Файл: Теоретические и методические основы изучения мотивации персонала предприятия.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения мотивации персонала предприятия
Процесс мотивации и его характеристики
1.2. Анализ современных теорий мотивации персонала
1.3. Управление мотивацией персонала в современных компаниях
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ кадрового состава ООО «Домофон Сервис»
2.3. Оценка системы мотивации в ООО «Домофон Сервис»
3.1. Описание мероприятий по совершенствованию мотивации персонала
3.2. Оценка эффективности мероприятий
2.2. Анализ кадрового состава ООО «Домофон Сервис»
Кадровый потенциал предприятия можно охарактеризовать рядом качественных и количественных показателей.
К первым характеристикам относятся:
- численность занятых на предприятии;
- средний возраст;
- средний стаж работы на предприятии;
- уровень текучести кадров.
К качественным характеристикам относятся ценностные ориентации, уровень культуры и образованности и т.п. [19, c. 178].
Структура обеспеченности ООО «Домофон Сервис» персоналом в 2015-2017 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
Обеспеченность ООО «Домофон Сервис» персоналом в 2015-2017 гг. трудовыми ресурсами
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение от 2015 к 2016 году |
Отклонение от 2015 к 2017 году |
Численность персонала, чел. |
19 |
21 |
24 |
2 |
5 |
Руководители, чел. |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
Специалисты, чел. |
8 |
8 |
9 |
0 |
1 |
Рабочий персонал, чел. |
9 |
11 |
13 |
2 |
4 |
К категории рабочих на предприятии относится персонал сервисной службы по установке, наладке и обслуживанию домофонного оборудования. К категории специалистов относятся менеджеры по продажам, диспетчеры сервисной службы и персонал абонентского отдела.
В 2017 году произошло значительное увеличение среднесписочной численности персонала компании на 4 человека, что было вызвано необходимостью распределения нагрузки на персонал в целях повышения качества обслуживания домофонного оборудования, установленного в жилом и нежилом фонде и оптимизацией расходов на обращение к услугам сторонних организаций.
На рисунке 2 приведена структура персонала ООО «Домофон Сервис» по основным категориям в 2017 году.
Рисунок 2. Структура персонала ООО «Домофон Сервис» по основным категориям в 2017 году
Из таблицы 2 и рисунка видно, что наибольший удельный вес в структуре персонала ООО «Домофон Сервис» занимает категория рабочих и специалистов.
Чтобы иметь более полное представление о составе персонала предприятия, проанализируем возрастной уровень работников. Структура персонала ООО «Домофон Сервис» по возрастному параметру имеет следующий вид (см. табл. 3).
Таблица 3
Распределение персонала ООО «Домофон Сервис» по возрастному параметру
Возраст, лет |
Количество сотрудников |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
До 30 |
5 |
26,32 |
7 |
33,33 |
7 |
29,17 |
30-40 |
8 |
42,11 |
8 |
38,10 |
8 |
33,33 |
40-50 |
4 |
21,05 |
3 |
14,29 |
5 |
20,83 |
Старше 50 |
2 |
10,53 |
3 |
14,29 |
4 |
16,67 |
Всего |
19 |
100,00 |
21 |
100,00 |
24 |
100,00 |
Из таблицы 3 следует, что самые многочисленные возрастные группы персонала - до 30 лет и от 30 до 40 лет. Средний возраст персонала в 2017 году - 37,3 года.
Получение высоких результатов возможно, только если работники обладают специальными знаниями и умениями. Кадровый потенциал ООО «Домофон Сервис» зависит от уровня образования работников (см. табл. 4).
Таблица 4
Образовательный уровень персонала ООО «Домофон Сервис»
Образование |
Количество сотрудников |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Высшее |
3 |
15,79 |
4 |
19,05 |
5 |
20,83 |
Среднее специальное |
10 |
52,63 |
12 |
57,14 |
13 |
54,17 |
Среднее |
2 |
10,53 |
5 |
23,81 |
6 |
25,00 |
Всего |
19 |
100,00 |
21 |
100,00 |
24 |
100,00 |
Из таблицы 4 следует, что за последние три года выросла доля работников, имеющих среднее образование. К данной категории работников на предприятии относятся низкоквалифицированные рабочие кадры – дворники и уборщицы. По отношению к уровню среднесписочной численности персонала наблюдается рост высококвалифицированных кадров, имеющих высшее образование.
Важное место в формировании кадрового потенциала предприятия играет и стаж работы персонала (см. табл. 5).
Таблица 5
Структура персонала ООО «Домофон Сервис» по стажу работы на предприятии
Образование |
Количество сотрудников |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Менее 1 года |
7 |
36,84 |
6 |
28,57 |
8 |
33,33 |
1-3 года |
10 |
52,63 |
9 |
42,86 |
10 |
41,67 |
Свыше 3 лет |
2 |
10,53 |
6 |
28,57 |
6 |
25,00 |
Всего |
19 |
100,00 |
21 |
100,00 |
24 |
100,00 |
На основании данных таблицы 5 можно сделать вывод о росте среднего стажа работы персонала на предприятии, что положительно сказывается на морально-психологическом климате, а также уровне профессионализма работников.
Подводя итоги оценке кадрового потенциала ООО «Домофон Сервис», произведем расчет уровня текучести кадров (см. табл. 6).
Таблица 6
Оценка уровня текучести кадров в ООО «Домофон Сервис»
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
Среднесписочная численность, чел. |
19 |
21 |
24 |
Количество уволенных по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины, чел. |
5 |
5 |
8 |
Уровень текучести, % |
26,32 |
23,81 |
33,33 |
В соответствии с произведенными расчетами, уровень текучести кадров в ООО «Домофон Сервис» вырос за три года с 26,32 до 33,33%, что отрицательно характеризует эффективность кадровой политики предприятия.
Даже учитывая отраслевую принадлежность предприятия, уровень текучести в 2017 году значительно превышает норму.
В целом на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что предприятие обладает достаточным кадровым потенциалом для реализации стратегии активного развития, однако высокие показатели текучести кадров свидетельствуют о низкой эффективности каровой политики.
2.3. Оценка системы мотивации в ООО «Домофон Сервис»
Для оплаты труда работников ООО «Домофон Сервис» устанавливается тарифная система. Тарификация работ рабочих, руководителей и специалистов производится в соответствии с Положение об оплате труда на предприятии ООО «Домофон Сервис». Тарифные ставки установлены с учетом вредных, опасных и тяжелых условий труда, соответствующие доплаты за условия труда отдельно не производятся.
На рисунке 3 приведена структура фонда оплаты труда ООО «Домофон Сервис».
Рисунок 3. Структура фонда оплаты труда ООО «Домофон Сервис»
Рассмотрим динамику среднемесячной заработной платы персонала ООО «Домофон Сервис» в 2015-2017 годах.
Таблица 7
Динамику среднемесячной заработной платы персонала ООО «Домофон Сервис» в 2015-2017 годах
Среднемесячная оплата труда |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение от 2015 к 2016 году |
Отклонение от 2015 к 2017 году |
Руководители, тыс.руб./чел. |
24,2 |
24,9 |
25,9 |
0,7 |
1,7 |
Специалисты, тыс.руб./чел. |
17,2 |
17,43 |
18,12 |
0,23 |
0,92 |
Рабочий персонал, тыс.руб./чел. |
14,32 |
15,1 |
17,01 |
0,78 |
2,69 |
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб./чел. |
16,57 |
16,92 |
18,17 |
0,35 |
1,59 |
Данные таблицы 7 позволяют заключить, что в 2017 году уровень среднемесячной заработной платы персонала компании по обслуживанию домофонного оборудования увеличился на 1,59 тыс.руб. Набольшее увеличение продемонстрировала заработная плата рабочего персонала и административного персонала, а вот уровень оплаты труда инженерного персонала возрос достаточно незначительно.
На рисунке 4 приведена структура фонда оплаты труда ООО «Домофон Сервис» по категориям работников в 2017 году.
Рисунок 4. Структура фонда оплаты труда ООО «Домофон Сервис» по категориям работников в 2017 году
Фонд оплаты труда компании в исследуемом периоде увеличился на 1 454 тыс. руб., что произошло по причине прироста среднесписочной численности персонала и индексации оплаты труда в целях повышения лояльности персонала. Самую значительную долю в структуре фонда оплаты труда занимают выплаты рабочим (сервисному персоналу), а также оплата труда специалистов компании.
В таблице 8 представлена динамика эффективности использования фонда оплаты труда компании по отношению к производительности труда персонала.
Таблица 8
Динамика эффективности использования фонда оплаты труда компании по отношению к производительности труда персонала
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение, +/- |
|
2016/2015 гг. |
2017/2015 гг. |
||||
Объем выручки, тыс. руб. |
14 111 |
15 229 |
15 677 |
1 118 |
1 566 |
Численность персонала, тыс. руб. |
19 |
21 |
24 |
2 |
5 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
3 779 |
4 264 |
5 232 |
486 |
1 454 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб./чел. |
16,57 |
16,92 |
18,17 |
0,35 |
1,59 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
742,68 |
725,19 |
653,21 |
-17,49 |
-89,48 |
Представленные данные позволяют заключить, что на предприятии за исследуемый период наблюдается рост фонда оплаты труда в противовес к снижающейся производительности труда персонала. Данное обстоятельство свидетельствует о недостаточно эффективной политике материального стимулирования работников компании, не учитывающей трудовой вклад работников в показатели доходности компании.
В качестве нематериальных стимулов к трудовой деятельности в ООО «Домофон Сервис» дополнительно используются: