ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.03.2024
Просмотров: 1567
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Тема 1 Предмет, задачи и методы демографии
1.1. Краткая история становления демографии
1.4. Методы исследования в демографии
1.5. Специализация внутри демографии
Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах
2.1.1. Определение переписи населения
2.1.2. Основные принципы современной переписи населения
2.1.3. Краткая история переписей населения в мире
2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России
Учеты населения (ревизии) в России в XVIII
2.1.5. Программа переписи населения
2.1.6. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года
Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.
2.1.7. Правовая основа переписи населения
2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)
2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения
2.1.10. Программа разработки материалов
2.1.11. Массово-разъяснительная работа среди населения
2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
2.4. Выборочные и специальные обследования
Тема з Численность и структура населения
3.2. Структура населения по полу
Половая структура населения России3
3.3. Возрастная структура населения
3.3.1. Половозрастные пирамиды
3.3.2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения
Режиму воспроизводства населения
3.3.3. Демографическое старение населения
Индекс демографической старости населения России (в процентах)
3.4. Брачная структура населения
3.4.1. Методы реального и условного поколения
Число лет, прожитых в определенном брачном состоянии
3.5 Семейная структура населения
Распределение семей в России по размерам (по итогам
Тема 4 Общие коэффициенты естественного движения населения
Тема 5 Рождаемость и репродуктивное поведение
Формула расчета специального коэффициента рождаемости выглядит так:
5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости
5.3. Рождаемость и плодовитость
5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости
Возрастные коэффициенты рождаемости (ссср (1926—1927, 1958—1959 гг.), России (1995 г.)
5.5. Брачная и внебрачная рождаемость
5.6. Суммарный коэффициент рождаемости
Возрастные и суммарный коэффициенты рождаемости в России в 1995 г.
5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей
5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости
5.10. Динамика уровня рождаемости в мире
Общий и суммарный коэффициенты рождаемости в мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.
5.11. Динамика уровня рождаемости в России, ссср и снова в России
Компоненты изменений общего коэффициента рождаемости в
Россия, все население, 1995 г.
5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер)
Минимальные коэффициенты брачной естественной рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт
Факторная структура изменений общего коэффициента
5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости
Специальные коэффициенты брачной рождаемости в ряде европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на
1000 Замужних женщин в возрасте 15—49 лет)2
5.15. Изучение репродуктивного поведения
5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения
Желаемое и ожидаемое число детей у женщин России
5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости
5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей
5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей
Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
6.1. Возрастные коэффициенты смертности
6.2. Коэффициент младенческой смертности
Структура уровня младенческой смертности в России по основным классам причин смерти
6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности
6.4. Методы стандартизации коэффициентов
Расчет факторов изменения уровня смертности в России в 1990—1995 гг.
6.4.1. Прямой метод стандартизации
6.4.2. Косвенный метод стандартизации
6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще
6.6. Расчет кратких таблиц смертности
Расчет таблиц смертности мужского населения России в 1995 году
6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности
6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни
Для достигших начала каждого возрастного интервала
6.9. Показатели смертности по причинам смерти
6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти
6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни
6.12. Самосохранительное поведение
Тема 7 Естественный рост и воспроизводство населения
7.1. Общий коэффициент естественного прироста
7.2. Показатели воспроизводства населения
7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения
Тема 8 Демографическое прогнозирование
8.1. Прогнозирование общей численности населения
8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения
Иллюстративный прогноз численности и половозрастной структуры населения России до
2027 Года методом возрастной передвижки
Иллюстративный прогноз числа рождений в России в 1998—2026 гг.
8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде
Приложение Программа курса «Демография» Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах
Тема 3. Численность и структура населения
Тема 4. Показатели естественного движения населения
Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Распределение учебных часов по курсу «Демография»
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
По данным всех исследований репродуктивных установок, проведенных в нашей стране и за рубежом, показатель среднего желаемого числа детей в семье выше показателя среднего ожидаемого (реально планируемого) числа детей, что свидетельствует о неполной удовлетворенности потребности в числе детей, которую испытывает множество семей (можно даже сказать, какая это часть семей. Но, по разным исследованиям, часть эта оценивается различно. Анализ результатов исследований увел бы нас в сторону от основной темы. Поэтому я позволю себе не рассматривать этот аспект).
Положительная разность между желаемым и ожидаемым числами детей указывает на возможность некоторого повышения рождаемости, которого можно достичь с помощью традиционных мер социальной политики: пособий, льгот и т.п. Одновременно малая величина этой разности, всего 0,15 ребенка, показывает соответственно незначительность влияния материальных помех на реализацию существующей потребности в детях. Все-таки и в нынешних переходных социальных условиях большинство семей имеют число детей в соответствии (или почти в соответствии) с потребностями в них. Отсюда можно сделать вывод о малых возможностях традиционной демографической (вернее, социальной) политики поднять рождаемость с помощью привычных способов: пособий и льгот. Довести рождаемость удалось бы лишь до среднего желаемого числа детей, которое поданным микропереписи 1994 г., как известно, составляет 1,91 ребенка и не достигает необходимой хотя бы для простого воспроизводства населения величины 2,12 (а поскольку мы уже в процессе депопуляции, то для выхода из него показатель рождаемости должен значительно превышать значение 2,12).
Для того чтобы выйти из зоны демографической катастрофы, необходимо поднять уровень рождаемости значительно выше величины 2,12 в расчете на одну женщину без различия брачного состояния или выше 2,6 в расчете на один эффективный брак. А для этого нужно повлиять на репродуктивные потребности миллионов российских семей, поднять среднее желаемое число детей примерно до величины 2,8—3,0 ребенка, для чего следует популяризировать семью с 3—4-мя детьми, не забывая при этом выказывать все знаки внимания и уважения к семье многодетной (с 5-ю и более детьми).
Исходя из вышесказанного, политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения уровня рождаемости, складывается из двух направлений: 1) регулирование условий жизни с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей, и 2) регулирование условий жизни таким образом, чтобы повысить потребность в числе детей до уровня, позволяющего нашему обществу избежать демографической катастрофы.
Первое направление полностью сливается с задачами традиционной социальной политики. Они вовсе не должны ограничиваться системами пособий и льгот. Напротив, необходима такая социальная политика, при которой бы неуклонно снижался удельный вес семей, нуждающихся в государственной благотворительности. Иными словами, необходимо увеличивать в обществе удельный вес семей, способных жить на собственные доходы, от наемного труда и коммерческой деятельности.
Второе направление пронаталистской (т.е. направленной на повышение рождаемости) политики государства и деятельности общественных организаций заключается в укреплении семьи как социального института, повышении преимуществ и привлекательности семейной жизни, полезности детей для родителей. Более конкретных мер по укреплению института семьи и повышению потребности семьи в числе детей пока назвать не представляется возможным, поскольку никаких научных наработок в этой области еще нет.
Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Смертность определяется так же, как и рождаемость, — это частота случаев смерти в социальной среде. Измеряется системой показателей, из которых самый простой — общий коэффициент смертности. О его недостатках уже говорилось в главе 4 (главный из которых — зависимость от половозрастной структуры населения). Лучше всего вовсе не пользоваться общим коэффициентом смертности. А если по каким-либо причинам все же возникает необходимость в этом показателе, желательно устранить или уменьшить влияние на его величину структурных факторов с помощью индексного метода или методов стандартизации коэффициентов (которые рассматриваются далее в этой главе).
6.1. Возрастные коэффициенты смертности
Показатели эти, которые рассчитываются раздельно для мужского и женского полов1, являются наилучшими для анализа состояния и тенденций уровня смертности. Они рассчитываются по однолетним или пятилетним возрастным группам. Однолетние коэффициенты, конечно, дают наилучшие возможности для подробного анализа, и поэтому профессиональные демографы стараются пользоваться именно ими. Но, во-первых, пользоваться однолетними показателями смертности затруднительно, потому что их очень много (обычно их ограничивают возрастами до 85 лет, но и 84 коэффициента — это не мало). Во-вторых, при использовании однолетних коэффициентов в дело вмешивается возрастная аккумуляция. Поэтомy, если не требуется высокая точность расчетов показателей смертности (такая точность требуется, скажем, при построении математических моделей смертности), то в большинстве случаев для анализа тенденций уровня смертности вполне можно обойтись и пятилетними коэффициентами. Рассчитываются они по формуле:
(6.1)
где тх — возрастной коэффициент смертности; Мх — число умерших в возрасте «х» в календарный период (обычно за год); х — численность населения в возрасте «х» в середине расчетного периода (обычно среднегодовая).
Выражаются возрастные коэффициенты смертности, как и большинство других демографических коэффициентов, в промилле (‰).
6.2. Коэффициент младенческой смертности
Этим коэффициентом измеряется уровень смертности детей в возрасте до 1 года. В прежние годы именовался коэффициентом детской смертности. Теперь различают младенческий — 0 лет — и детский — до 15 лет — возрасты и соответственно младенческую и детскую смертность (в возрасте до 1 года и до 15 лет). Коэффициент младенческой смертности выделяется среди других показателей смертности как своей величиной (вероятность смерти на первом году жизни примерно такая же, как у людей, достигших 55 лет), так и методами расчета и своим социальным значением. Наряду с показателем средней ожидаемой продолжительности жизни коэффициент младенческой смертности служит важной характеристикой условий жизни и культурного уровня населения.
Методы расчета коэффициента младенческой смертности отличаются от методов расчета всех других возрастных коэффициентов. Поскольку уровень смертности детей первого года жизни резко меняется на протяжении года, вычислить среднегодовую их численность представляется затруднительным. Поэтому поступают проще: вместо коэффициента вычисляют вероятность смерти на первом году жизни путем соотнесения случаев смерти детей в возрасте до года не со среднегодовой их численностью, а с общим числом родившихся (однако по старой традиции именуют эту вероятность коэффициентом). Используются в основном три метода расчета коэффициента младенческой смертности, в зависимости от характера исходных данных и требований к точности расчета.
Дети, умершие в возрасте до года в расчетном году «t», принадлежат к двум смежным поколениям родившихся. Часть из них родилась в том же году «t» , в котором они и умерли. Другая часть родилась в предыдущем году «t — 7». Это можно наглядно показать на диаграмме, называемой демографической сеткой. Не будем задерживаться на методологических подробностях построения демографической сетки и пользования ею. Ограничимся лишь описанием сетки в той части, которая необходима нам сейчас для демонстрации соотношения умерших на первом году жизни и родившихся в двух смежных календарных годах.
Демографическая сетка представляет собой систему квадратов (см. рис. 6.1). Горизонтальные линии отсекают годы возраста, вертикальные — годы календарных лет. Число родившихся в календарном году «t» условно изображается в виде точек на оси 0 между вертикальными осями «t» и «t +1», или, иначе говоря, между началом расчетного года и его концом (началом следующего календарного года). По диагоналям от точек на оси 0, символизирующих даты рождения, слева направо и снизу вверх проводятся прямые линии, именуемые линиями жизни. В случае смерти человека линия жизни обрывается, заканчивается точкой смерти. Вот все, что нам пока достаточно знать о демографической сетке.
На сетке можно видеть, что точки смерти детей, умерших в возрасте до года в календарном году «t», образуют квадрат ABCD, который состоит из двух треугольников (элементарных совокупностей умерших) ABC и ACD. Смерти детей, произошедшие в календарном году «t» из числа детей, родившихся в том же году, образуют нижний треугольник ACD, а смерти детей, произошедшие в том же возрасте «0» лет и в том же календарном (расчетном) году «t», но из числа детей, родившихся в предыдущем году «t—1», образуют верхний треугольник того же квадрата — ABC.
Рис. 6.1
Если имеются данные о распределении детей, умерших в возрасте до года, по годам своего рождения (или, иначе говоря, по поколениям), то каждая совокупность умерших детей в возрасте 0 лет соотносится с соответствующим ей числом родившихся. Расчет выглядит в виде следующей формулы:
(6.2)
где — коэффициент младенческой смертности в расчетном году «t»; и — число детей, умерших в возрасте до года из числа родившихся соответственно в расчетном году «t» и предыдущем году «t—1»; Nt и Nt-1 — — число родившихся соответственно в расчетном году «t» и предыдущем году «t—1».
Для применения этой формулы необходимы данные о распределении умерших детей в возрасте до года по поколениям родившихся. Используется же она в тех случаях, когда требуются особенно точные показатели младенческой смертности с большим числом знаков после запятой десятичной дроби. Обычно эта необходимость возникает при построении таблиц смертности (о которых речь пойдет ниже).
Зачастую данных о распределении умерших детей в возрасте до года по поколениям родившихся не оказывается в публикациях, да и необходимости в очень точных измерениях показателей младенческой смертности тоже, как правило, нет. Тогда достаточно бывает воспользоваться методом приближенной оценки уровня младенческой смертности, основанном на эмпирической формуле, которую предложил в начале 1920-х гг. немецкий демограф и математик Йоханнес Ратс (1854—1933):