Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Понятие и виды власти в менеджменте).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты власти в менеджменте
1.1. Понятие и виды власти в менеджменте
1.2. Виды и баланс власти в менеджменте
Глава 2. Анализ практических аспектов власти в менеджменте на примере АО «Пит-Стоп»
2.1. Краткая характеристика АО «Пит-Стоп»
2.2. Анализ реализации форм власти на предприятии
Глава 3. Рекомендации, направленные на совершенствование процесса реализации власти в АО «Пит-Стоп»
В 2017 г. объем товарооборота увеличился по сравнению с 2016 г. и составил 71 160 тыс.руб., что на 6,61 % % больше, чем в 2016 г. Численность работающих в 2017 г. увеличилась по сравнению с 2016 г. на 20 %. В связи с увеличением численности персонала среднегодовая выработка одного работника в 2017 г. несколько ниже, чем в предыдущем году (на 2,28 %). Затраты на 1 рубль реализации продукции в 2017 гг. сократились и составили 0,78 руб., что на 4,88 % ниже, чем в 2016 г.
Производственная деятельность предприятия является в 2016-2017 г.г. прибыльной. В 2017 г. прибыль от реализации продукции составила 15 600 тыс.руб., что на 28,93 % выше показателя 2016 г. Рентабельность продаж в 2017 г. выше показателя 2016 г. на 3,78 процентного пункта.
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности кафе «Помпончик» позволяет сделать выводы, что в 2014 г. отмечается увеличение объема товарооборота, прибыли и рентабельности.
Полная численность сотрудников сети кафе «Помпончик» 240 человек.
Организационная структура АО «Пит-Стоп» представлена на рис. 1.
Директор
Управляющие кафе
Начальник отдела кадров
Главный бухгалтер
Заведующий производством
Старшие смены
Пекари
Разнорабочие
Менеджеры по персоналу
Бухгалтеры
Рисунок 1. Организационная структура АО «Пит-Стоп»
Как видно из рис. 1, организационная структура предприятия построена по линейно-функциональному принципу.
2.2. Анализ реализации форм власти на предприятии
Для решения задач по исследованию форм власти в АО «Помпончик», используем методику «Определение стиля управления персоналом», разработанную В. П. Захаровым[40]. Результаты исследования приведены в таблице 2.
Таблица 2
Определение стиля управления персоналом
№ |
Респондент Показатели |
Управляющий кафе |
Заведующий производством |
Главный бухгалтер |
Итого (вариант ответа) |
Итого (вариант стиля) |
1 |
Способ решения дел |
Б |
В |
В |
Б |
Д |
2 |
Метод приказа |
Б |
В |
Б |
B |
Д |
3 |
Отношение к заместителям |
Б |
А |
А |
А |
Д |
4 |
Подход к решению служебных задач |
В |
В |
Б |
В |
Д |
5 |
Отношение к инициативе подчинённых |
А |
В |
В |
В |
Д |
6 |
Отношение к критике |
А |
Б |
А |
А |
Д |
7 |
Отношение к ответственности |
Б |
Б |
Б |
Б |
Д |
8 |
Отношение к советам подчиненных |
А |
Б |
Б |
Б |
Л |
9 |
Потребность в совете |
Б |
Б |
Б |
Б |
Д |
10 |
Отношение к подчиненным |
А |
А |
А |
А |
Л |
11 |
Влияние критических ситуаций на поведение руководителя |
Б |
А |
Б |
А/Б |
Л/А |
12 |
Решение вопросов, в которых руководитель некомпетентен |
Б |
А |
Б |
Б |
Д |
13 |
Требовательность |
Б |
А |
А |
А |
Д |
14 |
Контроль за результатом |
А |
В |
А |
А |
Д |
15 |
Поддержание дисциплины |
А |
В |
А |
В |
Л |
16 |
Работа подчиненных с руководителем |
Б |
В |
Б |
Б |
Д |
Итого |
Д |
Л |
Д |
Д |
Д |
Проведём также качественный анализ данных отдельных руководителей. Подробно исследуем стиль руководства управляющего кафе и заведующего производством.
Рисунок 2. Стиль управления управляющего кафе
Рисунок 3. Стиль управления заведующего производством
Как видно из диаграмм, у управляющего кафе преобладает демократический стиль управления персоналом. Заведующего производством характеризует либерально-демократический стиль.
Для анализа стилей руководства была также использована методика «решетка менеджмента». Данная методика направлена на самоопределение стиля руководства самими руководителями.
Таблица 3
Бланк регистрации ответов управляющего кафе
Порядковые номера суждений |
Выбранные ответы альтернативы |
||||
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
+ |
||||
2 |
+1 |
||||
3 |
+ |
||||
4 |
+ |
||||
5 |
+1 |
||||
6 |
+1 |
||||
7 |
+1 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
+ |
||||
9 |
+ |
||||
10 |
+1 |
||||
11 |
+1 |
||||
12 |
+ |
||||
13 |
+1 |
||||
14 |
+1 |
||||
15 |
+ |
||||
16 |
+1 |
||||
17 |
+ |
||||
18 |
+1 |
П = 7; З = 3.
Рисунок 4. Стиль руководства управляющего кафе
Таблица 4
Бланк регистрации ответов заведующего производством
Порядковые номера суждений |
Выбранные ответы альтернативы |
||||
Всегда |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
+ |
||||
2 |
+ |
1 |
|||
3 |
+1 |
||||
4 |
+ |
||||
5 |
1 |
+ |
|||
6 |
+1 |
||||
7 |
1 |
+ |
|||
8 |
+ |
||||
9 |
+1 |
||||
10 |
1 |
+ |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
11 |
+1 |
||||
12 |
+ |
||||
13 |
1 |
+ |
|||
14 |
1 |
+ |
|||
15 |
+ |
||||
16 |
1 |
+ |
|||
17 |
+ |
||||
18 |
+1 |
П = 2; З = 5
Рисунок 5. Стиль руководства заведующего производством
Как видно из данных «решетки», директор больше ориентирован на сотрудников, администратор - на выполнение задач.
Осуществим социальную диагностику персонала предприятия. Подобная диагностика возможна посредством оценки лидерского потенциала персонала предприятий.
Результаты проведенного исследования показали, что наибольший уровень лидерского потенциала отмечен в среде рабочих в возрастной группе – 21-25 лет, в среде специалистов – 25-40 лет и в среде работников аппарата управления – 40-55 лет. Данное соотношение выглядит вполне закономерным с точки зрения содержания труда каждой из указанных категорий. Так, для рабочих специальностей определяющее значение для лидерства имеют такие факторы, как здоровье, выносливость и навыки, коими в полной мере обладают преимущественно работники в возрасте 21-25, которые начинают свою трудовую карьеру, как правило, раньше остальных категорий работников (с 18 лет) и к 21 году обладают необходимыми умениями и желанием занять лидирующую позицию.
Таблица 5
Возрастные психологические особенности лидерских позиций
Как бы Вы оценили наличие лидерского потенциала в перечисленных возрастных группах |
Ранг степени наличия лидерского потенциала (maх 4) |
Ранг степени конфликтности (maх 4) |
||||
рабочие |
специалисты |
работники аппарата управления |
рабочие |
специалисты |
работники аппарата управления |
|
21-25 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
25-40 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
40-55 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
55-65 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Лидерский потенциал в среде специалистов сосредоточен в возрастной категории 25-40 лет тоже по объективной причине, поскольку именно на этот период приходится пик интеллектуальных достижений. Наибольший лидерский потенциал в среде работников аппарата управления сосредоточен в возрастной группе 25-40 преимущественно вследствие того, что в более раннем возрасте работники в большинстве своем ориентированы на профессиональное развитие в определенной сфере, а в более позднем возрасте работники, имевшие лидерский потенциал в большинстве своем уже достигли своей самореализации.
Результаты мониторинга в части степени конфликтности, связанной с имеющимися на предприятиях лидерскими позициями совпали с итогами исследования лидерского потенциала только в среде рабочих в возрасте 21-25 лет. В среде рабочих данная закономерность объясняется тем, что работники, имеющие потенциал, занимают лидерские позиции в возрасте, когда нет еще достаточного уровня понимания законов менеджмента и межличностных взаимоотношений, что предсказуемо приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что фактически в равной мере относится и к наибольшей лидерской конфликтности среди работников аппарата управления в возрасте 25-40 лет. Среди специалистов наибольший уровень лидерской конфликтности отмечен также в категории работников 21-25 лет, которые, еще не достигнув пика интеллектуальных возможностей, не состоятельны с позиции реализации своего лидерского потенциала.
Лидерский потенциал работников может быть измерен количественно и качественно. Количественные характеристики условий трудовой деятельности показывают соотношение численности, показатель текучести по категориям работников, качественные – образовательный и квалификационный уровни, морально-психологический климат в коллективе, степень удовлетворенности трудом, отношение к ответственности, готовность проявлять инициативу, степень заинтересованности в результатах труда.
В ходе проведенного мониторинга состояния лидерского потенциала работникам были заданы вопросы, направленные на выявление степени влияния рассматриваемых стилей лидерства на возникновение конфликтов (см. табл. 7).
Таблица 6
Степень влияния условий трудовой деятельности на возрастание лидерского потенциала по категориям персонала
Условия трудовой деятельности |
Степень влияния условий трудовой деятельности на возрастание лидерского потенциала |
||
работники аппарата управления |
Специалисты |
рабочие |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
делегирование полномочий |
высокая |
высокая |
средняя |
усиление ответственности |
высокая |
высокая |
средняя |
увеличение заработной платы |
средняя |
средняя |
высокая |
увеличение премиального вознаграждения |
средняя |
средняя |
высокая |
увеличение количества социальных льгот |
средняя |
средняя |
высокая |
стаж |
высокая |
высокая |
высокая |
статус |
высокая |
высокая |
средняя |
повышение квалификации |
высокая |
высокая |
средняя |
образование |
высокая |
высокая |
средняя |