Файл: Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг (Рынок товаров, услуг и коммерческая деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие российского потребительского рынка предопределило быстрый рост числа коммерческих предприятий, предлагающих покупателям широкий выбор товаров и услуг. Происходящие в стране экономические изменения оказали большое влияние на сферу торговли, традиционно выступающей в роли основного посредника между производителем продукции и ее потребителем. Коммерческая деятельность в настоящее время представляет одно из главных направлений в работе предприятий. Это в значительной мере предопределило интерес, который проявляется к ней как со стороны ученых, так и со стороны руководителей предприятий.

Данная проблема интересовала многих авторов. Из зарубежных ученых необходимо выделить таких как М. Портер, Д. Сток, И.-Ф. Шерр. Среди российских авторов нужно отметить труды Ю.А. Аванесова, Е.В. Васькина, профессоров Б.А.Райзенберга, Панкратовой Ф.Г., Серегиной Т.К. и других.

Необходимость самостоятельного решения вопросов коммерческой деятельности требует как понимания задач, стоящих перед каждым торговым предприятием, так и принятия обоснованных решений на основе грамотного подхода, который возможен только через овладение научными знаниями.

Цель курсовой работы – изучить организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг.

Задачи данной работы:

- изучить методологические основы коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг;

- проанализировать коммерческую деятельность ООО «Лия»;

- выявить недостатки и наметить пути совершенствования коммерческой деятельности ООО «Лия».

Предметом исследования данной работы является коммерческая деятельность предприятия на рынке товаров и услуг.

Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа, системный метод.

Информационную основу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные научных исследований и учебной литературы по вопросам коммерческой деятельности. Эмпирической базой являются практические наблюдения и данные организационной документации ООО «Лия».


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ деятельности предприятия на рынке товаров и услуг

1.1. Рынок товаров, услуг и коммерческая деятельность

Под воздействием рыночных отношений функционирует и развивается рынок товаров и услуг.

Товар представляет собой продукт труда, удовлетворяющий какие-либо потребности покупателя, предназначенный для об­мена в форме купли-продажи. Таким образом, к товару отно­сится любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуж­даемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи [22, с.8].

Услуга - результат деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. Исполнитель услуги – юридическое или физическое лицо, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору [5].

Потребитель (заказчик) услуги - организация или гражданин, имеющие намерение заказать или заказывающие услуги с учетом конкретных запросов. Согласно федеральному закону РФ «О защите прав потребителей» этот термин относится только к индивидуальному потребителю, заказывающему услуги для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [3].

Услуга в коммерции — это результат деятельности субъекта коммерческих от­ношений, направленная на оказание помощи покупателям при совершении покупки, доставке товаров и в процессе использо­вания, с

целью удовлетворения потребностей покупателей и по­вышения конкурентоспособности и коммерческого результата [1].

Способность торговых услуг удовлетворять потребности обусловлена товарно-денежными отношениями, возникающими в процессе торгового обслуживания.

Торговое обслуживание - деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателей в процессе приобретения товара или услуг [6].

Потребности, удовлетворяемые торговыми услугами подразделяются на основные и второстепенные, что предопределяется их назначением: общим и специфическим. Основная услуга удовлетворяет непосредственно физиологические потребности потребителей через реализуемые товары.

Наряду с основными потребностями торговые услуги могут удовлетворять и второстепенные потребности, поскольку торговое обслуживание предполагает взаимодействие покупателя с продавцом. В основе этих взаимоотношений лежит общение, которое оказывает решающее влияние на восприятие потребителем качества услуг и реализуемых товаров.


Расчет с покупателями - составляющая часть услуг по реализации товара, после совершения, которой он становится собственностью покупателя. Услуги по оказании помощи покупателям в совершении и использовании услуги подразделяются на предреализационные и послереализационные. К предреализационным услугам относятся прием и исполнение заказов от покупателей, предпродажная подготовка товара, выкладка товаров, предоставление примерочных кабин и прочее.

Информационно-консультативные услуги - это услуги по доведению информации до потребителя об исполнителе реализуемых им товаров и дополнительных услугах, а также по консультированию о способах использования товара.

Кроме того, психологические потребности покупателей, в том числе эргономические и эстетические, способны удовлетворить условия торгового обслуживания, включающие размещение торгового предприятия, оформление фасада его здания, климатический и санитарно-гигиенический режимы помещений, внешний вид продавца и другие средства [11, с. 32].

Совокупность товаров и услуг образует потребительский рынок.

Рынок - это совокупность процессов, в результате которых осуществляются купля-продажа и обмен товаров или услуг, и потребитель получает то, в чем он нуждается [15, с. 54].

На рисунке 1.2 представена модель товарного рынка, компонентами которой являются: потребность, спрос, предложение, продукт, цена, сделка.

Потребность

Спрос

Предложение

Товар, услуга

Обмен

Сделка

Цена

Товарный рынок

Рисунок 1.1 Модель товарного рынка [14, с.4]

Элементы рынка связаны между собой определенной зависимостью. Потребности формируются в конкретные желания, которые с учетом предложения и денежных возможностей покупателей трансформируются в спрос на товары, осуществляется купля-продажа, оформляется торгово-коммерческая сделка и обмен.

Итак, рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей, направленное на куплю и продажу товаров. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которой является купля-продажа товаров, т.е. коммерческая деятельность. [10, с.106]

Современные товарные рынки выступают как рынки покупателя, где существуют и явно выражены конкуренция, борьба за потребителя, интенсивное обновление товаров, высокий уровень обслуживания.

Роль товарного рынка заключается в том, что:

- он осуществляет рациональную концентрацию товарных ресурсов;


- регулирует качество и конкурентоспособность товаров, влияющих на спрос и предложение;

- способствует приспособлению структуры и количества производимых товаров через цены к платежеспособному спросу [14, с.4].

Рынок товаров и услуг характеризуют следующие признаки: потенциал, привлекательность, доступность и стабильность.

Потенциал рынка зависит от его объема (величины спроса), темпов роста, предельного уровня спроса. Привлекательность рынка выражается в постоянно нарастающем потоке обновленных и новых товаров с более высокими потребительскими свойствами (технико-экономическими параметрами). Современный рынок – индикатор товаров рыночной новизны, что означает постоянное повышение конкурентоспособности товаров [21, с. 47].

Доступность рынка обуславливается созданием благоприятной рыночной среды и стимулированием поддержки объективных потребностей и покупательной способности населения.

Стабильность рынка определяется структурой предложения по товарам и ее количественным выражением, степенью обновления торговой номенклатуры, удовлетворенностью спроса на товары, соотношением цены и качества. Она во многом зависит от конъюктурных факторов, конкурентной среды, инфляционных проявлений [10, с. 107].

Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которой является купля-продажа товаров, т.е. коммерческая деятельность.

Коммерческая деятельность является само­стоятельным видом деятельности, базирующаяся на ры­ночных законах и принципах, которые отражают ее природу и подчеркивают особенности ее организации на рынке товаров и услуг.

Коммерческая деятельность в рыночной экономике основывантся на следующих принципах: экономическая свобода субъектов хозяйствования, конкурентоспособность, адаптивность, снижение рисков, эффективность.

Принцип экономической свободы предполагает, что субъек­ты коммерческой деятельности свободны в выборе партнеров по коммерческим сделкам, а также в выборе форм и методов взаимодействия с ними, самостоятельно определяют объемы и структуру заку­пок, условия поставок, взаимную ответственность.

Принцип конкурентоспособности обусловлен наличием множества продавцов с идентич­ным ассортиментом товаров и возможностью широкого выбора товаров у покупателей. Конкуренты борясь за свою долю рынка и потребителей, совершен­ствуют коммерческую деятельность, используя как ценовые, так и неценовые методы. Осуществление принципа конкурентоспособности придает динамизм коммерческой де­ятельности, заставляет быстро реагировать на покупательский спрос и адаптироваться к изменениям рынка.


Снижение риска является неотъемлемым принципом коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность осущест­вляется в условиях неопределенности, динамичной конъюнк­туры рынка, изменяющейся правовой базы, системы налогообложения и других переменных, повлиять на которые субъект коммерческих отношений зачастую не мо­жет и вынужден искать пути минимизации рисков.

Эффективность коммерческой деятельности связана с не­обходимостью получения прибыли за счет освоения новых рынков, увеличения объемов продаж, ускорения товарооборачиваемости, при­нятия обоснованных коммерческих решений [11, с. 17-19].

При рассмотрении коммерческой деятельности с точки зрения взаимодействия с рынком, от коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменение рыночной ситуации, что способствовало бы устойчивому положению коммерческого предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговое предприятие любой формы собственности существует для потребителей и благодаря им. Следовательно, все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию покупательского спроса.

Таким образом, коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг пред­ставляет собой организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли (выгоды) через наилучшее удовлет­ворение спроса. При выполнении коммерческих функций следует учитывать экономические законы рынка.

1.2 Понятие и сущность коммерческой деятельности, как экономической категории

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда.

В экономической литературе имеются различные определе­ния коммерческой деятельности. Термин «коммерция» (от лат. comniercium - торговля) имеет двоякое значение: во-первых, он охватывает отрасль торговли, во-вторых - торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи, сопровождающейся коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров до конечного потребителя. В этом слу­чае в рыночной экономике общим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги — рынок, что наибо­лее полно отражает коммерческую деятельность [19, с.15].