Файл: Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг (Рынок товаров, услуг и коммерческая деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заведующий складом руководит работами по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, соблюдению режима хранения, ведет учет складских операций. Обеспечивает соблюдение правил оформления и сдачи приходно-расходных и других документов, организует проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Коммерческий директор руководит торговой и снабженческой деятельностью, в области закупки и хранения товаров, организует и координирует деятельность отделов маркетинга, складского и продаж, контролирует своевременное оформление документации.

Миссия магазина – максимально низкие цены при гарантированном качестве товаров и простоте покупки, что достигается за счет закупок в дистрибьюторском складе, обеспечивающем низкие закупочные цены, гарантированный ассортимент товаров и снижение затрат на содержание персонала.

Для магазина характерны следующие принципы работы:

1) централизация закупок и доставки товаров;

2) простота торгово-технологического процесса и самообслуживание;

3) полная взаимозаменяемость при минимально необходимом числе работников в магазине.

Основными задачами деятельности магазина являются: увеличение числа посетителей, превращение посетителя в реального покупателя, увеличение размера покупки и формирование лояльности к данному торговому предприятию.

Для привлечения внимания посетителей используются следующие зоны воздействия на потребителей: фасад, витрина, входная группа, торговый зал, место выкладки товаров, прикассовое пространство, которое обеспечивает импульсивная покупку, формирует как бы магазин в магазине.

Также используются приемы мерчандайзинга: товар выставляется на паллетах или в картонных коробках. Это дает ощущение того, что большой объём товара предлагается по низким ценам. Так стимулируются дополнительные покупки.

Магазин также предоставляет покупателям дополнительные услуги, т.к. часть торгового зала сдается под аптечный киоск, киоск по продаже печатной продукции.

Дадим характеристику материально-технической базы предприятия. Предприятие расположено на первом этаже жилого дома, т.е. его можно классифицировать по капитальности здания как капитальное; по размещению - встроенное; одноэтажное; стены – кирпичные.

Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Планировка торговых помещений основана на следующих принципах:


- торговые помещения связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, что обеспечивает оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути дви­жения товаров;

- размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций и обеспечивает высокий уровень производительности труда работников;

- устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии.

Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места кассиров, продавцов-консультантов и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации, а именно:

- свободное движение покупательского потока;

- обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения;

- создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования, стены имеют блестящую поверхность, пол выложен плиткой. Искусственное освещение торгового зала равномерное.

В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование: подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения продовольственных товаров. Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям.

Планировка узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключая встречные потоки.

Торговые помещения и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала. Рядом с помещением для приемки товаров и разгрузочной рампой расположено подсобное помещение для хранения тары. Административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.


2.2 Характеристика коммерческой деятельности ООО «Лия»

Коммерческая деятельность магазина состоит из следующих взаимосвязанных операций:

1) изучение и анализ покупательского спроса;

2) формирование ассортимента товаров;

3) установление и регулирование цен в соответствии с рыночной ситуацией;

4) организация закупки товаров;

5) управление товарными запасами;

6) осуществление товарно-технологического процесса;

7) рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров [9, с.132].

Для обеспечения успешной реализации товаров в магазине проводится ежедневная работа по изучению покупательского спроса. С этой целью в предприятии организован компьютерный учет продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, исследование рынка товаров при помощи сети Интернет. Методы получения данных, используемые на данном предприятии - это опрос, наблюдение, автоматическая регистрация данных. ООО «Лия» использует смешанные типы сбора данных, в частности таковым является интернет-исследование на местных интернет-порталах, ресурсах и сайтах.

Также для изучения спроса используются материалы опросов покупателей, дегустаций продовольственных товаров, продающихся в магазине, также устраиваются акции, розыгрыши призов, что также помогает выявить потребительские предпочтения. Основываясь на данных анализа покупательского спроса происходит формирование ассортимента товаров.

Формирование ассортимента товаров — это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах [11, с.217].

При формировании ассортимента учитывается:

- численность покупателей;

- наличие в зоне обслуживания магазина промышленных предприятий, учебных заведений и т. п.;

- место положения магазина по отношению к другие торговым предприятиям с учетом ассортимента предлагаемых ими товаров.

Работники магазина разрабатывают ассортиментные перечни, учитывающие виды товаров, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие таких перечней позволяет постоянно иметь в продаже необходимые товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.

Особое значение уделяется ценовому фактору. Для расширения числа посетителей используются всевозможные скидки. Ежедневно с 9 до 14 часов предоставляет скидки в размере 6% на все товары без ограничения суммы покупки, пенсионерам, что позволяет манипулировать покупательскими потоками. Практикуется также снижение цен на товары через более широкое использование стратегии «однодневных низких цен на один товар». Хотя следует отметить, что этих приемов недостаточно.


При организации закупок происходит поиск поставщиков, предлагающих товары на наиболее выгодных условиях. Торговому предприятию «Лия» дистрибьюторский склад предоставляет скидки как постоянному партнеру. Скидками магазин пользуется также за срочность оплаты. Согласно договору поставки, ООО «Лия» необходимо оплатить полную стоимость товара в течение 10 дней, но магазин получает семипроцентную скидку, если оплатит закупку в течение трех дней.

Доставка товаров осуществляется по предварительным заявкам экспедиторами склада в указанные дни. В некоторых случаях ситуация на рынке требует увеличения размера товарных запасов. Например, перед праздничными днями, в магазине увеличиваются размеры заказа по таким товарным группам как, вино водочные изделия, кондитерские изделия, колбасные изделия, готовая рыбная продукция и т. п. Коммерческий директор в соответствии с потребностями составляет заявку и отправляет ее по электронной почте поставщикам. На следующий день необходимый товар доставляется в магазин.

В ООО «Лия» ведется автоматизированный учет и контроль запасов. Если фактические товарные запасы в магазине превышают необходимые размеры, то работники магазина определяют причины затоваренности. Основными причинами являются:

- снижение покупательского спроса под влиянием роста цен;

- низкое качество поставляемых товаров;

- несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

При выявлении причины затоваренности принимаются меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничение их завоза в магазин.

Торгово-технологические процессы в магазине - это совокупность торговых и технологичных процессов, целью которых является доведение товаров надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени [19, с.25].

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой к продаже. Он включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Он осуществляется без участия покупателей [19, с.25].

Торгово-технологический процесс в магазине складывается из взаимосвязанных последовательных операций, начиная от поступления товаров в магазин и заканчивая приобретением их покупателями. При этом работники магазина обязаны сохранить потребительские свойства товаров и товарный вид, выдержать сроки реализации, довести товары до покупателей с наименьшими затратами. Организация торгово-технологического процесса представлена на рисунке 2.1.


Рисунок 2.1 - Организация торгово-технологического процесса

в ООО «Лия»

Технологический процесс в магазине начинается с разгрузки и приемки товаров. Перемещение в зону приемки осуществляется с помощью средств подъемно-транспортного оборудования. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля электропогрузчиком. При этом добиваются минимизации затрат по перемещению и обеспечению сохранности груза.

При приемке груза предприятие-получатель в соответствии с действующими правилами перевозок грузов обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.

Помещение для приемки товаров по количеству и качеству примыкает к месту разгрузки. Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов [4].

Приемку товаров по количеству проводят в определенней сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре принимаются в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимаются в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 ч с момента получения товаров.

Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (наличие сертификата качества, санитарного сертификата, ветеринарного сертификата).

После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание уделяется борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых [7].