ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
6 тактов 6 тактов 6тактов
Вторая часть представляет собой также период (квадратный), состоящий из 2-ух предложений. Вторая часть является репризой, но не точной. Основная тема звучит в сжатом виде.
Строение второй части:
А1
1-ое предложение 2-ое предложение
4 такта 4 такта
На протяжении всей 4-ой части («Benedictus») мессы мы наблюдаем «фактурный калейдоскоп». В первой части используется полифоническая фактура (канон):
Пример 1
А во второй части автор использует как хоральное (аккордовое) изложение музыки:
Пример 2:
Так и монодическое (одноголосное).
Пример 3:
В первой части тема проходит линейно, за счет полифонического изложения, а во второй - вертикально, так как автор использует аккордовою фактуру.
Мелодическое строение двух типов: волнообразное
Сопрано Пример 4:
и скачкообразное:
Тенор Пример 5:
Для мелодии характерны:
секундовые интонации:
Сопрано Пример 6:
Тенор Пример 7:
Распевание одного слога:
Альты Пример 8:
Тенор Пример 9:
Поступенное движение:
Альты Пример 10:
Пение на одном звуке:
Сопрано Пример 11:
Мелодия написана в джазовом стиле (синкопы, скачки на кварты, квинты). По сврему характеру мелодия веселая, жизнерадостная, игривая.
Произведение начинается в партии сопрано. Постепенно к ним присоединяются тенора, альты и басы, что приводит к кульминации всего произведения.
Ритмическое строение мелодии достаточно разнообразно за счет пауз и синкопированного ритма.
4
4
4
4
4
4
4
4
На протяжении всей части автор использует один темп Easytempo (Легко). Важно следить за тем, чтобы хор не расходился с аккомпанементом и в кульминации не начал ускорять. Здесь все завит от дирижера и его точного жеста.
Произведение написано в размере 4/4. Этот размер сохраняется на протяжении всей части.
«Benedictus» начинается на mp и дальше с включением голосов идет нарастание звучности mf, f и ff. Эта динамическая волна достигается за счет полифонического «накопления» музыкальных фраз, что приводит в кульминации. Кульминация звучит на f у всего хора.Постепенно полифонический материал преобразуется в гармонический, приводит к финальному проведению основной темы произведения в унисон у всех партий хора.
Произведение написано в тональности G-dur(соль бемоль мажор). Для всего произведения характерна мажорная окраска. Здесь нет отклонений и модуляция.
В этом произведении композитор использует характерные для джазовой музыки приемы:
параллельные ходы квинтами (такт 25):
Пример 12:
движение всех голосов в одном направлении (такты 16, 21, 25):
Пример 13:
использование диссонирующих интервалов (диссонансов) (такты 13, 17, 22):
Пример 14:
перекрещивание голосов (такт 22):
Пример 15:
использование септаккордов, нонаккордов. Основные аккорды этого произведения – это II7 иD7 или как эти же аккорды обозначают в джазеAsm7 иDes7:
Пример 16:
II7(Asm7)D7(Des7)
Так же здесь используются II7#1#5 (С7),D9#1#3 (F6/9),III7#3 (B7),S7#1#5 (Es7):
Пример 17:
II7#1#5 (С7) D9#1#3 (F6/9) III7#3 (B7) S7#1#5 (Es7)
Произведение смешанного склада. Композитор использует как полифоническую фактуру:
Пример 18:
Так и гомофонно-гармоническую (аккордовую):
Пример 19:
Таким образом, в четвертой части «Маленькой джазовой мессы» Боб Чилкотт умело использует композиторские приёмы. Мелодико-ритмическое разнообразие, выразительность, джазовые гармонии, гармоническая и фактурная тонкость позволили с большей силой и полнотой раскрыть образы и настроения произведения.
IV Вокально-хоровой анализ.
Произведение «Маленькая джазовая месса» Боба Чилкотта написано для смешенного хора в составе Сопрано, Альтов, Теноров и Басов.
Диапазоны хоровых партий:
Диапазон Сопрано Диапазон Aльтов
Диапазон Теноров Диапазон Басов
Общий диапазон хора:
Тесситурные условия в каждой партии очень удобны. Здесь нет крайних как очень высоких нот, так и очень низких.
Партия сопрано звучит в основном в среднем и высоком регистрах, что дает им в полной мере показать красоту своего тембра. Главной сложностью здесь является сама мелодия. В ней много скачков на ч4, м3, много альтерированных ступеней. Здесь нужно добиваться чистого интонирования и слаженного, слитного звучания партий сопрано (I и II сопрано).
Партия тенора также написана в удобном для теноров регистре. Она почти полностью повторяет партию сопрано, но на октаву ниже. Единственное место, где могут возникнуть трудности, это 18 и 19 такты:
Пример 20:
Здесь ноты ми и ля являются переходными, поэтому их нужно петь очень осторожно.
Партия альтов поет в основном в среднем и высоком регистрах, также очень удобных для них. Единственными трудностями для них являются: вступление (они вступают с неустойчивой ноты, поэтому им нужно внутренним слухом услышать эту ноту) и скачкообразна мелодия в 21 и 22 тактах.