ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эпоха романтизма также породила целый ряд месс – различного характера и направления (Ф.Шуберт – месса As-durиEs-dur). Месса всё больше и больше выходит из литургических богословских рамок, григорианский хорал почти не используется, зато используется народная музыка (Ф.Лист «Гранская» месса) и собственные мелодии.

Реакцией на засилье оперно-концертного стиля явилось движение за восстановление строгой полифонии acapellaэпохи Палестрина и римского хорала («Объединение Святой Цецилии» в Германии, «Схола канторум» во Франции). Эти тенденции проявились в поздних произведениях Листа, в том числе в его Реквиеме.

Именно в эпоху романтизма композиторы начинают вычленять слова, тексты из месс и создавать отдельные хоровые сочинения (Etresurrexit– и воскрес;Osanna- спаси;Crucifixus- распят;Etincarnatusest– и воплотился).

В 20 веке к жанру мессы обращались П.Хиндемит, Б.Бриттен, Ф.Пуленк, И.Стравинский, Л.Яначек.

Таким образом, месса претерпела эволюцию, в эпоху Барокко - в сторону концертности, во второй половине 18 , начале 19 – в сторону симфонизации жанра.

В композиторском творчестве с давних пор различают короткую мессу (Messabrevis), состоящую из двух – трёх начальных частей или включающую весь Ординарий, характерны для лютеранской церкви, которая не приняла «полной» католической мессы и торжественная месса (Messasolemnis), все части которой, обычно, подразделяются на несколько самостоятельных фрагментов.

Месса как единое по замыслу циклическое музыкальное произведение сформировалась в XIV в. В ней постоянно выдерживался официальный ординарий - строгая последовательность пяти традиционных частей (иногда Sanctus и Benedictus представляли собой самостоятельные фрагменты), и соответственно культовому тексту менялось образное содержание музыки.

Данную мессу можно отнести к протестантской. Структура богослужения протес­тантских церквей, в отличие от като­лической мессы или православной литургии, не канонизирована и име­ет большую свободу в выборе музы­кального материала и форм его ис­полнения. Пение хора, солистов или общецерковное пение, а также ор­ганная или другая инструментальная музыка призваны содействовать главной цели — подготовить прихо­жан к молитве и восприятию пропо­веди, а также посредством участия в общем пении вовлечь в богослуже­ние. И здесь для церковных музы­кантов и певцов открывается воз­можность творчества, главный кри­терий которого - пение и музыка должны находиться в русле темы богослужения, излагаемой пастором в проповеди.


Как мы можем увидеть в названии – это не просто месса, а джазовая месса. Джаз - это форма музыкального искусства, возникшая в конце 19 – начале 20 вв. в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Характерными чертами музыкального языка джаза являются импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, диссонирующие интервалы, параллельные квинты и октавы. Самыми используемыми аккордами в джазе являются септаккорды и нонаккорды.


II Анализ литературного текста.

В данной работе я буду рассматривать 4-ую часть мессы- Benedictus.  Бенедиктус (лат.-благословен) - католическое песнопение, раздел мессы. Полный текст: Benedictus qui venit in nomine Domini, т. е. "Благословен грядущий во имя господне". В мессе располагается между Sanctus и Agnus Dei. Входит почти во все торжественные и заупокойные мессы (реквием), созданные Палестриной, И. С. Бахом, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, Ф. Листом и др. Обычно носит спокойный, просветлённый лирический характер. Иногда представляет самостоятельный сольный номер (ария тенора в мессе h-moll Баха), иногда - квартет солистов без хора ("Реквием" Моцарта) или с хором ("Торжественная месса" Бетховена). В некоторых мессах и реквиемах Benedictus не выделяется в качестве отдельного номера, а включается в Sanctus ("Реквием" Верди). В данной мессе Benedictus является самостоятельной частью.

Benedictus, Благословен,

benedictus qui venit Благословен грядущий

in nomine Domini, во имя господне,

nomine Domini. во имя господне.

Benedictus Благословен

qui venit грядущий

in nomine, in nomine Domini. во имя, во имя господне.

Benedictus, Благословен,

benedictus qui venit Благословен грядущий

in nomine Domini, во имя господне,

nomine Domini. во имя господне.

Hosanna in excelsis, Спасение в вышних,

Hosanna, Спасение,

Hosanna in excelsis, excelsis. Спасение в вышних, в вышних.

В мессе Benedictusзвучит во время Евхаристихии и является составной частьюSanctus. Истоки молитвы Sanctus, подобно Глории и другим песнопениям, лежат в глубокой древности. Его взяли из ветхозаветной книги пророка Исаии (6 глава книги пророка Исаии). Эту молитву изначально использовали вне Мессы, что указывается в выдержках из Тертуллиана и Деяний святых Перпетуа и Фелициты. Sanctus появился в Евхаристической молитве лишь в V веке, или даже чуть раньше. При этом форма всей Евхаристической молитвы была несколько изменена; ее разделили на несколько частей. Есть две разновидности Sanctus: в Восточной Церкви его возглашают в том виде, как написано в тексте Исаии, а Рим добавил к этому тексту слова "Benedictus qui venit in nomine Domini" (Благославен грядый во Имя Господне) — их пела иерусалимская толпа, приветствуя Мессию на Вербном Воскресении. Другие Латинские литургии последовали в этой традиции за Римом, и это еще одна отличительная черта, которая раскрывает единство всех литургий.Евхаристия состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Святые Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре.


Benedictus qui venit in nomine Domine (Благословен грядущий во имя господне) в «Маленькой джазовой мессе» повторяется 3 раза. Это можно объяснить тем, что в этом произведении все партии вступают последовательно (сопрано, тенора, альты). Боб Чилкотт как бы дает возможность каждой партии произнести эти священные слова. И в конце произведения в кульминации у всего хора на f звучит Hosanna in excelsis, Hosanna, Hosanna in excelsis, in excelsis (Спасение в вышних, Спасение, Спасение в вышних, в вышних).


III Музыкально-теоретический анализ.

«Benedictus» из «Маленькой джазовой мессы» Боба Чилкотта написана в двухчастной репризной форме со вступлением. Вступление состоит из четырех тактов и звучит у фортепиано. Вступление (1-4 такты) выполняет две функции: предвосхищает будущие тематические элементы, является своего рода «эпиграфом» - кратким смысловым зерном, вводящим в произведение.

Строение вступления можно представить следующей схемой:

Вступление

4 такта

Первая часть написана в форме канона. Представляет собой период (неквадратный), состоящий из трех предложений. Если рассматривать в качестве канона, то первое предложение это будет пропоста (мелодия, звучащая с самого начала канона), здесь основная мелодия звучит в партии сопрано. Второе предложение - риспоста 1(голоса, вступающие позже), здесь вступают тенора, которые проводят основную тему. В это время у сопрано звучит противосложение. И третье предложение – риспоста 2, основная тема снова звучит в партии сопрано. В этом же предложении вступают альты, у которых звучит второе противосложение.

Строение 1-ой части можно представить следующей схемой:

А

1-ое предложение 2-ое предложение 3-е предложение