Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Сущность экономического анализа
1.2 Цель и задачи экономического анализа
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ БГП «ВОДОКАНАЛ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика БГП «Водоканал»
Схема организационной линейно-функциональной структуры управления предприятием представлена на рисунке 1 Приложении А.
Директор действует от имени Бобруйского государственного предприятия «Водоканал», представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях, распоряжается имуществом по согласованию с наблюдательным советом.
Заместитель директора по коммерческим вопросам отвечает за обеспечение сырьем и материалами, возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и анализ конъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяет программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.
Главный инженер отвечает за организацию производственного процесса, за выполнение планов производства продукции.
Заместитель директора по качеству отвечает за качество продукции и услуг.
Главный бухгалтер осуществляет анализ и планирование экономической и финансовой деятельности предприятия, координирует политику в области ценообразования, и снижения затрат на производство и реализацию продукции, контролирует разработку и выполнение финансовых планов, целевого использования ресурсов, организует и совершенствует систем у стимулирования труда. Вышеназванные руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения, которые обеспечивают выполнение своих функциональных и должностных обязанностей.
Для данной отрасли и данного предприятия линейно-функциональный тип организационной структуры является оптимальным и имеет следующие преимущества:
- внутренние организационные связи ясно очерчены;
- система позволяет повышать профессиональный уровень технических специалистов;
- система управления и контроля относительно проста;
- относительно низкие накладные расходы при условии полной загрузки производственных мощностей.
Основные показатели хозяйственной деятельности БГП «Водоканал» за 2013—2015гг. приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Основные показатели хозяйственной деятельности БГП «Водоканал» за период 2013-2015 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста, %, Отклонение (+ −) |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2015 к 2014 |
2015 к 2013 |
|
1. Выручка от реализации (за вычетом налогов), млн р. |
- |
- |
- |
- |
- |
1.1 В действующих ценах |
20180 |
24335 |
34274 |
140,8 |
169,8 |
1.2 В сопоставимых ценах |
20180 |
21346 |
19272 |
90,3 |
95,5 |
2. Объем производства продукции, млн р. |
- |
- |
- |
- |
- |
2.1 В действующих ценах |
17748 |
21162 |
25394 |
119,9 |
143,1 |
2.2 В сопоставимых ценах |
17748 |
18563 |
14279 |
76,9 |
80,5 |
3. Себестоимость реализованной продукции: |
- |
- |
- |
- |
- |
3.1 Сумма, млн р. |
19260 |
23044 |
33257 |
144,3 |
172,7 |
3.2 Уровень, % |
95,4 |
94,6 |
97,0 |
102,5 |
101,6 |
4. Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки: |
- |
- |
- |
- |
- |
4.1 Сумма, млн р. |
2820 |
3704 |
5142 |
138,8 |
182,3 |
4.2. Уровень, % |
13,9 |
15,2 |
15,0 |
98,6 |
107,9 |
5. Прибыль, млн р. |
491 |
777 |
805 |
103,6 |
163,9 |
6. Прибыль от реализации продукции, млн р. |
920 |
1291 |
1017 |
78,7 |
110,5 |
7. Рентабельность, % |
- |
- |
- |
- |
- |
7.1 Итоговая |
2,4 |
3,2 |
2,3 |
- 0,9 |
- 0,1 |
7.2 Продаж |
4,6 |
5,3 |
2,9 |
- 2,4 |
- 1,7 |
7.3 Реализации |
4,8 |
5,6 |
3,1 |
- 2,5 |
- 1,7 |
Анализ основных показателей хозяйственной деятельности БГП «Водоканал» позволил определить: выручка от реализации продукции за анализируемый период 2013—2015 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так выручка от реализации продукции в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросла на 40,8 % и составила 34274 млн р., по отношению к 2013 г. выручка от реализации увеличилась на 69,8 %. В сопоставимых ценах выручка от реализации продукции сокращалась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. выручка снизилась на 9,7 % и составила 19272 млн р. А по отношению к 2013 г. рост выручки сократилась на 4,5 %. Увеличение выручки от реализации продукции в действующих ценах обусловлено увеличением объемов производства продукции за период 2013—2015 гг.
Объем производства продукции в действующих ценах также имел тенденцию к увеличению, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. объем производства продукции возрос на 19,9 % по отношению к 2013 г. на 43,1 % и в 2015 г. составил 25394 млн р. В сопоставимых ценах объем производства продукции в 2015 г. о отношению к 2014 г. снизился на 23,1 %, а по отношению к 2013 г. снизился на 19,5 %.
Себестоимость реализованной продукции в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросла на 44,3 % и составила 33257 млн р., а по отношению к 2013 г. себестоимость реализованной продукции увеличилась в 2,23 раза. Отрицательным моментом можно отметить увеличение доли себестоимости в выручке.
Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки возросли и к 2015 г. составили 5142 млн р. Так в 2015 г. по отношению к 2014 г. налоги и неналоговые платежи возросли на 38,8 %, а по отношению к 2013 г. увеличились на 82,3 %, это обусловлено прежде всего ростом выручки от реализации продукции.
Положительной тенденцией можно отметить увеличение показателя прибыли, так в 2013 г. прибыль составила 491 млн р., а к 2014 г. увеличилась и составила 777 млн р. В 2015 г. по отношению к 2014 г. прибыль увеличилась на 3,6 %, а по отношению к 2013 г. на 63,9 %. Увеличение показателя прибыли обусловлено ростом объема производства и реализации продукции.
Прибыль от реализации продукции в 2015 г. по отношению к 2014 г. сократилась на 21,3 % и составила 117 млн.р., данное снижение обусловлено увеличением себестоимости реализованной продукции на 44,3 %. По отношению к 2013 г. прибыль от реализации продукции увеличилась на 10,5 %, за счет увеличения объемов производства и реализации продукции.
Итоговая рентабельность за анализируемый период сократилась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. на - 0,9 % и составила 2,3 %, а по отношению к 2013 г. на - 0,1 %, это связано со снижением роста доходов над расходами.
Несмотря на увеличение выручки от реализации продукции рентабельность реализованной продукции за период 2013—2015 гг. сократилась на -2,4 % по отношению к 2014 г. и на -1,7 % по отношению к 2013 г. Данное снижение обусловлено увеличением себестоимости реализованной продукции и сокращением спроса на предлагаемую продукцию среди населения.
Рентабельность расходов на предприятии БГП «Водоканал» в 2015 г. по отношению к 2014 г. сократилась на -2,5, а по отношению к 2013 г. на - 1,7 %, вследствие сокращения прибыли и увеличения совокупных расходов.
Таким образом, на основании рассмотренных данных, а также анализа внешней среды функционирования предприятия можно сделать вывод, что БГП «Водоканал» обладает достаточным средств для ведения эффективной деятельности.
2.2 Экономический анализ развития БГП «Водоканал»
Экономический анализ БГП «Водоканал» проведем на основании следующих групп показателей – формирование прибыли, динамики, состава и структуры себестоимости производства и реализации продукции предприятия, а также показателей рентабельности. Указанные группы показателей будут представлены и проанализированы в таблицах 2.2-2.4.
Рассмотрим формирование прибыли БГП «Водоканал» за период 2013 —2015 гг., данные представим в таблице 2.2
Прибыль от реализации за анализируемый период изменялась следующим образом: в 2015 г. по отношению к 2014 г. прибыль от реализации по сумме сократилась на 21,2 %, в 2015 г. по отношению к 2013 г. увеличилась на 10,5 %.
Таблица 2.2 — Формирование прибыли БГП «Водоканал» за период 2013—2015 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста,%; отклонение (+ −) |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2015 к 2014 |
2015 к 2013 |
|
1 Выручка от реализации (за вычетом налогов), млн р. |
20180 |
24335 |
34274 |
140,8 |
140,8 |
2 Налоги, уплачиваемые за счет |
2820 |
3704 |
5142 |
138,8 |
182,3 |
выручки, млн р. |
|||||
3 Себестоимость реализованной продукции: сумма, млн р. |
19260 |
23044 |
33257 |
144,3 |
172,6 |
удельный вес, % |
95,4 |
94,7 |
97,0 |
2,33 |
1,6 |
4 Прибыль от реализации: сумма, млн р. |
920 |
1291 |
1017 |
78,8 |
110,5 |
удельный вес в прибыли, % |
187,3 |
166,2 |
126,3 |
-39,9 |
-61 |
5 Прибыль от операционных расходов и доходов: сумма, млн р. |
6 |
15 |
16 |
106,7 |
266,0 |
удельный вес в прибыли, % |
1,22 |
1,93 |
1,98 |
0,05 |
0,76 |
6 Прибыль от внереализационных доходов и расходов, сумма, млн р. |
-435 |
-529 |
-228 |
301,0 |
207,0 |
удельный вес в прибыли, % |
- |
- |
- |
- |
- |
7 Прибыль: сумма, млн р. |
491 |
777 |
805 |
103,6 |
163,9 |
удельный вес, % |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Примечание—Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Прибыль от операционных расходов и доходов в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросла на 6,7 %, а в 2015 г. по отношению к 2013 г. возросла в 2,66 раза.
Прибыль от внереализационных доходов и расходов за период 2013-2015гг. отрицательная, в 2015 г. по отношению к 2014 г. сократилась на 56,9 %, в 2015 г. по отношению к 2013 г. на 47,6 %.
Прибыль в 2015 г. составила 805 млн р., что на 3,6 % больше, чем в 2014 г. и на 63,9 % больше чем в 2013 г.
Положительная прибыль показывает, что в целом предприятие рентабельно, так как приносит прибыль от своей деятельности.
Рассмотрим динамику, состав и структуру себестоимости производства и реализации продукции за период 2013—2015 гг., данные представим в таблице 2.3:
Таблица 2.3 — Состав и структура себестоимости производства и реализации продукции БГП «Водоканал» за период 2013—2015 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста, %; отклонение (+ −) |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2015 к 2014 |
2015 к 2013 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 Сырье и материалы: сумма, млн р. |
724 |
1123 |
1785 |
155,1 |
158,9 |
удельный вес, % |
4,34 |
5,6 |
7,8 |
1,26 |
2,2 |
2 Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты: сумма, млн р. |
- |
- |
- |
- |
- |
удельный вес, % |
- |
- |
- |
- |
- |
3 Работы, выполненные сторонними организациями: сумма, млн р. |
90 |
183 |
266 |
203,3 |
145,4 |
удельный вес, % |
0,54 |
0,91 |
1,2 |
0,37 |
0,29 |
Продолжение таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4 Топливо: сумма, млн р. |
361 |
540 |
681 |
149,6 |
126,1 |
удельный вес, % |
2,0 |
2,7 |
2,9 |
0,7 |
0,2 |
5 Электрическая энергия: сумма, млн р. |
4920 |
5693 |
6112 |
115,7 |
107,4 |
удельный вес, % |
29,5 |
28,5 |
26,6 |
- 1,0 |
- 1,9 |
6 Тепловая энергия: сумма, млн р. |
32 |
32 |
35 |
100 |
109,4 |
удельный вес, % |
0,19 |
0,16 |
0,15 |
- 0,03 |
- 0,1 |
7. Прочие материальные затраты: сумма, млн.р. |
316 |
383 |
421 |
121,2 |
109,9 |
удельный вес, % |
1,89 |
1,92 |
1,84 |
0,03 |
- 0,08 |
8 Расходы на оплату труда: сумма, млн.р. |
4337 |
4991 |
5111 |
115,1 |
102,4 |
удельный вес, % |
26,04 |
24,98 |
22,3 |
- 1,06 |
- 2,68 |
9 Отчисления на социальные нужды: сумма, млн.р. |
1513 |
1827 |
2108 |
120,7 |
115,4 |
удельный вес, % |
9,08 |
9,15 |
9,20 |
0,07 |
0,05 |
10 Амортизация основных фондов: сумма, млн р. |
2069 |
2733 |
2835 |
132,1 |
103,7 |
удельный вес, % |
12,4 |
13,7 |
12,4 |
1,3 |
- 1,3 |
11 Прочие затраты: сумма, млн р. |
2292 |
2517 |
2678 |
109,8 |
106,4 |
удельный вес, % |
13,8 |
12,6 |
11,7 |
- 1,2 |
- 1,1 |
12. Расходы на реализацию продукции сумма, млн р. |
461 |
732 |
896 |
158,8 |
122,4 |
удельный вес, % |
2,76 |
3,66 |
3,9 |
0,9 |
0,24 |
13. Полная себестоимость товарной |
16654 |
19972 |
22930 |
119,9 |
114,8 |
продукции сумма, млн р. |
|||||
удельный вес, % |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Примечание—Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Анализ динамики, состава и структуры себестоимости производства и реализации продукции, позволил определить следующее:
Сырье и материалы за анализируемый период имеют тенденцию к увеличению, так в 2015 г., по отношению к 2014 г. стоимость сырья и материалов возросла на 55,1 %, а в 2015 г. к 2013 г. стоимость сырья и материалов увеличилась на 58,9 %. По удельному весу сырье и материалы в 2015 г. составили 7,8 %, что на 2,2 % больше чем в 2014 г.
Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты в производстве не используются вовсе.
В полной себестоимости товарной продукции около 30 % затрат составляют затраты на электроэнергию по удельному весу в общей структуре себестоимости.
Стоимость работ выполненных сторонними организациями возросла к 2015 г. по отношению к 2014 г. на 45,4 %. По удельному весу стоимость работ составила 1,2 %, что на 0,29 % больше, чем в 2014 г.
Стоимость затрат на топливо в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросла на 26,1 %, по удельном весу 2,9 %.
В полной себестоимости товарной продукции около 30 % затрат составляют затраты на электроэнергию по удельному весу в общей структуре себестоимости. По сумме затраты на электроэнергию возросли на 7,4 % в 2015 г. по отношению к 2014 гг.
Значительную долю в себестоимости имеют расходы на оплату труда, порядка 25 %, в 2014 г. доля расходов на оплату труда по удельному весу сократилась на 1,06 %. В 2015 г. по отношению к 2014 г. на 2,68 %. По сумме расходы на оплату труда в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросли на 15,1 %, а в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 2,4 %. В связи с увеличением затрат на оплату труда увеличились и отчисления на социальные нужды, как по сумме, так и по удельному весу.
Доля амортизации основных фондов в полной себестоимости товарной продукции составляет около 15 %, так в 2014 г. доля амортизации основных фондов возросла с 12,4 % до 13,68 % или на 1,3 %,а в 2015 г. по отношению к 2013 г. доля амортизации по удельному весу сократилась на 1,3 %. По сумме амортизация основных фондов в 2015 г. возросла на 32,1 % по отношению к 2014 г. В 2015 г. по отношению к 2013 г. сумма амортизации основных фондов возросла на 3,7 %.Доля расходов на реализацию имеет тенденцию к росту на 0,9 % в 2015 г. по сравнению с 2014 г. и на 0,24 % в 2015 г. по сравнению с 2013 г. По сумме расходы на реализацию возросли на 58,8 % в 2015 г. по отношению к 2014 г., а в 2015 г. по отношению к 2014 г. расходы на реализацию возросли на 22,4 %. Полная себестоимость товарной продукции увеличилась в 2014г. по отношению к 2013 г. на 19,9 %, в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 14,8 %.