Файл: Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг (Рынок товаров, услуг и коммерческая деятельность).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Рынок товаров, услуг и коммерческая деятельность
1.2 Понятие и сущность коммерческой деятельности, как экономической категории
1.3 Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности
1.4 Характеристика содержания коммерческой деятельности
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЛИЯ»
2.1 Общая характеристика предприятия
Основой торговли выступают купля-продажа товаров, обусловленные сменой форм стоимости. Купля-продажа товаров у поставщиков, строящаяся на коммерческой основе, не исчерпывает всего многообразия процессов комерческой деятельности.
Для того чтобы состоялся обмен, необходимо совершить взаимосвязанные, выстроенные в определенной последовательности действия, обеспечивающие организационные, экономические, социальные и правовые аспекты процесса. Эти действия носят коммерческий характер. К ним относятся: изучение рынка и определение потребности в товарах, поиск поставщиков, покупателей, заключение договоров, обеспечение их выполнения и прочее. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи между изготовителями товаров и потребителями, осуществляется управление рыночным обменом. Операции, совершаемые в процессе этой деятельности, носят коммерческий характер и оказывают влияние на конечные результаты работы торговых организаций [11 с.9-11].
Сущность коммерческой деятельности состоит в комплексном подходе к организации совокупности коммерческих процессов и операций, направленных на выполнение коммерческих функций при осуществлении товарно-денежного обмена на всех его фазах [21, с.9].
Коммерческая операция является важным компонентом коммерческой деятельности, которая представляет собой совокупность приемов и способов, обеспечивающих функционирование разных стадий товарно-денежного обмена [8, с.24].
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью.
Б.А.Райзенберг считает, что коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и различные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением услуг [21, с. 8].
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителя, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. При этом важная роль принадлежит той части коммерческой деятельности, которая связана с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара. На рисунке 1.2 представлена структура коммерческой деятельности [13, с.10].
Услуги
Рынок
Товары
Коммерческие сделки
Товарно-денежный обмен
Коммерческие процессы
Капитал
Материально-техническая база
Информационное обеспечение
Коммерческая деятельность
Субъекты
Поставщики
Торговые предприятия
Предпринима-тели
Посредники
Наемные работники
Потребители
инфраструктура
Банки
Биржи
Страховые фирмы
Таможенные службы
Контроли-рующие органы
Рисунок 1.2 Структура коммерческой деятельности
Из рисунка 1.2 следует, что базисом коммерческой деятельности является капитал, материально-техническая база и информационное обеспечение. Коммерческая деятельность включает в себя торгово-коммерческие сделки, товарно-денежный обмен, коммерческие процессы, связанные с доведением товаров до портебителей [21, с.15].
Основными субъектами коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители. Для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является необходимый ему товар (услуга). Таким образом, потребитель - не пассивный покупатель, а полноправный участник коммерческой деятельности [20, с.28].
Итак, коммерческая деятельность заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. Но купля-продажа товаров у поставщиков, построенная на коммерческой основе, не исчерпывает всего многообразия процессов коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность носит комплексный характер и охватывает продвижение, распределение и реализацию продукции.
Коммерческая деятельность выступает как способ реализации коммерческих отношений между субъектами рынка, что в свою очередь стимулирует производство и активизирует товарно-денежный обмен. Поэтому коммерческая деятельность, является объективно необходимой категорией рыночной экономики.
1.3 Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности
В последнее время возникает необходимость научного осмысления коммерческой деятельности. К вопросам, расширяющим данную категорию относятся: теоретические основы, принципиальные положения и концепция развития. Следовательно необходимо рассмотреть методологические основы коммерческой деятельности.
Методология - это учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности [21, с.18].
Для обобщения основных свойств коммерческих процессов и коммерческой деятельности в целом применяются понятия: система, организация, структура организации, миссия, цель, субъекты и объекты и др. Технологию и процессы организации управления коммерческой деятельностью торгового предприятия раскрывают такие определения, как: закупка, продажа, перепродажа, товароснабжение, обслуживание и прочие. При исследовании проблем коммерции и решении коммерческих задач указанные понятия применяются комплексно [18, с.22].
В осуществлении коммерческой деятельности важную роль играет организация. Организация (от лат.оrganizo) - совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. На этой основе строится организация коммерческой деятельности торгового предприятия, которой свойственны определенные закономерности функционирования и взаимодействия ее элементов [17, с.36].
Организационные аспекты формирования коммерческой деятельности торгового предприятия связаны:
1) с экономикой предприятия - анализом, планированием, оценкой коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов;
2) с коммерческим правом - формированием хозяйственно-коммерческих связей в сфере товарного обращения, заключением и исполнением коммерческих договоров;
3) с маркетингом при использовании информационных технологий - изучением потребительского спроса, потенциальных возможностей и намерений конкурентов, а также деятельность, связанная с продвижением товаров на рынок, обеспечивающая стимулирование продажи товаров;
4) с менеджментом – который заключается в развитии потенциальных возможностей предприятия с ориентацией на трудовой коллектив для достижения поставленных целей в коммерческой деятельности;
5) со специальными дисциплинами коммерческого товароведения и экспертизы [11, с.7].
Для исследования коммерческой деятельности торгового предприятия на рынке товаров и услуг используются следующие методы:
- общенаучные - наблюдения, эксперимента, сравнения, аналогии и др., ведущим из которых является системный метод. Он рассматривает коммерческую деятельность как систему с присущими ей признаками -элементами, связями, целостностью, функциями.
- математические, которые дают возможность изучать показатели коммерческой деятельности, связанные с закупками, продвижением и продажей товаров.
- построение моделей - в них отражается конъюнктура товарных рынков, покупательский спрос, поведение потребителей, оптимизация использования ресурсов, формирование ассортимента, строятся прогнозы по развитию потребительского рынка и т.п [19, с.28].
Осуществление коммерческой деятельности обеспечивается различными средствами: товарно-материальными и человеческими ресурсами, материально-технической базой, инвестициями.
С учетом организационно-методологических аспектов и целевой предназначенности торгового предприятия на рынке товаров и услуг на коммерческую деятельность возлагается выполнение следующих функций:
1. Формирование коммерческой политики - это определение текущих и перспективных задач коммерческой деятельности, способов их решения, которые должны обеспечивать выполнение главной цели коммерческой деятельности – получение прибыли. Без четко сформулированных задач невозможно успешное функционирование предприятия.
2. Комплексный подход к коммерческой работе заключается в формировании коммерческих звеньев торгового предприятия, которые должны работать комплексно, осуществляя тесную связь с поставщиками, учитывая структуру рыночного спроса, при эффективном управлении продвижением товаров к покупателям.
3. Управление куплей-продажей товаров и услуг на коммерческой основе – управление проведение коммерческих сделок, коммерческих операций, товарно-денежного обмена.
4. Развитие рынков товаров - постоянное определение состояния рынка, изучение покупательского спроса на определенные товары, с целью формирования конкурентных преимуществ торгового предприятия.
5. Адаптация коммерческой деятельности к рыночной среде с целью своевременной и адекватной реакции на ее изменения.
6. Оптимизация издержек, связанных с коммерческой деятельностью [21, с.13-14].
Формирование коммерческой деятельности торговых предприятий на рынке товаров и услуг имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленной цели. Без четко сформулированной цели невозможно построить коммерческую деятельности, разработать ее стратегию и оценить эффективность [16, с.24].
Цель организации коммерческой деятельности торгового предприятия - увеличение доходов при условии удовлетворения спроса покупателей.
Основными задачами коммерческой деятельности являются:
- установление партнерских отношений с субъектами рынка;
- расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;
- защита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;
- внедрение прогрессивных методов оптовой и розничной торговли;
- повышение уровня работы по изучению спроса, экономическому обоснованию потребности в товарах;
- совершенствование механизма управления товарными ресурсами, спросом и предложением, формирование конкурентоспособного ассортимента;
- стимулирование сбыта товаров [11, с.20].
Для формирования и развития коммерческой деятельности необходимы определенные условия и конкретизация воздействующих факторов. Первоочередными факторами, влияющими на деятельность торгового предприятия, являются субъекты и объекты.
Субъекты - лица, выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие решения. Свои действия они реализуют через объекты торгового предприятия - основные производственные фонды и товарно-материальные ценности [13, с.12].
Очевидно, что коммерческие позиции торгового предприятия формируются под влиянием факторов внешней среды (это экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, система налогообложения, государственная законодательная база и пр.) и факторов внутренней среды (производственные, технические, экономические, человеческие ресурсы). Поэтому все многообразие факторов внешней и внутренней среды следует рассматривать во взаимодействии и совокупности при формировании коммерческой деятельности торгового предприятия.
При проектировании коммерческой деятельности торгового предприятия следует соблюдать следующие принципы:
- полную самостоятельность и равноправие субъектов рынка;
- приспособляемость коммерческих функций к ситуационным изменениям рынка;
- ответственность перед партнерами по купле-продаж товара за выполнение взятых обязательств;
- взаимодействие коммерции с маркетингом и менеджментом;
- предвидение коммерческих рисков;
- адаптацию коммерческих работников к новым условиям работы;
- получение прибыли от реализуемой продукции [21, с.13].
При этом сформированная торговая структура в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта является ключевым звеном товарного рынка, способным к обеспечению значительных логистических эффектов в сфере закупочной и сбытовой логистики [12, с.112].