ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2024

Просмотров: 1476

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

В. А. Борисов демография

Оглавление

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование

Введение

Тема 1 Предмет, задачи и методы демографии

1.1. Краткая история становления демографии

1.2. Предмет демографии

1.3. Задачи демографии

1.4. Методы исследования в демографии

1.5. Специализация внутри демографии

Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах

2.1. Переписи населения

2.1.1. Определение переписи населения

2.1.2. Основные принципы современной переписи населения

2.1.3. Краткая история переписей населения в мире

2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России

Учеты населения (ревизии) в России в XVIII

2.1.5. Программа переписи населения

2.1.6. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года

Вопрос 4: место рождения. В сочетании с другими данными ответы на этот вопрос характеризуют миграцию населения.

Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.

2.1.7. Правовая основа переписи населения

2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)

2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения

2.1.10. Программа разработки материалов

2.1.11. Массово-разъяснительная работа среди населения

2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения

2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения

2.4. Выборочные и специальные обследования

Тема з Численность и структура населения

3.1. Численность населения

3.2. Структура населения по полу

Половая структура населения России3

3.3. Возрастная структура населения

3.3.1. Половозрастные пирамиды

3.3.2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения

Примитивный тип

Режиму воспроизводства населения

России по переписи 1959 г.

России на 1 января 1999 г.

3.3.3. Демографическое старение населения

Индекс демографической старости населения России (в процентах)

3.4. Брачная структура населения

Мужчины

Женщины

3.4.1. Методы реального и условного поколения

Расчет числа лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения в возрастном интервале от 16 до 50 лет в России (по данным Всесо­юзной переписи населения 1989 года)

Число лет, прожитых в определенном брачном состоянии

3.5 Семейная структура населения

Распределение семей в России по размерам (по итогам

Изменение структуры семей по демографическим типам в Российской Феде­рации за 1959—1994 гг. (по материалам Всесоюзных переписей населения и микропереписи 1994 г.)

3.6. Семья и домохозяйство

Тема 4 Общие коэффициенты естественного движения населения

Тема 5 Рождаемость и репродуктивное поведение

Формула расчета специального коэффициента рождаемости выглядит так:

5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости

5.3. Рождаемость и плодовитость

5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости

Возрастные коэффициенты рождаемости (ссср (1926—1927, 1958—1959 гг.), России (1995 г.)

5.5. Брачная и внебрачная рождаемость

5.6. Суммарный коэффициент рождаемости

Возрастные и суммарный коэффициенты рождаемости в России в 1995 г.

5.7. Критическое значение итогового числа рожденных детей, соответствующее границе простого воспроизводства населения, в расчете на одну брачную пару (в среднем)

5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей

5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости

Суммарные коэффициенты рождаемости в отдельных странах мира с учетом вероятности дожития новорожденных до 15 лет (1990—1994 гг.)

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в ссср Россия с учетом изменения уровня детской смертности

5.10. Динамика уровня рождаемости в мире

Общий и суммарный коэффициенты рождаемости в мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.

5.11. Динамика уровня рождаемости в России, ссср и снова в России

Расчет индексов динамики общего коэффициента рождаемости в России в 1990—1995 гг. (в процентах к величине коэффициента в 1990 г.).

Компоненты изменений общего коэффициента рождаемости в

5.12. Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости, дифференцированных по очередности рождения детей у матери

Россия, все население, 1995 г.

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в России, дифференцированного по очередности рождения детей у матери, 1985— 1995 гг.

Все население

Городское население

Сельское население

5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер)

Минимальные коэффициенты брачной естественной рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт

Общие коэффициенты рождаемости (окр), гипотетический минимум естест­венной рождаемости (гмер) и степень реализации гмер в России

Все население

Городское население

Сельское население

Факторная структура изменений общего коэффициента

Общие коэффициенты рождаемости (окр), гипотетический минимум естест­венной рождаемости (гмер) и степень реализации гмер в отдельных странах мира

5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости

Специальные коэффициенты брачной рождаемости в ряде европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на

1000 Замужних женщин в возрасте 15—49 лет)2

Первое крупное исследование дифференциальной рождаемости в ссср было проведено органами государственной бюджетной статистики в 1934 г.

5.15. Изучение репродуктивного поведения

Среднее идеальное, желаемое и ожидаемое число детей (по материалам обследований, проведенных Отделом демографии Института социологии ран в 1984 г.1)

5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения

Желаемое и ожидаемое число детей у женщин России

5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости

5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей

5.19. Демографические и социальные последствия длительного сохранения массовой малодетности российского общества

5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей

Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

6.1. Возрастные коэффициенты смертности

6.2. Коэффициент младенческой смертности

Структура уровня младенческой смертности в России по основным классам причин смерти

6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности

6.4. Методы стандартизации коэффициентов

Расчет факторов изменения уровня смертности в России в 1990—1995 гг.

6.4.1. Прямой метод стандартизации

6.4.2. Косвенный метод стандартизации

Стандартизация общих коэффициентов смертности мужского и женского на­селения России в 1995 г. Косвенным методом

6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще

6.6. Расчет кратких таблиц смертности

Расчет таблиц смертности мужского населения России в 1995 году

6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности

Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения (для новорожденных) в России и отдельных странах мира в 1997 году

6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни

Для новорожденных

Для достигших начала каждого возрастного интервала

6.9. Показатели смертности по причинам смерти

Классам причин смерти и их удельный вес в процентах к общему коэффициенту, записанному в процентимилле)

Мужчины

Женщины

Стандартизованные по возрасту показатели смертности по причинам смерти в России и сша в 1992 г. (число умерших на 100 000 жителей)3

6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти

6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни

6.12. Самосохранительное поведение

Тема 7 Естественный рост и воспроизводство населения

7.1. Общий коэффициент естественного прироста

7.2. Показатели воспроизводства населения

Расчет нетто-коэффициента воспроизводства населения России за 1996 г. И среднего возраста матерей при рождении дочерей

7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения

Расчеты нетто-коэффициента воспроизводства населения России при уровне рождаемости 1996 года и различных гипотезах об уровне смертности

Тема 8 Демографическое прогнозирование

8.1. Прогнозирование общей численности населения

8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения

Иллюстративный прогноз численности и половозрастной структуры населе­ния России до

2027 Года методом возрастной передвижки

Мужчины

Женщины

Иллюстративный прогноз числа рождений в России в 1998—2026 гг.

8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде

Заключение

Рекомендуемая литература

Приложение Программа курса «Демография» Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии

Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах

Тема 3. Численность и структура населения

Тема 4. Показатели естественного движения населения

Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование

Распределение учебных часов по курсу «Демография»

Оглавление

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование


5.15. Изучение репродуктивного поведения

Исследования, основанные на методах опроса мнений, подошли вплотную к тому, чтобы начать изучение психологических аспектов, связанных с рождаемостью. Но следующий шаг за пределы своей профессии исследователи, видимо, не решились сделать. А без этого невозможно было про­двинуться в направлении понимания причин малодетности. Дело в том, что специфика статистического изучения основана главным образом на применении метода корреляционного анализа. Однако корреляционный анализ показывает лишь само наличие и тесноту связи между социальными явлениями, но не раскрывает причинно-следственный характер этой связи, т.е. не отвечает на вопрос, что является подлинной причиной данной корреляционной зависимости. Причиной может быть третья величина, оказы­вающаяся за пределами наблюдения. Поясню таким примером. Исследова­ния показывают, что более образованные женщины рожают в среднем меньше детей, чем менее образованные. Однако вполне очевидно, что не само по себе образование является причиной ограничения рождаемости, хотя и были попытки объяснить низкую рождаемость у образованных жен­щин тем, что они лучше необразованных умеют обращаться со средствами контрацепции, что у них меньше свободного времени, чем у менее образо­ванных, что у них другой круг интересов. Последнее ближе всего к истине. Но все равно не хватает объяснения — почему? Почему с повышением уровня образования женщин у них ослабевает интерес к рождению детей? И если признать, что причина подобного ослабления потребности иметь несколько детей кроется именно в образовании, то так скоро можно дойти до мысли об ограничении права женщин на образование в интересах спасе­ния нации от вымирания. Мало того, что подобное решение было бы реак­ционным, оно не могло быть эффективным, не привело бы к повышению рождаемости потому, что причины ослабления потребности женщины (вернее, семьи) в числе детей связаны с образованием женщин не прямо, не непосредственно, а косвенно, опосредованно, через систему социальных ценностей и норм, необходимость следования которым и вызывает нега­тивные изменения в структуре потребностей семьи и женщины.

Специальные исследования показали также, что для эффективного контроля рождаемости уровень образования вовсе не является необходимым условием. Тем более, что методы, которыми еще недавно пользовалось большинство и до сих пор пользуются многие, в основном очень примитивны. Скажем, один из основных — так называемый метод прерывания полового сношения до начала семяизвержения, метод, который не требует никакого образования, но зависит почти исключительно от силы мотивации к предотвращению беременности. И мы снова приходим к вопросу: какие силы порождают мотивацию к ограничению рождаемости?


Исследования факторов рождаемости, проводившиеся преимущественно специалистами в области статистики и статистическими методами, фак­тически были ориентированы в основном на поиск объективных причин, вынуждающих женщин (семью) ограничивать число своих детей. При этом исследователи исходили из подсознательного допущения о «естест­венном» характере репродуктивной мотивации женщин, о «естественном» желании любой женщины иметь много детей, которое ограничивается лишь нехваткой внешних условий, необходимых для удовлетворения тако­го желания. Позднее такая исследовательская ориентация получила наиме­нование концепции (или парадигмы) помех. Согласно такой концепции, для повышения рождаемости нужно было только выяснить, какие конкрет­ные условия жизни мешают людям (женщинам) удовлетворить свои есте­ственные потребности в большом числе детей, и с помощью мер социаль­ной политики устранить эти препятствия. И тогда, казалось, рождаемость автоматически повысится до неопределенно высокого (до желательного, «оптимального») уровня. К середине 1970-х гг. становится ясно, в немалой степени именно в результате исследований, основанных на изучении мне­ний о наилучшем и планируемом семьями числе детей, что это не совсем так, что большинство семей имеет довольно четкое представление о числе детей, которое они хотели бы иметь, и это число вполне конечное и разли­чается в разных социальных группах. Многие исследования, особенно наи­более крупные, проведенные демографами НИИ ЦСУ СССР, показали, что не только фактическое число детей в семьях обратно пропорционально уровню благосостояния, но и желаемое, и ожидаемое (планируемое) в среднем оказывается в обратной пропорции к материальным условиям жизни семей. Эти результаты показали недостаточность корреляционного измерения связи между условиями жизни и числом детей в семье, минуя фактически самого человека, рождающего этих детей, всю совокупность психофизической деятельности человека, связанной с деторождением. Та­кая деятельность получила наименование репродуктивного поведения.

Репродуктивное поведение — система действий, отношений и психических состояний личности, связанных с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака1. Термин «репродуктивное поведение» эмоционально нейтрален, не содержит оценочной окраски, относится ко всем индивидам и брачным парам, не только к тем, кто сознательно планирует размер своей семьи, но и к тем, кто не же­лает такого планирования (неосознанно или вполне сознательно).


Репродуктивное поведение является частью общего поведения личности или группы людей (одним из видов которой является семья), относя­щейся предметно к определенной области жизни, а именно — к рождению (или нерождению) детей. Это довольно широкая область человеческой жизни, требующая от каждого человека много внимания и усилий (незави­симо от размеров своих репродуктивных желаний).

Как и всякое другое поведение, репродуктивное поведение представляет собой целостную по своим физическим и психическим компонентам ре­акцию на внешние и внутренние стимулы, состоящую не только из внешне проявляемых действий, но и внутренних, активных, но внешне не проявля­емых психических актов и состояний (импульсов, установок, мотивов, на­строений и т.п.). Внешними стимулами поведения являются социальные ценности и нормы1, внутренними — потребности2. Внешними стимулами репродуктивного поведения являются ценность детей и родительства для личности, семьи и общества, а также и другие социальные ценности, так или иначе связанные с репродуктивными ценностями, соответствующие этим ценностям социальные нормы детности внутренними стимулами яв­ляются потребности личности и семьи в числе детей.

Репродуктивное поведение обладает структурой, которую можно представить в виде последовательности психических компонентов: репродук­тивные потребности, установки3, мотивы, интересы, планы, решения, дей­ствия, результаты действий. В качестве результатов репродуктивных действий оказываются не обязательно рождение детей, но и противозача­точные меры, и аборты. Если мы хотим повлиять на результаты репродук­тивного поведения, то должны двигаться по указанной цепочке от ее конца к началу с тем, чтобы повлиять на формирование репродуктивных потреб­ностей в сторону гармонизации личных и общественных потребностей. Если, конечно, мы знаем, каковы эти общественные репродуктивные по­требности.

Если поведение (любое, в том числе и репродуктивное) развивается в последовательности от формирования потребностей и установок к действиям и результатам, то исследование поведения происходит, естественно, в обратной последовательности — от результатов поведения и действий к потребностям через установки и мотивы. Основными внешними индикато­рами репродуктивных установок служат три основных показателя: среднее идеальное, желаемое и ожидаемое (планируемое) число детей.

Среднее идеальное число детей характеризует представление респондента о наилучшем числе детей в семье вообще (в средней семье по стране, в городской семье, сельской, русской и т.п.), но не обязательно в своей се­мье. По мнению большинства специалистов, среднее идеальное число де­тей отражает представления людей о социальных нормах детности, о наи­лучшем числе детей при определенных обстоятельствах, жизненных условиях1. Вопрос об идеальном числе детей заимствован нашей демографией из американских исследований, где он используется часто в анкетах в такой редакции: «Какое, по вашему мнению, идеальное число детей для средней американской семьи?», причем слово «средней» в анкете подчер­кивается. В одном из первых крупнейших отечественных обследований (1969 г.), использовавших метод опроса мнений женщин, вопрос об идеа­льном числе детей задавался респондентам в следующей редакции: «Как Вы думаете, сколько детей лучше всего вообще иметь в семье?» Впослед­ствии исследователи дружно отказались от этого вопроса без особых дис­куссий на тему о его целесообразности. Очевидно, сочли его слишком аб­страктным, малопонятным для массового респондента, а потому и малоинформативным. В западных странах этот вопрос продолжает пользоваться популярностью в исследованиях репродуктивного поведения. Там он рассматривается почти как синоним другого показателя, среднего жела­емого числа детей.


Среднее желаемое число детей рассматривается как показатель, наиболее близко характеризующий индивидуальную потребность в детях (в чис­ле детей). Вопрос о желаемом числе детей предполагает выявить личные предпочтения респондентов в отношении числа детей, которое респондент хотел бы иметь в своей семье, если бы ничто не мешало ему(ей) осуществить свое желание. Этот вопрос исследователи стараются формулировать таким образом, чтобы в нем не содержалось намека на долженствование или зависимость от окружающих условий. Например, в американских ис­следованиях этот вопрос обычно задается в такой редакции: «Если бы вы могли иметь детей ровно столько, сколько хотите, какое это число могло бы быть?» В некоторых отечественных исследованиях этот вопрос звучал так: «Сколько бы вам хотелось иметь детей в семье, если бы для этого были все условия?» Некоторые исследователи критикуют такую редакцию во­проса о желаемом числе детей. Они считают, что в нашей стране имеется много людей, не способных ни в какой абстракции представить себе нали­чие всех условий сразу, якобы поэтому невольно занижающих в своих ответах желаемое число детей, ориентируясь на наилучшие из реально воз­можных условия жизни.

И, наконец, среднее ожидаемое (или планируемое) число детей, которое характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей, с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкурен­ции репродуктивных планов с другими жизненными планами и т.п. Во­прос об ожидаемом числе детей формулируется обычно таким образом: «Сколько всего детей вы собираетесь иметь?», «Сколько еще детей вы со­бираетесь иметь?», «Сколько предполагаете иметь еще детей?» Показатель ожидаемого числа детей рассматривается статистиками-демографами как имеющий наибольшее, по сравнению с двумя предыдущими показателями, практическое значение для прогнозирования тенденций рождаемости. Вероятно, поэтому он и получил наибольшее предпочтение в исследованиях факторов рождаемости, проводимых ими.

Другому индикатору — желаемому числу детей — повезло меньше. До сих пор он не заинтересовал статистиков, в том числе и ученых-демо­графов, статистиков по образованию. Они ему, кажется, не доверяют. Между тем желаемое число детей как показатель потребности личности и семьи в числе детей имеет, по крайней мере, не меньшую ценность в ана­лизе тенденций рождаемости, репродуктивной мотивации и в качестве ин­струмента прогнозирования рождаемости, чем ожидаемое число детей. В частности, по результатам многих исследований уже известно, что репро­дуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изме­няются на протяжении жизни одного поколения. Поэтому показатели сред­него желаемого числа детей в еще меньшей степени, чем соответствующие показатели ожидаемого числа детей (более чувствительные к изменени­ям социальной конъюнктуры), подвержены деформирующему влиянию возрастной структуры респондентов и, следовательно, более адекватно характеризуют репродуктивное поведение семей, чем, скажем, показатели фактической рождаемости. По тем же причинам (т.е. в силу малой изменчивости репродуктивных потребностей на протяжении жизни одного поко­ления) уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от стар­ших поколений женщин к младшим имеет прогностическое значение, указывает на вероятное снижение потребности в числе детей в недалеком будущем (через 10—15 лет), когда младшие ныне поколения женщин проживут репродуктивный период своей жизни и реализуют свои установки на число детей (обычно не полностью).