Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики
Понятие инвестиционной политики государства и ее значение
Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности в РФ
2.1 Особенности инвестиционного климата РФ
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ
2.3 Функционирование иностранных инвестиций в России
Глава 3. Пути совершенствования инвестиционной политики РФ
3.1 Основные характеристики и проблемы реализации современной инвестиционной политики
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной политики РФ
Объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику в 2018 году по основным странам-инвесторам (млн. Долл. США).
Наибольшая доля в накопленном иностранном капитале пришлась на другие инвестиции на возвратной основе - 57,8% (на конец июня 2018 года - 55,2%), доля прямых инвестиций составила 39,5% (40,6%), портфельных инвестиций - 2,7 % (4,2%).
В первом полугодии 2017 года российская экономика получила 87,7 миллиарда долларов иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в первом полугодии 2018 года. [17]
Объем погашенных инвестиций, ранее полученных в Россию из-за рубежа, был в первой половине 2018 года. В первом полугодии 2017 года объем инвестиций, погашенных в Россию из-за рубежа, составил 81,7 миллиарда долларов, что в 2,5 раза больше, чем в первом полугодии. 2017 года.
Глава 3. Пути совершенствования инвестиционной политики РФ
3.1 Основные характеристики и проблемы реализации современной инвестиционной политики
Важную роль в правовом регулировании инвестиционной деятельности играет Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Закон имеет принципиальное значение, поскольку определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальные вложения, а также права и обязанности инвесторов. Кроме того, в 39-ФЗ установлены гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемых в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности [1].
Кроме того, 39-ФЗ устанавливает четкое разделение полномочий в области государственного регулирования инвестиционной деятельности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы власти используют следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений:
- Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений путем: Совершенствование налоговой системы, механизма амортизации и использования амортизационных отчислений; Предоставление инвестиционным субъектам льготных условий использования земельных и иных природных ресурсов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- расширение использования государственных средств и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; Создание и развитие сети информационно-аналитических центров, которые проводят регулярные рейтинги и публикуют рейтинги субъектов инвестиционной деятельности;
- Принятие антимонопольных мер;
- Расширение возможностей использования залогового обеспечения в процессе кредитования; развитие финансового лизинга в Российской Федерации; переоценка основных средств в соответствии с темпами инфляции;
- непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений путем:
- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, реализуемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета;
- ежегодно формируется федеральная целевая инвестиционная программа на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализация в соответствии с в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- защита российских организаций от поставок устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаучных технологий, оборудования, конструкций и материалов; Участие в инвестиционном процессе временно приостановленных и законсервированных строительных проектов и объектов государственной собственности;
- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по окончании торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
Государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:
1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
2) посредством прямого управления государственными инвестициями;
3) принятием государственных инвестиционных программ;
4) посредством особого регулирования государственной деятельности;
5) экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:
• налогообложение;
• участие государственных органов в инвестиционной деятельности;
• создание свободных экономических зон;
• распределение и перераспределение финансовых ресурсов;
• кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов).
Инвестиционная деятельность в РФ регулируется системой законов и нормативных актов.
В качестве законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:
• Конституция Российской Федерации.
• Градостроительный кодекс РФ.
• Гражданский кодекс РФ, часть первая, часть вторая.
• Налоговый кодекс, часть первая, часть вторая. [8]
Для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут использовать следующие формы и методы:
- разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации [8].
Таким образом, в настоящее время за федеральным центром остается выполнение главных функций государства в экономике:
- формирование условий для развития свободного рынка;
- кардинальное улучшение инвестиционного климата;
- развитие конкуренции между регионами за привлечение частных инвестиций;
- поддержка эффективных социально-экономических программ;
- демонополизация и децентрализация экономики;
- осуществление перехода от старой модели развития, базирующейся в основном на экспорте сырья, к современной инновационной экономической модели развития [10].
Текущая ситуация в сфере инвестиционной политики в России и проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику.
Во время финансово-экономического кризиса инвестиционный климат в России ухудшился. Это было связано с несколькими причинами. Во-первых, масштабный отток капитала из страны (по данным ЦБ, только в 2008 году отток капитала из России «составил 129,9 млрд долларов, а банковский сектор страны экспортировал 57,5 млрд долларов за год» Это рекордный отток капитала из страны в последние годы [5].
Другие причины снижения притока инвестиций, обвал фондового рынка российских предприятий, непроизводительные заимствования за рубежом, а также общесистемный кризис Российская экономика. Следует отметить, что в течение этого периода Правительство Российской Федерации осуществляло масштабную антикризисную программу, и эти меры имели определенный положительный эффект. Большинство запланированных мер были успешно реализованы, некоторые были продлены, другие продолжают модернизироваться и уточняться. На 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов была разработана федеральная целевая инвестиционная программа, меры которой были разработаны в соответствии с приоритетами государственных инвестиций, такими как создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе развития здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем граждан, улучшения демографической ситуации;
- укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, развития пограничной и таможенной инфраструктуры;
- улучшение экологической обстановки, создание условий для безопасной жизнедеятельности;
- развитие инфраструктуры судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости;
- обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
- открытость, «прозрачность» и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов [12].
Целевая программа направлена на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, а также на решение ряда наиболее важных социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основе по предложениям, утвержденным решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Общий объем инвестиций в мероприятия программы составил около 900 миллионов рублей. [8]
2016 год является четвертым годом инвестиционного спада в России, который начался еще до санкций и нефтяного обвала. Экономисты говорят о второй инвестиционной паузе в стране после 90-х годов. Первый из них произошел в 90-х годах и длился около восьми лет.
Экономисты указывают на инвестиционную паузу, которая началась в стране в 2013 году и продолжается по сей день. «За последние 17 лет инвестиционная пауза в 2013–2015 годах стала первым длительным периодом отсутствия реального роста инвестиций в основной капитал», - говорят они. [6]
После 2000 года инвестиции в Россию росли почти каждый год, как правило, быстрее, чем ВВП и промышленное производство. Это продолжалось до кризисного 2009 года, когда инвестиции сократились на 15,7%. В 2010 году казалось, что посткризисное оживление инвестиций началось, но оно было недолгим.
В конце 2013 года Росстат зафиксировал снижение инвестиций на 0,2%. Признаки ухудшения могут быть обнаружены в статистике за второй квартал года - до обострения отношений с Украиной, конфликта вокруг Крыма, санкций, нефтяного обвала. В 2014 году инвестиции сократились на 2,7%, в 2015 году - на 8,4%. В то же время собственные финансовые ресурсы предприятий в настоящее время являются практически единственным источником инвестиций, поскольку банковские кредиты выдаются по высоким ставкам, а правительство, хотя разрабатывает антикризисные меры, не спешит тратить дефицит бюджета, а внешние заимствования сдерживаются санкциями. [18]
Таким образом, с учетом наличия кризисных явлений инвестиционная сфера Российской Федерации характеризуется следующими признаками:
- недостаточный объем государственных инвестиций;
- в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;
- возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования [15].
Инвестиционный кризис в нашем государстве предопределен несколькими причинами:
- продолжительный экономический упадок;
- понижение валовых национальных накоплений;
- инфляционные течения;
- понижение стабильности национальной валюты;
- структурные изменения денежной массы;
- понижение инвестиционных выплат государственного бюджета при невозвращённом росте финансирования инвестиций из собственных и привлеченных средств организаций;
- усиление кризиса бюджетной системы;
- рост объема неплатежей;
- нестабильное финансовое положение организаций;
- несоблюдение процессов создания общественного капитала;
- выбор в получении доходов на финансовом рынке, пустой приход иностранных инвестиций;
- неразумность экономической деятельности государства;
- недочёты законодательства;
- продолжительный темп институциональных реформ.
Отечественный опыт реформирования инвестиционной среды носит преимущественно негативный характер, что обусловлено как несовершенством разработки общего плана реформ, так и профанацией реализации заложенных в нем принципов на практике [10].