографии относятся и уже упоминавшиеся в связи с именем Граунта вероятностные таблицы смертности, а также и демографические прогнозы, которые представляют собой один из видов математического моделирования.
Наконец, в последнюю четверть века (у нас в стране, а на Западе уже более полувека) в демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.
1.5. Специализация внутри демографии
По мере развития демографических исследований, расширения круга факторов, привлекаемых демографией для объяснения взаимосвязей демографических процессов с другими общественными процессами, расширяется и методический аппарат, используемый демографией в своих исследованиях. Сотрудничество с другими науками в исследовании своего предмета, привлечение специалистов из других наук для тех же целей (т.е. исследования проблем естественного воспроизводства населения) привело к возникновению внутри демографии ряда ее отраслей (или разделов), объединенных общим предметом, но различающихся по кругу изучаемых факторов, воздействующих на этот предмет, и, соответственно, различающихся методами исследования. В этом, кстати, демография не отличается от большинства естественных и общественных наук, разве лишь тем, что она в этом отношении сильно отстала от них.
Сегодня мы обычно говорим не о физике, математике, экономике, медицине и т.д., а о физических, экономических, медицинских и других науках. Такой же процесс специализации происходит и в социологии, в которой выделяются такие ее разделы, как социология личности, труда, семьи, образования и культуры, религии и т.п. Уже ушли в прошлое времена, когда и статистика была универсальной наукой и одни и те же ученые занимались и проблемами населения, и проблемами сельского хозяйства, промышленности, трудовых ресурсов, культуры, жилищного строительства, торговли и т.д. Сегодня изучение этих качественно различных предметов статистики настолько углубилось, а методы исследования так расширились и усложнились, что специалисты разных отраслей одной науки — статистики — зачастую не понимают язык друг друга.
Такой же процесс специализации происходит и в демографии. Во многом он обусловлен еще и тем обстоятельством, что кадры демографов привлекаются из других, смежных с демографией наук, поскольку специального демографического образования в нашей стране пока не существует (за исключением подготовки небольшого количества демостатистиков и политэкономистов с «демографическим уклоном». Внутри демографии стихийно выделяются такие отрасли, как демографическая статистика (или иначе — статистика населения), экономическая, математическая, историческая, этническая, социологическая демографии (вероятно, это не полный перечень подобных дисциплин). Из названий этих отраслей можно видеть, что они образуются на стыках демографии с другими, смежными науками и выражают связь предмета демографии с методами смежных наук, чьи предметы выступают в демографии в качестве факторов. Представляется, что в наименовании этих отраслей демографии должен выдерживаться следующий принцип, который фактически уже используется в других науках со сложной внутренней структурой: существительное (в данном случае демография) обозначает предмет науки (естественное воспроизводство населения), прилагательное (экономическая, математическая, историческая и т. д.) — науку, знания которой используются как факторы в исследовании предмета демографии. Смысл такого принципа состоит в том, чтобы уже из названия отраслевой науки была видна ее специализация и предметная область, к которой она принадлежит. Это важно потому, что обозначается специфика профессиональной компетенции исследователя, т.е. указывается, в какой конкретно ограниченной предметной области от специалиста можно ожидать определенного уровня профессиональной квалификации.
Иногда такой принцип наименования отраслевой науки не удается строго выдержать из-за языковых трудностей (если название не получается достаточно благозвучным), но пока это редкие случаи.
Например, статистика населения (демографическая статистика) в соответствии с вышеобозначенным принципом звучит как отрасль статистики, а в демографии должна была бы называться статистической демографией. Но, во-первых, словосочетание «статистическая демография» — непривычно (хотя и возможно). А во-вторых, и в главных, статистика населения — наименование, уже ставшее традиционным, сохранившееся с тех времен, когда демография еще не выделялась в качестве самостоятельной науки и развивалась в русле универсальной науки статистики. По мере отраслевой дифференциации статистики внутри нее выделилась демографическая статистика (статистика населения), которая в процессе становления демографии перешла в ее ведение, уже как ее отрасль. Думается, что традиционное, привычное название демографической статистики не стоит менять.
Демографическая статистика — старейшая отрасль демографии (пожалуй, и всей системы статистических наук). Ее частным предметом является изучение статистических закономерностей воспроизводства населения (не будем каждый раз говорить о естественном воспроизводстве населения, но будем его подразумевать). В задачу демографической статистики входит разработка методов статистического наблюдения и измерения демографических явлений и процессов, сбор и первичная обработка статистических материалов о воспроизводстве населения.
Определенной ступени развития достигла математическая демография, предметом которой является разработка и применение математических методов для изучения взаимосвязей демографических явлений и процессов, их моделирования и прогнозирования. В числе демографических моделей — вероятностные таблицы смертности, брачности, рождаемости, модели стационарного и стабильного населения, имитационные модели демографических процессов и т. п.
Историческая демография изучает состояние и динамику демографических процессов в истории стран и народов, а также историю развития самой демографической науки.
К исторической демографии примыкает этническая демография, изучающая этнические особенности (факторы) воспроизводства населения. Известно, что этнические особенности бытового уклада жизни народов, обычаи, традиции, структура семейных отношений оказывают существенное влияние на уровень рождаемости (число детей в семье), на состояние здоровья и среднюю продолжительность жизни, особенности брачности и прочности брака.
Экономическая демография исследует экономические факторы воспроизводства населения. Под экономическими факторами здесь понимается вся совокупность экономических условий жизни общества, их влияние на темпы роста населения, уровень рождаемости и смертности, брачности, на формирование и устойчивость семьи и т. п.
Довольно быстро в последнюю четверть века развивается социологическая демография, изучающая влияние социологических и социально-психологических факторов на волевые, субъективные действия людей в демографических процессах.
Можно было бы назвать еще ряд демографических отраслей (медицинская, политическая, юридическая, военная и др.). С другой стороны, в смежных с демографией науках уже существуют, хотя еще не всегда четко определены, научные отрасли экономических, социологических, исторических и других наук, для которых воспроизводство населения, различные его аспекты выступают в качестве факторов, воздействующих на процессы, составляющие предмет исследования этих наук. Можно пояснить это утверждение следующим примером. Социальная мобильность, т.е. перемещения людей в социальной структуре общества1, оказывает влияние на их решение, скажем, родить или нет в ближайшие годы еще одного ребенка, писать диссертацию или поберечь свое здоровье. В этом случае социальная мобильность рассматривается как фактор в демографическом исследовании. Напротив, число детей в семье, само наличие семьи могут способствовать — или в современном обществе, скорее, мешать карьере — особенно женщины. В этом случае демографическая компонента является фактором социальной мобильности, которая входит в предмет исследования социологии.