Файл: Теоретические и методические основы изучения мотивации персонала предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ кадрового состава ООО «Домофон Сервис»

Кадровый потенциал предприятия можно охарактеризовать рядом качественных и количественных показателей.

К первым характеристикам относятся:

- численность занятых на предприятии;

- средний возраст;

- средний стаж работы на предприятии;

- уровень текучести кадров.

К качественным характеристикам относятся ценностные ориентации, уровень культуры и образованности и т.п. [19, c. 178].

Структура обеспеченности ООО «Домофон Сервис» персоналом в 2015-2017 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2

Обеспеченность ООО «Домофон Сервис» персоналом в 2015-2017 гг. трудовыми ресурсами

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение от 2015 к 2016 году

Отклонение от 2015 к 2017 году

Численность персонала, чел.

19

21

24

2

5

Руководители, чел.

2

2

2

0

0

Специалисты, чел.

8

8

9

0

1

Рабочий персонал, чел.

9

11

13

2

4

К категории рабочих на предприятии относится персонал сервисной службы по установке, наладке и обслуживанию домофонного оборудования. К категории специалистов относятся менеджеры по продажам, диспетчеры сервисной службы и персонал абонентского отдела.

В 2017 году произошло значительное увеличение среднесписочной численности персонала компании на 4 человека, что было вызвано необходимостью распределения нагрузки на персонал в целях повышения качества обслуживания домофонного оборудования, установленного в жилом и нежилом фонде и оптимизацией расходов на обращение к услугам сторонних организаций.

На рисунке 2 приведена структура персонала ООО «Домофон Сервис» по основным категориям в 2017 году.

Рисунок 2. Структура персонала ООО «Домофон Сервис» по основным категориям в 2017 году


Из таблицы 2 и рисунка видно, что наибольший удельный вес в структуре персонала ООО «Домофон Сервис» занимает категория рабочих и специалистов.

Чтобы иметь более полное представление о составе персонала предприятия, проанализируем возрастной уровень работников. Структура персонала ООО «Домофон Сервис» по возрастному параметру имеет следующий вид (см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение персонала ООО «Домофон Сервис» по возрастному параметру

Возраст, лет

Количество сотрудников

2015

2016

2017

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

До 30

5

26,32

7

33,33

7

29,17

30-40

8

42,11

8

38,10

8

33,33

40-50

4

21,05

3

14,29

5

20,83

Старше 50

2

10,53

3

14,29

4

16,67

Всего

19

100,00

21

100,00

24

100,00

Из таблицы 3 следует, что самые многочисленные возрастные группы персонала - до 30 лет и от 30 до 40 лет. Средний возраст персонала в 2017 году - 37,3 года.

Получение высоких результатов возможно, только если работники обладают специальными знаниями и умениями. Кадровый потенциал ООО «Домофон Сервис» зависит от уровня образования работников (см. табл. 4).

Таблица 4

Образовательный уровень персонала ООО «Домофон Сервис»

Образование

Количество сотрудников

2015

2016

2017

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Высшее

3

15,79

4

19,05

5

20,83

Среднее специальное

10

52,63

12

57,14

13

54,17

Среднее

2

10,53

5

23,81

6

25,00

Всего

19

100,00

21

100,00

24

100,00


Из таблицы 4 следует, что за последние три года выросла доля работников, имеющих среднее образование. К данной категории работников на предприятии относятся низкоквалифицированные рабочие кадры – дворники и уборщицы. По отношению к уровню среднесписочной численности персонала наблюдается рост высококвалифицированных кадров, имеющих высшее образование.

Важное место в формировании кадрового потенциала предприятия играет и стаж работы персонала (см. табл. 5).

Таблица 5

Структура персонала ООО «Домофон Сервис» по стажу работы на предприятии

Образование

Количество сотрудников

2015

2016

2017

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Менее 1 года

7

36,84

6

28,57

8

33,33

1-3 года

10

52,63

9

42,86

10

41,67

Свыше 3 лет

2

10,53

6

28,57

6

25,00

Всего

19

100,00

21

100,00

24

100,00

На основании данных таблицы 5 можно сделать вывод о росте среднего стажа работы персонала на предприятии, что положительно сказывается на морально-психологическом климате, а также уровне профессионализма работников.

Подводя итоги оценке кадрового потенциала ООО «Домофон Сервис», произведем расчет уровня текучести кадров (см. табл. 6).

Таблица 6

Оценка уровня текучести кадров в ООО «Домофон Сервис»

Показатель

2015

2016

2017

Среднесписочная численность, чел.

19

21

24

Количество уволенных по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины, чел.

5

5

8

Уровень текучести, %

26,32

23,81

33,33

В соответствии с произведенными расчетами, уровень текучести кадров в ООО «Домофон Сервис» вырос за три года с 26,32 до 33,33%, что отрицательно характеризует эффективность кадровой политики предприятия.


Даже учитывая отраслевую принадлежность предприятия, уровень текучести в 2017 году значительно превышает норму.

В целом на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что предприятие обладает достаточным кадровым потенциалом для реализации стратегии активного развития, однако высокие показатели текучести кадров свидетельствуют о низкой эффективности каровой политики.

2.3. Оценка системы мотивации в ООО «Домофон Сервис»

Для оплаты труда работников ООО «Домофон Сервис» устанавливается тарифная система. Тарификация работ рабочих, руководителей и специалистов производится в соответствии с Положение об оплате труда на предприятии ООО «Домофон Сервис». Тарифные ставки установлены с учетом вредных, опасных и тяжелых условий труда, соответствующие доплаты за условия труда отдельно не производятся.

На рисунке 3 приведена структура фонда оплаты труда ООО «Домофон Сервис».

Рисунок 3. Структура фонда оплаты труда ООО «Домофон Сервис»

Рассмотрим динамику среднемесячной заработной платы персонала ООО «Домофон Сервис» в 2015-2017 годах.

Таблица 7

Динамику среднемесячной заработной платы персонала ООО «Домофон Сервис» в 2015-2017 годах

Среднемесячная оплата труда

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение от 2015 к 2016 году

Отклонение от 2015 к 2017 году

Руководители, тыс.руб./чел.

24,2

24,9

25,9

0,7

1,7

Специалисты, тыс.руб./чел.

17,2

17,43

18,12

0,23

0,92

Рабочий персонал, тыс.руб./чел.

14,32

15,1

17,01

0,78

2,69

Среднемесячная заработная плата, тыс.руб./чел.

16,57

16,92

18,17

0,35

1,59

Данные таблицы 7 позволяют заключить, что в 2017 году уровень среднемесячной заработной платы персонала компании по обслуживанию домофонного оборудования увеличился на 1,59 тыс.руб. Набольшее увеличение продемонстрировала заработная плата рабочего персонала и административного персонала, а вот уровень оплаты труда инженерного персонала возрос достаточно незначительно.


На рисунке 4 приведена структура фонда оплаты труда ООО «Домофон Сервис» по категориям работников в 2017 году.

Рисунок 4. Структура фонда оплаты труда ООО «Домофон Сервис» по категориям работников в 2017 году

Фонд оплаты труда компании в исследуемом периоде увеличился на 1 454 тыс. руб., что произошло по причине прироста среднесписочной численности персонала и индексации оплаты труда в целях повышения лояльности персонала. Самую значительную долю в структуре фонда оплаты труда занимают выплаты рабочим (сервисному персоналу), а также оплата труда специалистов компании.

В таблице 8 представлена динамика эффективности использования фонда оплаты труда компании по отношению к производительности труда персонала.

Таблица 8

Динамика эффективности использования фонда оплаты труда компании по отношению к производительности труда персонала

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение, +/-

2016/2015 гг.

2017/2015 гг.

Объем выручки, тыс. руб.

14 111

15 229

15 677

1 118

1 566

Численность персонала, тыс. руб.

19

21

24

2

5

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

3 779

4 264

5 232

486

1 454

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб./чел.

16,57

16,92

18,17

0,35

1,59

Производительность труда, тыс. руб./чел.

742,68

725,19

653,21

-17,49

-89,48

Представленные данные позволяют заключить, что на предприятии за исследуемый период наблюдается рост фонда оплаты труда в противовес к снижающейся производительности труда персонала. Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточно эффективной политике материального стимулирования работников компании, не учитывающей трудовой вклад работников в показатели доходности компании.

В качестве нематериальных стимулов к трудовой деятельности в ООО «Домофон Сервис» дополнительно используются: