Файл: Теоретические и методические основы изучения мотивации персонала предприятия.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения мотивации персонала предприятия
Процесс мотивации и его характеристики
1.2. Анализ современных теорий мотивации персонала
1.3. Управление мотивацией персонала в современных компаниях
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ кадрового состава ООО «Домофон Сервис»
2.3. Оценка системы мотивации в ООО «Домофон Сервис»
3.1. Описание мероприятий по совершенствованию мотивации персонала
3.2. Оценка эффективности мероприятий
- поощрения и благодарности сотрудников по итогам кварталов за качественное выполнение трудовых обязанностей;
- присвоение званий «Работник месяца».
В таблице 9 приведена обобщенная система материальной и нематериальной мотивации, применяемой в ООО «Домофон Сервис».
Таблица 9
Обобщенная система материальной и нематериальной мотивации, применяемой в ООО «Домофон Сервис»
Материальное денежное стимулирование (регулируется Положением об оплате труда) |
Заработная плата Стимулирующие добавки: - за совмещение профессий (должностей); - расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; - выполнение обязанностей отсутствующего работника; - рабочим за профессиональное мастерство; - специалистам за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации; - бригадирам (звеньевым) из числа рабочих, не освобожденных от основной работы; - за выслугу лет. |
Материальное неденежное стимулирование (на основе Коллективного договора) |
Обязательное медицинское страхование Адресная материальная помощь Пенсионная программа Поручительство в кредитных операциях |
В целях оценки удовлетворенности принятой системы мотивации и стимулирования труда в ООО «Домофон Сервис» в рамках написания работы было проведено анкетирование персонала. В анкетировании согласились принять участие 20 человек, относящихся к категории рабочих и специалистов компании. Образец анкеты приведен в приложении 1.
На рисунке 5 приведены результаты ответов респондентов на вопрос как давно они работают в компании ООО «Домофон Сервис».
Рисунок 5. Результаты ответов респондентов на вопрос как давно они работают в компании ООО «Домофон Сервис»
Данные рисунка 5 позволяют сделать выводы о том, что 30% от всех опрошенных работает в компании более 2 лет. Основной категорией персонала компании являются сотрудники компании, работающие в ООО «Домофон Сервис» свыше года.
На рисунке 6 приведено распределение ответов респондентов на вопрос удовлетворены ли они условиями труда в компании ООО «Домофон Сервис».
Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос удовлетворены ли они условиями труда в компании ООО «Домофон Сервис»
Представленные данные позволяют заключить, что лишь 25% опрошенных или 5 человек удовлетворены условиями труда в ООО «Домофон Сервис». 50% опрошенных или 10 человек указали, что лишь частично удовлетворены текущим рабочим местом. 5 человек или 25% полностью не удовлетворены условиями труда в компании и если представится такая возможность, то они поменяют работу.
В целях выявления причин неудовлетворенности условиями труда работников ООО «Домофон Сервис» им был задан вопрос «Что Вас не устраивает на текущем месте работы?». На данный вопрос можно было дать несколько вариантов ответов. Результаты ответов работников ООО «Домофон Сервис» приведены на рисунке 7.
Рисунок 7. Причины неудовлетворенности трудом
Данные рисунка 7 позволяют сделать вывод, что большинство работающих в компании ООО «Домофон Сервис» недовольны уровнем оплаты труда. Данный фактор негативно оценили 15 человек или 75% опрошенных. Кроме того, часто в ответах фигурировало недовольство взаимоотношениями в коллективе среди сотрудников.
На рисунке 8 приведено распределение ответов респондентов об их понимании из чего складывается оплата труда.
Рисунок 8. Распределение ответов респондентов об их понимании из чего складывается оплата труда
Лишь 10% опрошенных воспринимают оплату труда как свой трудовой вклад в общие цели развития организации, 70% сотрудников отметили, что оплата труда, прежде всего, должна основываться на уровне их квалификации и трудового вклада в работу организации, а 10% сотрудников воспринимают оплату труда как минимальный гарантированный источник доходов.
Следующим вопросом в анкете сотрудникам предлагалось внести предложения по улучшению условий труда работников ООО «Домофон Сервис». На данный вопрос сотрудники выбирали несколько вариантов ответов.
Рисунок 9. Предложения по улучшению условий труда работников ООО «Домофон Сервис» по мнению опрошенных
Таким образом, 15 из 20 опрошенных сотрудников считают, что в ООО «Домофон Сервис» необходимо совершенствовать принятую систему оплаты труда, оценивая уровень трудового вклада и качество труда работников. 8 человек отметили, что нуждаются в повышении квалификации за счет компании. 4 человека указали, что руководству необходимо предпринимать меры для повышения сплоченности трудового коллектива.
Подводя итоги проведенному анализу можно сделать следующие выводы:
1. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что предприятие обладает достаточным кадровым потенциалом для реализации стратегии активного развития, однако высокие показатели текучести кадров свидетельствуют о низкой эффективности каровой политики.
2. Проведенный опрос показал, что более 50% сотрудников не в полной мере удовлетворены условиями труда в компании и считают, что в ООО «Домофон Сервис» необходимо совершенствовать принятую систему оплаты труда, оценивая уровень трудового вклада и качество труда работников.
3. Лишь 10% опрошенных воспринимают оплату труда как свой трудовой вклад в общие цели развития организации, 70% сотрудников отметили, что оплата труда, прежде всего, должна основываться на уровне их квалификации и трудового вклада в работу организации.
Итак, на предприятии используется стандартная система материальных и нематериальных стимулов. К негативным моментам в принятой системе можно отнести принятую оплату труда без учета трудового вклада работников в получение доходов и отсутствие системы профессионального обучения за счет предприятия.
Данные направления политики мотивации и стимулирования персонала компании нуждаются в совершенствовании.
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию мотивации и стимулирования персонала ООО «Домофон Сервис»
3.1. Описание мероприятий по совершенствованию мотивации персонала
Данные проведенного анализа показали, что в настоящее время в ООО «Домофон Сервис» не используется такая форма нематериальной мотивации работников, как профессиональное обучение за счет предприятия.
Между тем, все сотрудники сервисных предприятий, чья работа непосредственно влияет на качество оказываемых услуг, проходят необходимое обучение и должны иметь квалификацию, позволяющую им работать самостоятельно.
Успех деятельности предприятия зависит от множества факторов: ситуации на рынке, конкурентов, технической оснащенности предприятия, финансирования, выбранной стратегии развития, маркетинговой политики, профессионализма сотрудников. Профессионализм сотрудников – богатейший ресурс, развитие и приумножение которого, при прочих равных условиях, может стать неоспоримым конкурентным преимуществом, и в конечном итоге, обеспечить предприятию блестящие результаты [18, c. 113].
Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок.
Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства.
Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности [10, c. 26].
В целях оптимизации политики нематериальной мотивации в ООО «Домофон Сервис» предлагается провести обучение работников сервисной службы по курсу «Монтаж и проектирование слаботочных сетей».
Курс «Монтаж и проектирование слаботочных сетей» охватывает различные стороны деятельности инженера-проектировщика слаботочных систем. Каждый специалист, занимающийся слаботочными системами, должен уметь производить проектирование и монтаж различных сетей связи, систем видеонаблюдения и контроля, с проектированием и монтажом линий телевидения, радио, телефонной связи, домофонов, различных устройствами доступа и охраны, связи, кабельными системами, как в гражданских, так и в промышленных зданиях.
Цели модуля «Монтаж и проектирование слаботочных сетей»: дать учащимся представление о слаботочных системах, порядке их проектирования, монтажа и сдачи в эксплуатацию. В модуле рассматриваются системы пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, телефонная сеть, вычислительная сеть, система видеонаблюдения, система контроля доступа и система диспетчеризации инженерного оборудования. Рассматриваются стадии прохождения проекта, организация сетей и метрики каналов, основные слаботочные системы. В модуль входят нормативные документы, предназначенные для самостоятельного изучения.
Перечень знаний и навыков для прошедших курс:
- монтаж слаботочных сетей, работе с монтажными схемами;
- параметры и подбор оборудования в зависимости от поставленной задачи;
- навыки по установке и настройке оборудования, необходимые специалисту-монтажнику слаботочных систем.
Категории слушателей курса: специалисты в сфере монтажа слаботочных систем; электротехнический персонал предприятия, желающий получить дополнительные практические навыки; работники предприятий, ответственные за обслуживание технических средств связи и охраны.
В таблице 10 приведена программа курса «Монтаж и проектирование слаботочных сетей» для сотрудников ООО «Домофон Сервис».
Таблица 10
Программа курса «Монтаж и проектирование слаботочных сетей» для сотрудников ООО «Домофон Сервис»
Наименование модуля |
Продолжительность, час. |
Системы видеонаблюдения: выбор оборудования Охранная сигнализация: выбор оборудования: с «традиционными» картами; с бесконтактной идентификацией; биометрические; работы по монтажу; работы по пуско-наладке; сервисное обслуживание. |
10 |
Телефонизация: строительство внутренней слаботочной сети; монтаж систем и оборудования; работы по пуску системы, наладка системы. |
7 |
Требования НТД к монтажным работам: монтаж в трубе; монтаж кабельного канала; открытая прокладка, монтаж во взрывозащищённом исполнении; совместная прокладка сетей. |
10 |
Пожарная сигнализация и СОУЭ: выбор оборудования: выбор и типы извещателей; выбор и типы ППК; требования и НТД к монтажу систем; регламенты и объёмы обслуживания. |
15 |
Всего |
42 |
Таким образом, курс «Монтаж и проектирование слаботочных сетей» для сотрудников ООО «Домофон Сервис» рассчитан на 72 часа. В обучении предлагается задействовать весь персонал сервисной службы в количестве 13 человек, разделив персонал на 2 группы. Обучение будет проходить в очной форме 7 часов в неделю на базе «Учебно-курсовой комбинат».
По итогам обучения по курсу «Монтаж и проектирование слаботочных сетей» слушателям выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации сроком действия 5 лет.
Аттестация слушателей проводится силами «Учебно-курсовой комбинат».
3.2. Оценка эффективности мероприятий
В таблице 11 приведен план затрат на проведение обучения сотрудников ООО «Домофон Сервис» в системе дополнительного дистанционного образования.
Таблица 11
План затрат на проведение обучения сотрудников ООО «Домофон Сервис» в системе дополнительного образования
Наименование статьи затрат |
Сумма, тыс.руб. |
Стоимость прохождения курса на 1 слушателя |
4,5 |
Общая стоимость курса для ООО «Домофон Сервис» |
13×4,5=58,5 |