Файл: quot_Istoria_zapadnoevropeyskogo_teatra_quot.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 405

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Англо-Саксонские гистрионы. X в.

В сельских трудовых играх ярко проявлялось здоровое жиз­неощущение народа, его поэтическое видение мира, богатство фантазии, талантливость, наблюдательность, остроумие. Но этот мощный источник творческих сил не получил прямого развития. Сельские игры в течение веков сохраняли свое примитивное содержание и наивную форму; они не обогащались ни граждан­скими идеями, ни поэтическими образами, как это было в антич­ной Греции, когда культовые сельские игры в честь земледель­ческих богов — Деметры и Диониса — послужили началом для великого театра демократических Афин.

Христианство — господствующая идеология средневековья — всем существом своим враждебное духовной свободе народа, нещадно преследовало вольные игры порабощенных тружеников, объявляя эти игры порождением дьявола. Но если церкви удалось воспрепятствовать свободному развитию народного театра, истоки которого связаны с фольклорными моментами, то все же отдельные виды деревенских увеселений оставались жить, породив новый вид народных зрелищ — действа гистрионов.

Гистрионы

Жизнь феодальной Европы постепенно оживлялась. Начиная с XI века натуральное хозяйство уступает место товарно-денеж­ным отношениям; происходит отделение ремесла от сельского хо­зяйства, расширяется торговля. Города становятся экономи­ческими и административными центрами. Жизнь города активи­зируется, определяя тем самым начало перехода от раннего сред­невековья к периоду развитого феодализма.

Нарушается замкнутость средневековой деревни. Сельские проезжие дороги превращаются в торговые пути, по которым ездят караваны купцов. Усиливается тяготение сельского насе­ления в город, связанное с тем, что крепостной, скрывшийся от своего помещика за городскую стену, через год становился сво­бодным и, осев в городе, мог заниматься торговлей и ремеслом. Вместе с наиболее предприимчивыми людьми в город перебира­лись и искусные деревенские плясуны, острословы и музыканты. Живя среди ремесленного народа, они легко превращались в профессиональных развлекателей, совершенствовали свое мастер­ство — общий процесс разделения труда сказывался и в этой области. Создавались кадры городских увеселителей, которых начали называть старым термином, унаследованным от древнего Рима, — гистрионами.

Расцвет деятельности гистрионов как массового и популяр­ного искусства происходит с XI по XIII век, то есть падает на время возникновения средневековых городов.


Если в предшествующие века развлекатели встречались еди­ницами и выступали главным образом в качестве шутов в рыцар­ских замках, то с XII века их количество исчисляется сотнями и тысячами и выступают они перед самой широкой народной аудиторией как профессиональные забавники-гистрионы. .

В шуме базарного дня, в городской рыночной атмосфере, столь отличной от однообразия и застоя деревенской жизни, из самого духа веселой ярмарки развилось искусство средневекового гистриона. Хотя он пришел из деревни, но быстро стал в городе своим человеком. Он изменял, приспосабливал свое искусство к новым условиям жизни, бросая свои сельские повадки с таким же успехом, как это делали многие его слушатели, прожившие «год и день» в городе и превращавшиеся из беглых холопов в свободных горожан. Таким образом, источником искусства сред­невековых гистрионов, родившегося в сельских обрядовых играх и развившегося в определенный вид зрелищ в городской ярма­рочной среде, была живая народная жизнь.

Исторически несостоятельной и методологически глубоко по­рочной является точка зрения буржуазных ученых компаративи-


Французские жонглеры и жонглерка

стов — Германа Рейха, Пти де Жюльвиля и Алексея Веселов-ского, утверждавших, что средневековые гистрионы есть не что иное, как дожившие до XI—XII веков римские мимы.

Компаративистская теория не видит в европейском театре на­родных истоков, усматривая его происхождение исключительно в деятельности древних мимов и полностью отрицая у самих племен Западной Европы наличие народно-театрального дей­ства.

Объективное исследование этой проблемы допускает предпо­ложение о частичном использовании средневековыми гистрионами опыта римских mhmobi. Вероятнее всего, что на первой стадии своего существования гистрионы, сталкиваясь с мимами, в какой-то степени усваивали их опыт, а затем уже самостоятельно развивали и совершенствовали свое искусство. Известно, чтб римские мимы не раз посещали варварскую Европу; они сопро­вождали Цезаря в его походе на Пиренейский полуостров, а в 581 году выступали в Суассоне, невдалеке от Парижа, «с играми по римскому обычаю». Однако на основании этих фактов нель­зя весь ход развития искусства средневековых гистрионов сво­дить к простому заимствованию и Подражанию.

Совершенно изменились исторические условия, иными стали быт, нравы, язык. Искусство средневековых гистрионбв в свое»

Акробатический жонглерский номер. XIV в.

образной форме отразило этот новый жизненный уклад, чего оно не могло бы сделать, если бы оно было только подражательным.

Не подражание римским мимам, а ранние языческие обряды, непосредственно связанные с материальным и духовным миром земледельцев и заключавшие первоначальные элементы сцениче­ских представлений, были той живительной силой, которая дала жизнь европейскому театральному искусству.

Городские забавники-гистрионы существовали у всех народов Европы: во Франции их называли жонглерами, в Германии -— шпильманами, в Англии — менестрелями, в Италии по старинно­му обычаю—мимами, в Польше—франтами, в России—ско­морохами. Подобный тип актера широко известен и многим во­сточным народам. Их искусство, сходное в своих общих чертах, обладало национальным своеобразием, которое выражалось в языке разноплеменных гистрионов, в склонности к тому или ино­му виду творчества. Все это указывает на самостоятельное, не­зависимое друг от друга происхождение гистрионов и подтверж­дает тот факт, что всякое театральное искусство источником своего развития имеет фольклорное начало.


Гистрион был одновременно гимнастом, плясуном, музыкан­том, певцом, сказителем и актером. Он умел показывать удиви­тельные фокусы, ходил на руках, прыгал через кольцо, делал в воздухе сальто, балансировал на натянутом канате, жонглиро­вал ножами, шарами, горящими факелами, глотал зажженную

22

паклю и шпагу. И тут же мог плясать — один или с партнершей-жонглеркой, сыграть на дудке или виоле, пропеть веселую песен­ку, аккомпанируя себе на барабане, показать номер с обезьян­кой или медведем и разыграть с ними какую-нибудь комическую сценку.

Во всем этом проявлялась не только талантливость гистриона, но и специфические особенности его искусства, во многом не по­терявшего своего первоначального синкретического характера. Все виды зрелищных искусств как бы воплощались в одном ли­це. Гимнастическая игра, пляска, пение, сказ, музыкальный аккомпанемент — все это было делом одного мастера, так как не наступила еще та стадия развития, на которой каждое из этих искусств обособляется и начинает жить самостоятельной жизнью.

Популярность гистрионов в средневековом городе была очень велика.

Гистрионы были везде желанными гостями; они выступали в шумных харчевнях, на базарных площадях, в ограде церковных дворов, во дворцах князей и епископов. Один студент Парижско­го университета горько жаловался, что «богатые люди охотно подают гистрионам и оставляют умирать от голода ученых ли­ценциатов». Студент был npaBi: редко жонглеры уходили от знатных господ, не получив награды за свои шутки и фокусы Французский король Людовик IX Святой выдавал жонглерам постоянные субсидии, при дворе кастильского короля Санчо IV содержался целый штат забавников, шутов, принимавших уча­стие во всех увеселениях и празднествах. Развлекались представ­лениями гистрионов и их жестокие гонители, лицемерные князья церкви.

Еще Карл Великий в одном из своих посланий запрещает епископам и аббатам содержать при себе «своры собак, соколов, ястребов и гистрионов». Но вряд ли подобные постановления имели силу: проходили века, а духовенство продолжало тайком вкушать запретный плод. Это подтверждается указом Альфон­са X Кастильского (1265) и многими другими государственными и церковными актами. Никто не мог устоять против прелести веселых, увлекательных зрелищ гистрионов, но больше всего лю­бил их, конечно, свободный городской люд.

Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского духа в средневековом городе; в их веселых дерзких песнях, в их паро­дийных сценках и маскарадах, в их вольных играх проявлялось стихийное бунтарство народных масс.


Особенно ярко выражался этот бунтарский, антиаскетический дух в деятельности вагантов.

Ваганты (clerici vagantes) — «бродячие клирики» — были не­доучившимися семинаристами или разжалованными попами; они

23

выступали с пародийными латинскими песнями на церковные гимны и с паро­диями на церковные обряды, в которых вместо обращения к «богу всемогущему» следовали обращения к «Бахусу всепью-щему». Дерзостная сатира вагантов до­ходила даже до пародирования молитвы «Отче наш». В своих вольнодумных пес­нях ваганты едко высмеивали алчность, лицемерие, продажность и распутство духовенства; не раз стрелы их сатиры долетали до римской курии и разили особу самого папы. В одной из песен вагантов говорилось:

Рим и всех, и каждого Грабит безобразно; Пресвятая курия Это — рынок грязный! К папе ты направился? Ну, так знай заране: Ты ни с чем воротишься, Если пусты длани \

Ваганты открыто восхваляли земные радости, любовь, вино, веселье. Очень часто в их веселых песнях и напевах слышались отзвуки античной языческой поэзии и родных народных мелодий.

Церковь видела в гистрионах и ва-гантах опасную силу. Поэтому, жестоко преследуя их, насылая на них прокля­тия и угрожая им адскими муками, она в то же время старалась приобрести в их среде сторонников, ко­торые могли бы стать проповедниками «слова божьего».

Костюм шута

Показательно в этом отношении послание епископа Салисбе-рийского Томаса из Кабхема, относящееся к концу XIII века.

«Существует три вида гистрионов,— заявляет епископ.— Одни ломаются и гримасничают в танцах и непристойных движениях, обнажают тело постыдным образом и надевают чудовищные маски. Другие, не имея определенного пристанища, бродят от одного сеньора к другому, позорят и поносят отсутствующих лиц. Третий вид гистрионов снабжен музыкальными инструмен­тами для развлечения людей. Он делится на два рода: одни посещают публичные таверны и непристойые компании и поют

24

1 Перевод О. Румера.

там сладострастные песни, дру­гие воспевают подвиги королей и жития святых и утешают людей в их печалях и горестях». «Этих можно терпеть», —• заключает епископ, ссылаясь на авторитет папы Александра.