Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Сущность экономического анализа
1.2 Цель и задачи экономического анализа
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ БГП «ВОДОКАНАЛ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика БГП «Водоканал»
Примечание – Источник: собственная разработка.
Проанализировав результаты расчета, можно сделать следующие выводы: текущие затраты на потребление питьевой воды после внедрения предлагаемого мероприятия сократятся с 407,52 млн. р. до 176,07 млн. р., т. е. в 2,3 раза, а годовая экономия в стоимостном выражении составит 231,45 млн. р.
Для полного экономического обоснования целесообразности предлагаемого мероприятия необходимо рассчитать срок окупаемости инновационного проекта и сопоставление капитальных затрат на реализацию с предполагаемым экономическим эффектом, рассмотрим таблицу 3.6:
Таблица 3.6 – Расчет срока окупаемости инновационного проекта
Наименование показателя |
Символ, обозначение |
Единицы измерения |
Значение показателя |
Капитальные затраты на внедрение мероприятия |
Зкап.. |
млн р. |
960,0 |
Экономия |
Э |
млн р. |
231,45 |
Срок окупаемости |
Т |
лет |
4,1 |
Формула расчета |
Т = Зкап../ Э = 960,0 / 231,45 = 4,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предлагаемый для БГП «Водоканал» инновационный проект по строительству водозабора из двух артезианских скважин и станции второго подъема с инженерными коммуникациями для очистки потребляемой жителями и предприятиями города Бобруйска воды может быть внедрен, так как имеет приемлемый срок окупаемости (не более 4— 5 лет), суммарную годовую экономию в 231,45 млн. р. Таким образом, наблюдается рост экономических показателей предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе теоретического исследования было определено, что:
1) Экономический анализ – это деятельность предприятия для того, чтобы провести оценку результатов, выявление причин отклонений и путей повышения эффективности хозяйствования.
2) Экономический анализ хозяйственной деятельности – это система специальных знаний, направлена на повышение эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию. Что происходит через обоснование планов, управленческих решений, контролем за их выполнением. При экономическом анализе большую роль играют измерение степени влияния факторов и предпринимательских рисков, оценка достигнутых результатов, поиск, измерение и обоснование величины хозяйственных резервов.
В ходе экономического анализа было выяснено, что:
1) Анализ основных показателей хозяйственной деятельности БГП «Водоканал» позволил определить: выручка от реализации продукции за анализируемый период 2013—2015 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так выручка от реализации продукции в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросла на 40,8 % и составила 34274 млн р., по отношению к 2013 г. выручка от реализации увеличилась на 69,8 %. В сопоставимых ценах выручка от реализации продукции сокращалась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. выручка снизилась на 9,7 % и составила 19272 млн р.
2) Положительной тенденцией можно отметить увеличение показателя прибыли, так в 2013 г. прибыль составила 491 млн р., а к 2014 г. увеличилась и составила 777 млн р. В 2015 г. по отношению к 2014 г. прибыль увеличилась на 3,6 %, а по отношению к 2013 г. на 63,9 %. Увеличение показателя прибыли обусловлено ростом объема производства и реализации продукции.
3) Итоговая рентабельность свидетельствует о том, что предприятие рентабельно, так как получает прибыль от своей деятельности, однако показатель за анализируемый период сокращается, что говорит о том, что предприятие работает менее эффективно по сравнению со сравниваемым периодом. Так в 2015 г. по отношению к 2014 г. показатель итоговой рентабельности сократился на 0,9 % по отношению к 2013 г. на 0,1 %.
Для совершенствования экономического развития БГП «Водоканал» было предложено внедрить инновационный проект по строительству водозабора из двух артезианских скважин и станции второго подъема с инженерными коммуникациями для очистки потребляемой жителями и предприятиями города Бобруйска воды. Проект может быть внедрен, так как имеет приемлемый срок окупаемости (не более 4— 5 лет), суммарную годовую экономию в 231,45 млн. р., что приведет к положительному эффекту экономических показателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М.И. Баканов. – М.: Экономика, 2014. – 352 с.
2. Богатин, Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия / Ю.В. Богатин. – М.: Изд-во стандартов, 2014. – 216 с.
3. Донцова, Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности: учеб.пособие / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова; под общ. ред. Л.В. Донцовой. – М.: Дело и сервис, 2014. – 335с.
4. Еленева, Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / Ю.Я. Еленева, А.М. Коротков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 6. – С.31-33
5. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Н.Е.Зимин, В.Н.Солопова. – М.: КолосС, 2014. – 384 с.
6. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев; под общ.ред. В.В. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 560с.
7. Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / Н.В. Количина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 368 с.
8. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева; под общ.ред. В.И. Макарьевой. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 264с.
9. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г. В. Савицкая. – Мн.: ООО «Новое знание», 2015. — 688 с.
10. Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В.Савицкая. 8-е изд. – Мн.: Новое знание, 2015. – 356 с.
11. Экономика предприятия/ В.Я.Хрипоч. – Мн.: Экономпресс, 2015. – 464 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Организационная структура
Рисунок А.1 – Организационная структура БГП «Водоканал»
Руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения
Директор БГП «Водоканал»
Заместитель директора по коммерческим вопросам
Рабочие БГП «Водоканал»
Главный бухгалтер
Заместитель директора по качеству
Главный инженер
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
SWOT — анализ БГП «Водоканал»
Таблица Б.1 — SWOT — анализ БГП «Водоканал»
Возможности |
Угрозы |
||||
Сильные стороны |
|||||
1 Высокое качество воды «Вежа» по сравнению с конкурентами 2 Использование современного оборудования 3 Удовлетворение потребностей потребителей 4 Надежная сеть распределения 5 Высокая квалификация персонала |
1 Улучшение качества продукции за счет использования более современных технологий по очистке 2 Возможность выхода на новые рынки сбыта России, Украины, Польши 3 Рост спроса за счет предложения потребителям новинок 4 Возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции предложения новых услуг и продукции 5. Создание более совершенной дилерской сети для реализации всех видов выпускаемой продукции |
1 Угроза появления новых конкурентов с более приемлемой ценой и высоким качеством 2 Сокращение доходов населения 3 Охват более сильными конкурентами основной части рынка сбыта
|
|||
Слабые стороны |
|||||
1 Большая конкуренция 2 Высокая |
1 Обновить ассортимент и улучшить качество 2 Снизить себестоимость за |
1 Охват более сильными конкурентами основной части рынка сбыта. |
|||
себестоимость продукции 3 Слабая политика продвижения на рынок 5 Слабая сеть распределения 6 Не эффективная реклама 7 Не достаточное изучение внешней и внутренней среды управления |
счет снижения материальных затрат 3 Расширение дилерской сети и предложение скидок для оптовых покупателей 4 Проведение активной рекламной деятельности, с целью продвижения продукции конечному потребителю |
2 Потеря значительной доли рынка 3 Снижение покупательской способности 4 Снижения прибыли управления, за счет снижения продаж |