Файл: Цель и задачи экономического анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим показатели рентабельности БГП «Водоканал» за период 2013 — 2015 г., данные представим в таблице 2.4.

Таблица 2.4 — Показатели рентабельности БГП «Водоканал» за 2013 — 2015 гг.

Показатели

Годы

Темп роста,%,

отклонение

(+ −)

2013

2014

2015

2015 к 2014

2015 к 2013

1

2

3

4

5

6

1. Итоговая рентабельность

2,4

3,2

2,3

-0,9

-0,1

2. Рентабельность продаж, %

4,6

5,3

2,9

-2,4

-1,7

3. Рентабельность трудовых ресурсов, %

- по прибыли

9,12

14,24

11,67

-2,57

2,55

- по чистой прибыли

0,04

2,84

2,6

-0,24

2,56

4. Рентабельность капитала, %

- по прибыли

0,90

1,12

0,56

-0,34

-0,34

- по чистой прибыли

0,004

0,22

0,12

0,12

0,116

5. Рентабельность основного капитала, %

- по прибыли

1,01

1,24

0,56

-0,68

-0,45

- по чистой прибыли

0,004

0,24

0,13

-0,11

1,126

Продолжение таблицы 2.4

1

2

3

4

5

6

6. Рентабельность оборотного капитала, %

- по прибыли

9,1

11,7

9,9

-1,8

0,8

- по чистой прибыли

0,04

2,3

2,2

-0,1

2,16

7. Рентабельность себестоимости реализованной продукции

4,7

5,6

3,1

-2,6

-1,6

8. Рентабельность экономических ресурсов:

- по прибыли

0,82

1,04

0,53

-0,51

-0,29

9. Прибыль, млн.р.

491

777

805

103,6

163,9

10. Прибыль от реализации, млн.р.

920

1291

1017

78,7

110,5

11. Чистая прибыль, млн.р.

2

155

181

116,8

9050

12. Фонд заработной платы, млн.р.

5382

5454

6895

128,1

128,1

13. Среднегодовая стоимость капитала,

всего, млн.р.

54175

69149

144970

267,6

267,6

В том числе:

-

-

-

-

-

13.1 Основного

48786

62540

136802

218,7

280,4

13.2 Оборотного

5389

6609

8168

123,6

151,6

14. Себестоимость реализованной продукции, млн.р.

19260

23044

33257

144,3

172,7

15. Среднегодовая стоимость

экономических ресурсов, млн.р.

59557

74603

151865

254,9

255,0

16. Выручка от реализации продукции, млн.р.

20180

24335

34274

140,8

140,8


Примечание—Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Итоговая рентабельность свидетельствует о том, что предприятие рентабельно, так как получает прибыль от своей деятельности, однако показатель за анализируемый период сокращается, что говорит о том, что предприятие работает менее эффективно по сравнению со сравниваемым периодом. Так в 2015 г. по отношению к 2014 г. показатель итоговой рентабельности сократился на 0,9 % по отношению к 2013 г. на 0,1 %.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Рентабельность продаж в 2015 г. составила в 2,9 %, что на 2,4 % меньше чем в 2014 г., по отношению к 2013 г. рентабельность продаж сократилась на 1,7 %. Снижение рентабельности продаж свидетельствует о снижении конкурентоспособности выпускаемой продукции и соответственно снижению спроса на продукцию

Рентабельность трудовых ресурсов в 2015 г. по отношению к 2014 г. сократилась на 2,57 % и составила 11,67 %. Однако по отношению к 2013 г. рентабельность трудовых ресурсов возросла на 2,55 %. По чистой прибыли рентабельность трудовых ресурсов в 2015 г. также сократилась на 0,24 %, по отношению к 2013 г. возросла на 2,56 %. Увеличение рентабельности трудовых ресурсов свидетельствует об эффективности использования трудовых ресурсов в 2015 г. по отношению к 2013 г.

За анализируемый период рентабельность капитала сокращалась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. рентабельность капитала сократилась на 0,56 %, по отношению к 2013 г. сократилась на 0,34 %. Рентабельность основного капитала в 2015 г. сократилась на 0,68 % по отношению к 2014 г., и на 0,45 % по отношению к 2013 г. Рентабельность оборотного капитала в 2015 г. по отношению к 2014 г. сократилась на 1,8 %, по отношению к 2013 г. возросла на 0,8 %. Рентабельность себестоимости реализованной продукции за период 2013 2015 гг. снижалась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. рентабельность себестоимости реализованной продукции сократилась на 2,6 % по отношению к 2013 г. на 1,6 %. Показатель рентабельности затрат демонстрирует степень окупаемости расходов по конкретным направлениям деятельности

Рентабельность экономических ресурсов по прибыли сократилась в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 0,51 %, по отношению к 2013 г. на 0,29 %.

Построим матрицу SWOT—анализа БГП «Водоканал» (приложение Б). Таким образом, на основании рассмотренных данных, а также анализа внешней среды функционирования предприятия можно сделать вывод, что у БГП «Водоканал» наблюдается положительная тенденция развития экономических показателей.


Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:

1) Анализ основных показателей хозяйственной деятельности БГП «Водоканал» позволил определить: выручка от реализации продукции за анализируемый период 2013—2015 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так выручка от реализации продукции в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросла на 40,8 % и составила 34274 млн р., по отношению к 2013 г. выручка от реализации увеличилась на 69,8 %. В сопоставимых ценах выручка от реализации продукции сокращалась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. выручка снизилась на 9,7 % и составила 19272 млн р.

2) Положительной тенденцией можно отметить увеличение показателя прибыли, так в 2013 г. прибыль составила 491 млн р., а к 2014 г. увеличилась и составила 777 млн р. В 2015 г. по отношению к 2014 г. прибыль увеличилась на 3,6 %, а по отношению к 2013 г. на 63,9 %. Увеличение показателя прибыли обусловлено ростом объема производства и реализации продукции.

3) Итоговая рентабельность свидетельствует о том, что предприятие рентабельно, так как получает прибыль от своей деятельности, однако показатель за анализируемый период сокращается, что говорит о том, что предприятие работает менее эффективно по сравнению со сравниваемым периодом. Так в 2015 г. по отношению к 2014 г. показатель итоговой рентабельности сократился на 0,9 % по отношению к 2013 г. на 0,1 %.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БГП «ВОДОКАНАЛ» ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-ВОСПРИИМЧИВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Для повышения показателей экономического анализа предложим БГП «Водоканал» внедрить инновационно-восприимчивые технологии. Одним из направлений повышения эффективности функционирования предприятия и увеличения рентабельности производственной деятельности организации может стать поиск резервов по снижению затрат на потребление не только топливно-энергетических, но и сырьевых ресурсов. Предприятие расходует воду на различные цели: хозяйственно-питьевые цели работников; технологические нужды; пожаротушение; прочие (полив насаждений, проездов и т. д.).

Необходимые расчеты представим в таблице 3.1-3.5.

Таблица 3.1 – Расчет текущих годовых затрат на потребление хозяйственно-питьевой воды до внедрения мероприятия


Наименование показателя

Символ, обозначение

Единицы

измерения

Значение показателя

Объем потребления хозяйственно-питьевой воды предприятием за год

Vпотр.воды

м3

120 000

Стоимость 1 м3 хозяйственно-питьевой воды по состоянию на 15.02.2015 г. с НДС

Цв

руб.

3396

Текущие затраты на потребление хозяйственно-питьевой воды до внедрения

Зтек.

млн.руб.

407,52

Формула расчета

З тек. = Vпотр.воды× Цв. =

= 120 000 × 3396 = 407 520 000

Примечание – Источник: собственная разработка.

Высокие объемы водопотребление и сбросов в производстве могут характеризовать несовершенство технологических процессов и схем водного хозяйства. Поэтому для повышения эффективности использования сырьевых, в частности водных, ресурсов предлагается рассмотреть целесообразность реализации инновационного проекта по строительству водозабора из двух артезианских скважин.

В таблице 3.2 представлен расчет суммарных затрат на потребление воды после внедрения предлагаемого мероприятия.

Таблица 3.2 – Расчет суммарных затрат на потребление воды после внедрения предлагаемого мероприятия

Наименование показателя

Символ, обозначение

Единицы

измерения

Значение показателя

Текущие затраты на потребление хозяйственно-питьевой воды после внедрения

Зтек.

млн р.

176,07

Формула расчета

Зтек.= Зпотр.эл.+ Знал..+ Зопл.тр. =

= 142,21+ 2,16 +31,7= 176,07

Примечание – Источник: собственная разработка.

Реализация любого инновационного проекта предполагает осуществление определенных капитальных вложений. В данном случае необходимо учесть стоимость проектно-сметных, строительно-монтажных работ, стоимость самого оборудования и технического сопровождения бурения скважин и установки самого водозабора.

Рассмотрим совокупность капитальных затрат, необходимых для реализации инновационного проекта по внедрению мероприятия (таблица 3.3).


Таблица 3.3– Стоимость капитальных затрат по предлагаемому мероприятию (Зкап.)

Перечень необходимого оборудования

Сумма без НДС,

млн. р.

1

2

Разработка проектно-сметной документации, проведение экспертизы проекта

72,9

Продолжение таблицы 3.3

1

2

Установка 2-х скважин (резервной и эксплуатационной)

298,9

Станция 2-го подъема с инженерными коммуникациями

416,0

Реконструкция резервуаров

157,2

Авторский надзор

5,0

Технический надзор

10,0

Всего по проекту

в том числе:

960,0

-проектные работы, тех. надзор и др.

87,9

-строительно-монтажные работы

425,9

-оборудование

446,2

Примечание – Источник: собственная разработка.

Итак, суммарные капитальные затраты на реализацию проекта составят 960 млн. р. Из них 46,5 % от общей суммы затрат потребуется на закупку необходимого оборудования, 44,4 % — на строительство и монтаж инженерных сооружений, насосных установок и подведение коммуникационных линий и 9,2 % на реализацию и осуществление проектных работ и технического надзора.

Для обоснования целесообразности внедрения предлагаемого мероприятия сопоставим текущие затраты на потребление хозяйственно-питьевой воды до и после реализации проекта. Расчет экономического эффекта от предлагаемого мероприятия приведен в таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемого мероприятия

Наименование показателя

Символ, обозначение

Единицы

измерения

Значение показателя

1

2

3

4

Текущие затраты на потребление воды до внедрения

Зтек. до внедр.

млн р.

407,52

Продолжение таблицы 3.5

1

2

3

4

Текущие затраты на потребление воды после внедрения

Зтек.послевнедр.

млн р.

176,07

Экономия

Э

млн р.

231,45

Формула расчета

Э = Зтек. до внедр - Зтек. после внедр.=

= 407,52 – 176,07 = 231,45