Файл: ответственность за нарушения таможенных правил.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридическая ответственность за нарушения таможенного законодательства

Юридическую ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует характеризовать как предусмотренную нормами таможенного права обязанность субъекта таможенного правонарушения претерпевать определённые неблагоприятные последствия в результате совершенного им противоправного деяния. Цель ответственности опосредуется в функциях, которые она выполняет:

Превентивная (или воспитательная) – осуществляет общее предупреждение правонарушений, т.е. побуждает субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; Её неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности.

Карательная (или штрафная) – отражается в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.

Классификация юридической ответственности, т.е. её деление на те или иные виды, в литературе проводится по разным основаниям, основным из которых является классификация в зависимости от отраслевой принадлежности правовых норм, закрепляющих юридическую ответственность. Так, в зависимости от этого критерия в юриспруденции принято различать: конституционную, уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность. В качестве особой разновидности юридической ответственности за причиненный вред в трудовом праве выделяется также и материальная ответственность.

Правонарушения в сфере таможенного дела (таможенные правонарушения) делятся на преступления и проступки. В этой связи ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную. Предусмотренная же нормами таможенного права гражданско-правовая ответственность таможенных органов, а также дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц таможенных органов не являются видами ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела исходя из определения понятия таможенного дела.

Привлечение к ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела осуществляется в соответствии с общими принципами, присущими юридической ответственности вообще.

1. Ответственность наступает только за противоправное поведение, а не за мысли;


2. Ответственность наступает лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

3. Следующий важный принцип – принцип законности привлечения к ответственности;

4. Ответственность должна носить справедливый характер;

5. Индивидуальное наказание – это непременное условие его результативности;

Преступление в сфере таможенного дела (таможенное преступление) следует понимать предусмотренное уголовным законом общественное опасное виновное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения ТиТС через таможенную границу, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие 5 видов таможенных преступлений:

Контрабанда (ст.188 УК РФ);

Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК РФ);

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.190 УК РФ);

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ);

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ)

Состав нарушения таможенных правил как и любого другого вида правонарушений традиционен и включает в себя следующие элементы:

Объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушение;

Субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушение;

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое. Российское или иностранное и т.д.), которое подлежит ответственности запредусмотренные таможенные законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения: физическое или юридическое лицо.


Административная ответственность за правонарушение в области таможенного дела наступает в случае, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность по законодательству РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение в области таможенного дела, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения.

Иностранные лица (физические или юридические) несут ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела на общих основаниях с российскими лицами. Это же правило распространяется и на лица бег гражданства.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов внешней разведки и т.д. несут ответственность за нарушения таможенных правил на общих основаниях (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и совершившие при этом нарушение таможенных правил, не может быть применено административное наказание в виде штрафа).

Неправомерными признаются решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, противоречащие предписаниям норм действующего таможенного законодательства. Не существует правовой обязанности таможенного органа по возмещению ущерба (вреда или убытков), когда такой ущерб был причинен лицу правомерно.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ответственность таможенных органов наступает при наличии следующих условий:

Неправомерность решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работников;

Наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

Причиной связи между неправомерным решением. Действием или бездействием таможенного органа, его должностного лица или иного работника и наступившим вредом (убытками).


1. Основные положения об аспектах нарушения таможенного законодательства

На данный момент проблема ответственности в таможенном праве - широкая и многоаспектная, охватывающая в свою очередь значимый ряд проблем и актуальных вопросов, имеющих тесную связь с уголовным, административным, гражданским, налоговым правом, валютным законодательством и контролем. Соответственно, правонарушения в области таможенного дела влекут за собой различные виды ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную, материальную (имущественную).

В настоящее время формирование административного и таможенного законодательств носит характер незавершенности из-за сложности и нестабильности, что, несомненно, приводит к значительным проблемам при привлечении к ответственности физических лиц за административные правонарушения в области таможенного дела.

Исследование административной ответственности за нарушения таможенных правил нельзя осуществлять в отрыве от общего учения административной ответственности, в виду того, что она вытекает из последнего и образует с ней единое целое. Следовательно, исследование содержания и особенностей административной ответственности за нарушения таможенных правил, как одного из вида юридической ответственности, необходимо начинать с определения характерных черт административной ответственности в целом.

Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения - таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев - по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.

Нарушение таможенных правил ведет к возникновению административной ответственности. Ответственность за нарушение таможенных правил установлена гл. 16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Исключение составляет только контрабанда некоторых групп товаров, за которую на основании ст. 188 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.


В настоящее время вопросы, связанные с нарушением таможенных правил, решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза.

Для преодоления различий в национальных правовых системах в области юридической ответственности 5 июля 2010 года государствами-членами Таможенного союза было подписано два важных международных документа, а именно: Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза (далее – Договор) и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее – Соглашение).

Договор и Соглашение ратифицированы Российской Федерацией Федеральными законами от 05.04.2011 № 59-ФЗ и от 07.02.2011 № 13-ФЗ, соответственно.

В соответствии с Соглашением виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются законодательством Сторон с особенностями, установленными названным Договором. При этом каждая из Сторон обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. Иными словами, Договор устанавливает, что, как и было ранее, вопросы административной и уголовной ответственности решаются на уровне национального законодательства государств-членов Таможенного союза, то есть предусматривает лишь частичную унификацию законодательства.

Лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к ответственности по законодательству той Стороны, на территории которого выявлено административное правонарушение. Соответственно, административный процесс (производство) ведется также по законодательству этой стороны.

Договором также установлено, что лицо, в отношении которого вступило в законную силу решение по делу об административном правонарушении на территории одной Стороны, не может за то же самое деяние привлекаться к административной ответственности другой Стороной.

Договор определяет и область правовой ответственности сторон при выявлении уголовных преступлений. Так, в случае невозможности определения места совершения преступления, таковым считается место его обнаружения. Если же преступления совершаются на территории нескольких сторон, местом их совершения считается территория стороны, на которой было совершено последнее преступление, а уголовное дело может расследоваться на территории той стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них. В случае невыдачи одной из сторон договора гражданина этой стороны, в отношении которого осуществляется уголовное преследование другой стороной, уголовное дело в отношении данного лица передается стороне договора по гражданской принадлежности.